Звёздная легенда сражается с нацизмом

XX век -  век бурный, богатый на события, чаще всего тяжелые, ломающие мир и жизнь тех, кому назначен был судьбой («Времена не выбирают, в них живут и умирают»).
 Основополагающими составляющими века явились Революция в России и прилегающих странах, вошедших позже в  «Союз нерушимых» и две мировые войны, где ВТОРАЯ -  по существу была войной с фашизмом.
Литературы различного толка, отражающей эти события -  великое множество. Часть книг, изданных в СССР и СНГ, достаточно доступна читающим по-русски. Они знакомят читателя с различными, но «нашими» взглядами на события века. А вот книг с точкой зрения творческой элиты Запада в русских переводах  значительно меньше.
Художественно-мемуарный роман «Марлен Дитрих» английского писателя Девида Брета  в какой-то мере  восполняет этот пробел.
Марлен Дитрих (МД) – кинодива и эстрадная примадонна века, прожившая его почти «от» и «до».
 Можно сказать иначе: XX век прошел сквозь её судьбу, в которой и отразился, как солнце в капле воды.
Свою героиню автор, скорее всего, не выбирал. Их столкнуло, познакомило время.
МД родилась 27 декабря 1900 года в Берлине в семье лейтенанта полиции и дочери богатого немецкого  еврея, владельца часового магазина на самой красивой и престижной улице Унтер-ден-Линден.
Отец умер в 1911 году, и дальше Марлен воспитывал отчим. Она получила неплохое музыкальное образование (скрипка), но повреждение руки прервало занятия, и она стала искать свою нишу в артистическом  мире.
Выдающаяся красота, артистизм и музыкальность быстро продвигали её на избранном пути. Уже с раннего детства проявился её настойчивый, пробивной характер
 Её имя -  Мария Магдалина,  данное ей при крещении в лютеранской кирхе, казалось ей слишком длинным, и она своею волей стала Марлен и так вошла в мир искусства XX века, в мир сложный, противоречивый, нервозный, полный интриг, зависти, богатый суицидами…
 Известно, что занятия искусством обнажают нервы, потому люди этих профессий  очень впечатлительны, эмоциональны, уязвимы, с неустойчивыми характерами. Марлен поняла это очень рано и серьезно занималась самовоспитанием, продолжая учиться и совершенствовать своё мастерство в течение всей жизни. Однажды, ещё в молодости, ей представился случай выучиться играть на обычной пиле, а позже, выступая на фронте, она могла играть на этом «инструменте» даже классику!

В мир кино она вошла ещё в эпоху «Великого немого» и оставалась в нём с некоторыми перерывами до начала 50-х годов.
Актёр кино – профессия очень зависимая, в основном от режиссёра. Один из главных режиссёров Марлен – фон Штернберг, дав ей очень многое, сделав её настоящей звездой, кинодивой, вероятно в силу её внешних данных, красоты, фигуры, пластики, увидел в ней образ падшей женщины, и этот образ «приклеился» к ней намертво.
 В иных ролях её не видели, не представляли.
 Когда ей давали для прочтения очередной сценарий, она с горечью восклицала: «Опять шлюха!», но часто соглашалась сниматься, ибо жизнь складывалась так,  что нужны были деньги.
Доброты и отзывчивости Марлен была необыкновенной!

То пытается спасти кого-то из друзей от алкоголизма, то покупает мужу, с которым давно не живет, хотя и не разведена,  ферму,  где он с подругой проживет безбедно всю жизнь, то помогает любимой подруге Эдит Пиаф в критические моменты её жизни.
 Много и серьёзно заботится о дочери Марии, помогая ей обрести достойное место в артистическом мире, дает огромное количество благотворительных концертов  в пользу больных детей, инвалидов и ветеранов войны.

Война и МД – это особая сага о чести, благородстве, самопожертвовании, храбрости, бесконечной любви к людям и ненависти к нацизму.
В годы прихода к власти Гитлера, МД раньше многих распознала его нацистские устремления и их последствия.
 Она покинула Германию, и, получив гражданство США, была,  по существу,ГРАЖДАНИНОМ МИРА,  курсируя всю жизнь между Америкой и Европой, имея смелость, открыто заявить в мировой прессе, что никогда не будет работать в нацистском окружении.
В 1937 году в Лондоне её догнало выгодное предложение Геббельса вернуться в Германию для «возрождения артистической карьеры» (будто она её прекращала!). Условия были невероятно выгодными, но МД отказалась, что не избавило её от визита Иоахима фон Риббентропа с подарком (ёлка) аж от самого Гитлера.
Это  было последней каплей.
 Марлен указала визитёру на дверь.

За несколько дней до вторжения немцев во Францию МД узнает об этом и сообщает живущим там друзьям.
 И…вовремя!
 Её муж с дочерью и подругой, писатели Ремарк и Томас Манн -  все приехали в Голливуд и какое-то время жили на попечении МД, которой «воленс-ноленс» опять пришлось сниматься в предложенном, но не желательном для неё фильме «Семь грешников».
 Успех был грандиозным, но творческого удовлетворения – никакого.

