Костик

         Его все называли - Костик. Я никогда не слышал, что бы  кто-нибудь назвал его полным именем – Константин или хотя бы Костя. Для всех он был  только – Костик. Костик  Дувальский, всегда неунывающий, весёлый, общительный.  Работал он  на шахтной поверхности -  монтёром связи.  Наверное, не было ни одного человека на нашей шахте, кто бы не знал Костика Дувальского.  Его можно было встретить  везде:  в административном здание, в механическом цехе, в  бытовых помещениях,  и  даже  в кабинетах первых руководителей шахты. Связь нужна всем, без телефонной связи не может жить  огромное промышленное предприятие. В те, теперь уже далёкие времена, о мобильной связи никто даже и не слышал. Большой редкостью были даже обычные телефоны с кнопочными номеронабирателями. Страна  переживала расцвет застойно-запойных времён. Все были обеспечены работой, за работу платили хорошую  зарплату, а  с  учётом северных надбавок и коэффициентов, а также регулярных премий за выполнение плана – зарплата была даже очень приличной. Даже на Севере, в краю снегов и вечной мерзлоты, при   высоких северных ценах, её хватало на всё, в т.ч. и на выпивку.
       В  любом коллективе, особенно молодёжном, всегда случаются  события, которые необходимо  отметить: дни рождения, рождения детей, уход в отпуск, первая получка или просто праздник. И такие отмечалки  у нас случались  довольно  часто.  Собирались после работы, сбрасывались на выпивку и закуску и отмечали. Если дело было летом, и позволяла погода, то уходили в тундру на свежий воздух и простор. Зимой обычно  накрывали столы, в каком нибудь служебном помещение - втихаря от начальства. И хотя начальство, конечно, знало об этом, или, по крайней мере  догадывалось  -  смотрело на такие вещи сквозь пальцы.
      Я пришёл в их коллектив с другого участка,  и уже в первую  зарплату мне пришлось накрыть «поляну», так  было принято  - с первой зарплаты на новом месте, ты должен угостить  своих коллег. 
      Коллектив был небольшой.  Я, с вечера  закупил выпивку и нехитрую закуску. После работы мы уединились  в одном из служебных помещений.  Компания была чисто мужская, поэтому всё было просто,  на газету были нарезаны крупными кусками: колбаса, плавленые сырки, селёдка и хлеб. Бычки в томатном соусе  и сайра в масле стояли в открытых банках, готовые к употреблению. Водку и лимонад  наливали в гранёные стаканы. Так получилось, что мы сидели рядом с Костиком. Когда выпили по первой, а потом вдогонку по второй, за столом  наступило некоторое оживление. Все потянулись за колбасой,  сырками, начали о чём-то говорить и спорить. В общем,  возникла такая аура, всеобщего обожания и понимания. Приятная теплота разливалась по  телу,  алкоголь всасывался в кровь, проникал в мозг и туманил голову. Когда налили в очередной раз,  и я поднёс стакан к губам, сидящий рядом со мной  Костик с мрачным видом поставил  стакан на стол, взял в руку лежащий на столе охотничий нож и с криком:  « Как  меня   вы достали»! – с размаху воткнул нож себе в правую ляжку. Я поперхнулся  водкой, все замолчали, в комнате наступила звенящая тишина. Я осторожно  скосил глаза в сторону Костика  – нож крепко торчал в его ноге. А он сам   поднял  стакан, выпил его, не торопясь  закусил кусочком колбасы и только потом сказал: « Ну,  вот  опять жене работа – штаны зашивать»! Сразу после этого в комнате все засмеялись, загалдели,  и зашумели. «Ну, Костик, ты даёшь! Так на тебя штанов не напасёшься»! Лишь только я сидел в оцепенение и с  ужасом смотрел на торчащий из ноги нож. Не знаю уж, какое у меня было выражение лица, но  мой сосед с другой стороны – Юра сказал: « Ты не пугайся, он  всегда перед  новенькими устраивает  этот  трюк. У него там протез вместо ноги. Ты что не знал»? И тут я вспомнил, что  Костик действительно хромал на правую ногу. Но  ходил он так  шустро, то  у меня даже мысли не возникло, что  у него вместо ноги протез. 
        Когда я его увидел в первый раз, конечно, обратил внимание на то, что он хромает, но я подумал - мало ли что, может быть человек, травмировался в шахте. Тем более, что  на правой стороне его лица  были  глубокие синие шрамы, такие бывают лишь если в рану, попадает угольная пыль. Первое моё впечатление было, что он  был под завалом в шахте и там получил эти отметины  и травмировал ногу. И лишь потом мне рассказали, что всё  было совсем не так.
