Человеческий фактор

Задумывались ли вы когда-нибудь о «человеческом факторе», на который часто сваливают авто и авиакатастрофы. Что это, вообще, такое? Обычно, когда говорят о «человеческом факторе», имеют в виду ошибку пилота или водителя. Но часто у них бывает очень высокая квалификация, и это не спасает их от ошибки. А что это за ошибки никто сказать не может, потому что некому - все погибли. А если бы и выжили, объяснить бы все равно не смогли и не захотели бы, даже если бы разобрались в причине. Потому что ошибки эти совершаются на бессознательном уровне. Что они собой представляют и где гарантия того, что предъявляемые доказательства правильные. Попробуем разобраться. От понимания «человеческого фактора», зависят жизни многих людей. Кроме того, ошибки, связанные с «человеческим фактором», несут большие материальные потери. Для ответа на вопрос, обратимся к анализу мыслительных процессов. Происходит ли подобное в голове у человека во время сна? Механизм «человеческого фактора» должен просматриваться в сновидениях. И он просматривается. Ошибки в поведении человека сводятся к минимуму, когда у него психика уравновешена. Механизм саморегуляции, не позволяет накапливаться ошибкам (раздражениям), и реальность все время оценивается с двусторонних позиций, то есть, объективно, правильно. Если же психика не устойчивая и направленность мышления носит односторонний, сдвиговый характер (такое обычно происходит, когда подавляется страх), то в какой-то момент накапливается «критическая масса страха» и мозг, спасаясь от перераздражения и односторонней накачки информации, протестуя, начинает выдавать команды, абсолютно противоположные тем, что считаются правильными с точки зрения здравого смысла. То есть, «все наоборот». В сновидениях это проявляется тем, что друг превращается во врага, враг – в друга. Через баланс противовесов, мозг стремится вернуть себе правильность мировосприятия, его двустороннюю оценку, чтобы найти «золотую середину», которая и есть правильность. Автомобилист, особенно в утомленном состоянии, может выехать на встречную полосу и при этом, будет считать, что все делает правильно. Его мозг не будет замечать ошибку. Пилот, вместо того, чтобы потянуть штурвал на себя и взмыть вверх, может свалиться в штопор. И парашюты иногда складывают неправильно, несмотря на тройной контроль, по этой же причине. Как избежать накопления «критической массы страха»? Немного отвлечемся от темы. У нас, в учебных заведениях, обучение происходит по принципу: тебе материал начитали, будь добр, запомни. Если не разобрался и не запомнил – сам виноват. В этом отношении можно поучиться у американцев. У них ко всему подход практичный. У них, при обучении тех же летчиков, основная задача не отчитать материал, а обучить, чтобы из них вышли высококлассные специалисты, поэтому заниматься будут с каждым. Одни легко схватывают материал, другие – трудней, но понять должны и те и другие, иначе недообучение будет дорого стоить, когда они приступят к практике. А почему не отбирают всех смышленых для обучения? Потому что для выполнения разных задач для разных типов самолетов, нужны люди с разным темпераментом. Например, холерики больше годятся для истребителей, вследствие их высокой скорости мышления, сангвиники годятся для штурмовой авиации, а флегматики больше подходят для дальней авиации. Меланхоликов в авиаторы не берут вовсе. Везде практический рациональный подход к делу и это правильно. Но достаточно ли это для выполнения серьезных задач, не вклинится ли и здесь «человеческий фактор»? Хорошо обученный человек надежней того, кто все решения принимает на эмоциональном уровне. И все же, он роботизирован чрезмерной правильностью и в случае возникновения нестандартной ситуации, может растеряться и принять неверное решение. В интуиции есть большие плюсы, но есть и минусы. Например, в утомленном состоянии, интуиция может давать сбой, и тогда на помощь придет обученность, автоматизм движений. Значит, для успешной работы, надо соединить интуицию и обученность в единое целое. Когда противоположности объединяются, возникает чувствование окружающего пространства, и пилот с самолетом становятся единым целым, сливаются друг с другом. В этом случае, не будет никакого «человеческого фактора», так как не будет односторонней накачки раздражений. А объединяет противоположности – устойчивое внимание, которое делает мышление гибким, подвижным, быстрым, способным проникать сразу в суть и одновременно охватывать все и постоянно держать ситуацию под контролем и управлять ей. Кроме того, в критических ситуациях, устойчивое внимание (видение), позволяет замедлять и останавливать время, что позволяет за мгновения принимать правильные решения. Еще хотелось бы остановиться на обучающих виртуальных программах, которые имеют один большой недостаток. Виртуальное восприятие приучает мозг принимать решения в сдвиговом режиме, что дестабилизирует внимание. В критической ситуации пилот (или водитель), может переключиться на виртуальное решение проблемы, вместо того, чтобы видеть реальное положение дел и адекватно реагировать на угрозу. Поэтому, обучающие тренажеры надо делать максимально приближенными к реальным ситуациям. Это поможет стабилизировать внимание и выработать реакции, адекватные постоянно меняющейся обстановке. При устойчивом внимании, реальность воспринимается без искажений, а потому и принимаемые решения будут освобождены от ошибок, так называемого, «человеческого фактора». 13.01.2014 г.


Рецензии