В 1942 году МД пригласили сотрудничать с Управлением стратегических служб – петь американские песни на немецком языке на волнах Третьего рейха. Работа проходила в очень интенсивном темпе. МД уставала и, тем не менее, просилась непосредственно на фронт.
 В 1943 году она добилась своего, став с 1944 года  руководителем бригады актёров, выступающих на фронте. Форма почётного полковника придавала ей такой же шарм, как и все её прежние сценические  туалеты. В очень сложных условиях её бригада выступала в Африке, Италии, на Азорских островах, на Сицилии, на Аляске, в Гренландии, Исландии, в Англии и Франции, Бельгии и Голландии и уже после окончания войны -   в Германии и Чехословакии. Даже при артобстрелах и бомбёжках Марлен устраивала концерты- экспромты, выступая с армейских грузовиков. И везде солдаты устраивали ей овации.
 Не задумываясь, она рисковала жизнью, за что позже генерал де Голль наградил её орденом Почётного легиона.
 Спустя два года после окончания войны в Лос-Анджелесе МД вручили медаль Свободы, самую высокую американскую награду для гражданских лиц, а в 1963 году Марлен присвоили весьма почётный титул рыцаря ордена Леопольда от Бельгийского короля. Она была растрогана до слёз, хотя прошло почти 20 лет.

Однажды, во время военных гастролей Марлен свалила тяжёлая пневмония. Она уже балансировала на грани жизни и смерти. А тут как раз английский учёный  А. Флеминг открыл пенициллин, и МД согласилась стать «подопытным кроликом». И не прогадала.
 Поправилась.
 Её благодарность ученому была бесконечной и искренней.  До самой его смерти в 1955 году она существенно поддерживала его материально.
 А когда обстоятельства заставили Марлен идти по минному полю, французский генерал Гэвен прежде чем отправить её, прошедшую сквозь мины, восторгаясь смелостью и самоотверженностью этой женщины, упал перед ней на колени.
 
Так Звёздная Легенда сражалась с нацизмом.

Но… всё проходит. Прошло и это. Имеется в виду война. Отшумела, отбурлила первая половина «безумного» XX века и полжизни Марлен.
 Надо было вновь возвращаться на мирные рельсы жизни и творчества.
 В кино не хотелось, угнетал приклеившийся к ней стереотип и несвобода в выборе материала.
 Оставалась дочь, уже обретшая свой путь, сестра, которую она всё же разыскала и вывезла в западный Берлин. Там же похоронила  мать, коря себя до конца жизни,  что не смогла вызволить их вовремя из нацистской Германии.
А ещё друзья, взаимно поддерживающие друг друга. Среди них Жан Габен, Эдит Пиаф, Жерар Филип, Эрнест Хемингуей, Эрих  Ремарк.
 Именно он предложил МД оставить кино и сосредоточить свои силы на концертной деятельности.
 Долгих два года Марлен обдумывала и привыкала к этой мысли, и…решилась.
 В последующие 20 лет она сделала блистательную карьеру эстрадной певицы. (Уважаемый читатель! Следует помнить, что во времена Дитрих, Пиаф, Козина или Шульженко  эстрада была совсем иной, нежели нынче).  Мягкое, тёплое меццо-сопрано Марлен, отличная дикция, строгий отбор репертуара, безукоризненные туалеты, артистизм, пластичность и ещё многие таланты помогли ей стать подлинной примадонной мира и самой высокооплачиваемой певицей своего времени.

Пела она много: в Бразилии с огромным успехом и частично на португальском языке, в ФРГ, где её прямо на лётном поле встречал канцлер Вилли Брандт, в Израйле, гастроли в котором считала вершиной своей концертной деятельности.
 Но основными концертными площадками всё же оставались Лас-Вегас, Лондон и Париж.
 Не смотря на изысканность обычной своей публики, Марлен ни при каких обстоятельствах не теряла чуткого отношения к простым людям. В одном из приветствий на благотворительном концерте прозвучало:
 «Твоя красота не нуждается в восхвалении, она сама поёт о себе. Поэтому хочу приветствовать твою душу. Она светится в тебе, как луч солнца в морской воде…».

 Прекрасной и доказательной иллюстрацией этих слов является история её отношений  с русским писателем К.Паустовским.
 В 1964 году МД была потрясена его повестью «Телеграмма», и, приехав в этот же год в Москву, хотела познакомиться с писателем, но он был ещё слаб после инфаркта.
 Тогда были посланы подарки и розы.
 Московская публика принимала певицу с восторгом. А в Ленинграде, в одном из концертов перед узким кругом творческой  интеллигенции, к ней на сцену вышел ещё слабый Паустовский.

 Потрясённая певица опустилась перед ним НА КОЛЕНИ и поцеловала руку.

 Она была невероятно  щедра ко всем, кто хоть как-то был причастен к успеху её российского турне.
О ней писали: «Она сумела завоевать всю Россию, чего не удалось даже Наполеону».
МД – одна из тех, кому удалось прорваться через препятствия судьбы и состояться как личность, отдавшей миру ТАЛАНТ, КРАСОТУ  и ДУШУ.

И поэтому
               ВРЕМЯ НАД НЕЙ НЕ ВЛАСТНО!

(По мотивам романа Д. Брета.)


Рецензии
Какая женщина!!! Я благодарна автору за этот увлекательный рассказ! Узнала много нового и важного о времени и о Марлен! Я в восторге от прочитанного. Спасибо вам, дорогая Нелли!!!

Любовь Шеховец   10.06.2015 05:03     Заявить о нарушении
Дорогая Любовь!
Благодарю Вас за умные и добрые отклики и очень прошу ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ на сайте "Проза Ру", иначе Вы идёте как "НЕИЗВЕСТНЫЙ" читатель.
С любовью Нелли.

Нелли Мельникова   10.06.2015 08:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.