       Оказывается, Костик никогда в жизни не работал в шахте,  ни одного дня. Хотя  родился и вырос  он  в нашем городе, на одном из многочисленных шахтных посёлков. Специфика шахтёрского города такова, что рядом с шахтой  обязательно строился шахтёрский посёлок, небольшой на 3 - 5 тысяч человек, со своими социальными объектами: школами, детсадами, домами быта и культуры, магазинами, столовыми, кафе и ресторанами. Ещё рядом с шахтами  обязательно вырастали  терриконики. Это  горы пустой ненужной породы- камни, которые вывозят после  сортировки угля. Если шахта работает давно, то и терриконик рядом с ней, как гора  растёт в высоту. Такие горы бывают довольно  высокие, высотой, наверное, метров сто. Вот  в таком посёлке родился и вырос  Костик. Пацаны, есть пацаны, они стараются  самоутвердиться, кому-то что-то доказать и  порой совершают безрассудные поступки.  Костик был не исключение. Ну что можно совершить героического   в  четырнадцать лет? Как доказать своё превосходство над сверстниками, такими же дерзкими и бесшабашными как и ты? И он придумал. Он сказал своим  друзьям, что съедет на мотоцикле с  терриконика. Друзья не поверили ему. И они поспорили. На что уж они спорили, я не знаю. Его единственным условием  было, чтобы друзья помогли затащить его старенький минский мотоцикл на вершину терриконика. Днём это мероприятие  проводить было нельзя, но так как на Севере летом ночью светло,
 как днём, решили провести ночью. На гору тащили мотоцикл, наверное, часа  два  всей компанией. Когда затащили  наверх, он попросил всех, чтобы спустились к подножью. Дождался, когда все спустились, завёл мотоцикл и помчался вниз. Он мчался с невероятной скоростью, старенький минский мотоцикл, за свою жизнь никогда не испытывал на себе таких нагрузок. Его трясло   и подбрасывало на камнях, он готов был развалиться на части. И, наверное,  съехал  бы успешно Костик с терриконика, если бы уже  почти у самого низа не попалась ему на пути большая глыба породы. Мотоцикл врезался в эту глыбу, Костик перелетел через руль и упал  на  острые камни, пропахав по ним лицом.  Мотоцикл догнал его и упал на него. Костик потерял сознание. Его друзья, подбежав к нему и увидев, что он неподвижно лежит, и как им показалось - не дышит. Подумали, что он разбился насмерть. Они  напугались и разбежались по домам. И только утром, кто-то из них  рассказал родителям, что случилось  ночью на терриконике. Когда его увезли в больницу, он был без сознания.  Выжить он  выжил, а вот ногу спасти не удалось и на лице на всю жизнь остались синие шрамы. Вот так  закончились детские забавы. Но на его характер это  происшествие никак не повлияло. Он постоянно совершал  какие-то бесшабашные поступки или  попадал в разные нелепые  ситуации.
      На тот момент, когда мы с ним познакомились,  ему было двадцать четыре года. В четырнадцать лет он получил инвалидность,  уже потом  закончил ПТУ и получил специальность монтёра связи, после женился, жену звали Юля. Жили   вместе с тёщей,  вернее сказать это была не жизнь, а мирное сосуществование. Тёща его не любила, да и он её не жаловал.
        Как-то утром, придя на работу, я увидел Костика в окружение ребят. Он что-то им рассказывал, а они   весело смеялись. По разговору я понял, что тёща его выгнала из дома. Чем он провинился и за что его лишили крыши над головой,  я узнал позже.
       Я не открою никакого  секрета, если скажу, что девяносто девять процентов  зятьё не уживаются с тёщами. Есть,  конечно, исключения из этого, но они очень редкие и лучше конечно   молодым  жить отдельно от родителей, как жены, так и мужа. Но  если негде жить, то куда деваться, приходиться мириться с этим.  Вот так жил и Костик, в тёщиной квартире и под постоянным тёщиным гнётом. Конечно, он терпел,  сколько мог, но иногда терпение кончалось, и он начинал ей мстить. Мстил своеобразно, иногда жестоко. Так было и в этот  раз. Чем уж она его достала непонятно, но решил он устроить ей «поганку».  В воскресенье, в выходной день тёща с женой поехали  в город за покупками. По магазинам погулять, на рынок сходить и прочее. Женщины это любят – мёдом не корми. Костик остался на хозяйстве. К их  приезду  он приготовил шикарный обед: нажарил картошки, аппетитное рагу из кролика, борщ  сварил настоящий, выставил на стол солёные  грибочки. Стоит заметить, что готовил он неплохо. Его жена и тёща после похода по магазинам,  ели и нахваливали кулинарные способности  Костика.  На вопрос  где он взял кролика, Костик ответил, что купил у товарища, все знали, что тот держал кроликов в сарайчике и хорошим знакомым продавал. В общем, выходные закончились замечательно, все были довольны, том числе и тёща. А через неделю выяснилось, что пропал любимый тёщин кот Васька, который, кстати, тоже не очень любил Костика. А ещё через  некоторое время обнаружилась его шкурка уже подсохшая. И тут разразился скандал, тёща и жена догадались  из какого кролика они ели рагу в прошлое  воскресенье. Костик лишили    семейного крова и   жилплощади. Как  уж он умудрился   через  некоторое  время урегулировать этот скандал и  был прощён  семьёй, я не знаю. Поскитавшись по друзьям и знакомым, он вскорости  был  помилован  и возвратился домой.
      Как-то раз  с ежедневной планёрки, которую проводил директор шахты, пришёл  наш начальник, раздражённый  и сердитый.  Мы, почувствовав его настроение,   попытались  максимально рассредоточиться. Но он   сумел пресечь наши попытки и, собрав всех в нарядной, напрямую спросил: « Кто выпил весь запас  элеутерококка  у завхоза? Он  на планёрки сейчас сказал, что шахтёрам в чай доливать нечего, всё связисты выпили»!  Мы  с недоумением смотрели на начальника. А он смотрел на  Костика Дувальского. «Дувальский, твоя работа? Сознайся»! Костик немного помялся, а потом ответил: «Ну, было дело, брали у него пару раз, но чтобы весь выпить! Это он загибает»!  Чтоб  было понятно  -   объясню. Перед спуском в шахту  шахтёры наливали себе  чай в термосы. И вот кто-то там наверху придумал, чтобы шахтёр был бодр, имел хорошее самочувствие, добавлять им в чай экстракт  настойки элеутерококка.  Элеутерококк  был настоян на  чистом спирту, и Костик это быстро разнюхал. Он  зачастил к завхозу, а так как  руки у него были золотые, он мог  починить телевизор, магнитофон, разные бытовые электроприборы, то ему не отказывали и давали  эту настойку сколько попросит. Кто там будет считать, сколько налили её в чай шахтёрам! Ну а если отказывали, то  Костик прибегал к радикальному методу – отключал телефон, говорил, что сломался, заявок много, ждите очереди, но можно ускорить это дело за коробочку  элеутерококка. А в коробочке двадцать флакончиков по пятьдесят грамм!  То есть  литр чистого спирта, да ещё с травками, которые положительно влияют на здоровье вообще и на мужское в частности. И за какое-то время они   с дружками выпили  все шахтные запасы этой настойки. Этот  скандал как-то замяли, даже не наказали  никого, так посмеялись и всё этим закончилось.
       Был ещё  вот такой случай. Как-то раз нашего начальника срочно вызвал к себе директор шахты. Все знали, что  наш директор был крутой нравом, попадать ему под горячую руку никто не хотел.  Срочный вызов  мог  означать только одно – будет за что-то разнос. Так оно и случилось. Начальник от директора возвратился  весь красный, как будто  в бане побывал. Молча,  прошёл в свой кабинет и велел найти  Дувальского.  Костик,  прихрамывая и в хорошем настроение зашёл в кабинет начальника. Из кабинета  он выскочил пулей,  весь  какой-то взъерошенный и  исчез до конца дня. Уже потом  спустя  какое-то время,  когда всё устаканилось, нам начальник рассказал эту историю.  На шахту  приехал какой-то большой чин из министерства. Директор его поводил по выработкам, показал  добычные и проходческие забои. Тому всё понравилось, выехали на поверхность. Попарились они в бане, а баня на шахте надо сказать, была отменная - отличная парная и бассейн хороший. В общем, всё шло хорошо.  Пришли в кабинет директора, у него в рабочем кабинете была комната отдыха, с диваном и холодильником. Стол уже там накрыт – завхоз постарался.  Директор достаёт  из холодильника бутылку коньяка, наливает гостю и себе. Тот выпил первый и говорит: « Ты, всех таким коньяком угощаешь»? Директор смотрит на него удивлённо и не может понять в чём дело. « Ты, выпей, что ты не пьёшь»? Директор   коньяк замахнул, а там коньяком и не пахнет! Чай холодный!  Как уж он перед гостем выкручивался, это я не знаю. Но когда, он начал соображать, то пришёл к выводу - кроме связистов, выпить коньяк никто не мог. В кабинет в его отсутствие могли заходить, только секретарь, уборщица и связисты, то бишь Костик. Дело в том, что у него в кабинете стоял пульт селекторной связи с вышестоящим начальством. Начальство ежедневно проводила селекторные совещания со всеми директорами. Отчитывались за выполнение плана, ну и другие  производственные вопросы решались в оперативном порядке. Костик ежедневно  утром  ходил   проверять  селекторную связь. А так как иногда с утра ему нужно было поправить здоровье, то он поправлял директорским коньяком, а чтобы тот не обнаружил пропажу, доливал бутылку чаем. В конечном итоге в бутылке   конька не осталось. Вот  такая история. Скандал был большой, начальник чуть не уволил Костика, а директор –  начальника. Но потом оба отошли, и жизнь пошла своим чередом.
        К  моему сожалению, я в скором времени  уволился с шахты и уехал с Севера. Дальнейшая судьба Костика  Дувальского мне не известна. Но мне кажется, про него ещё много чего можно было бы рассказать, и написать, неиссякаемой энергии человек.
  13 января 2014 г Борис Беленцов


Рецензии