Обзор Симбионта Елены Серебряной

Поскольку Дж. Дж. Абрамс  так и не соизволил ответить на мой обзор нового «Звёздного пути», я решил вернуться к обозреванию произведений на этом сайте. И тут как раз пришло приглашение от Елены Серебряной взглянуть на её повесть  "Симбионт" (в дальнейшем - С), с  которой можно ознакомиться на странице автора: http://www.proza.ru/avtor/orvik  .

Главный герой С - менеджер-логист по имени Олег - лишённый способности ходить инвалид, в которого вселяется призрак, возвращающий ему эту способность взамен на возможность поглядеть реалити-шоу из его глаз в формате 9D: с запахами, тактильными ощущениями и даже эмоциями. Олег начинает новую жизнь, заводит девушку, параллельно балуясь полученными от необычного соседства не менее необычными способностями (вроде хождения сквозь стены и чтения мыслей). Заодно Олегу предстоит разобраться в обстоятельствах гибели лучшего друга – Валентина.

Не так давно мне попался на глаза неоконченный постапокалиптический роман, в котором было полно экшна, но при этом его язык был столь лаконичным и местами скудным, что повествование походило скорее на скелет произведения, чем на полнокровный роман. В С с насыщенностью и образностью языка всё в порядке. С первых строк видно, что автор обладает немалым багажом художественных приемов. И всё же хотелось бы больше содержательности и лаконизма. Стоит похвалить оформление С. Абзацы и реплики в диалогах разделены пустыми строчками, что серьёзно повышает удобство чтения в окне браузера. Оценить описание романтических переживаний героя мне помешало то, что я их все пропускал, скрипя зубами и проматывая абзацы в нетерпеливом ожидании, когда же это все кончится. Впрочем, учитывая качество остального текста и умение автора С оказывать эмоциональное воздействие на читателя, сомневаться в том, что и они удались, не приходится.

Между тем, многочисленные остроты в репликах персонажей чаще всего смотрелись неуместно. На этом поприще автору далеко до сценаристов сериала о докторе Хаусе.  Диалоги мало бы что потеряли, избавившись от слишком частых попыток героев продемонстрировать своё остроумие. И пусть бы это оставалось особенностью одного из персонажей, но ведь оба ключевых героя постоянно пытаются играть словами. Также не поразило меня описание действия. Если в упомянутом постапокалиптическом романе автор не убавлял темп повествования вообще никогда, то моё впечатление от С подпортил противоположный недостаток: немногие экшн-сцены никак не подчеркнуты изменением языка. По моему, непрофессионально описывать заварку кофе и спасение человека от смертельной опасности, не изменяя ни детализацию, ни темп.

Я не фанат городского фэнтези, и тем более не любитель приближённых к жизни драм. Поэтому сюжет С показался мне довольно затянутым, причём в нескольких местах он ко всему ещё и начинает провисать. Больше всего пуст на значимые события промежуток между преображением Олега и знакомством с Анжелой; к моменту встречи с семьей Валентина тоже начинает подкрадываться ощущение, что ничего не происходит.

Больше всего мне в С не понравилось то, что большая часть текста представляет собой описание быта и обыкновенных жизненных перипетий. Слишком мало внимания в повести уделено раскрытию её фантастической идеи.  Например, сцены, посвящённые корпоративу или приёму на работу, занимают каждая целую главу (притом, что всего глав шестнадцать). В итоге, то, что должно было стать фоном, само выходит на передний план. Я не исключаю, что многим такой стиль придётся по душе, и вполне возможно, что именно таким задумал роман автор. Но лично я от произведения с названием «Симбионт» и жанровой привязкой «фэнтези»  ожидал соотношения между бытовой и фантастической составляющей хотя бы 50/50, а не 20/80.

Описанию мира призраков не только уделено преступно мало внимания, так ещё и многие вопросы, возникающие при первом же знакомстве с этим миром, после прочтения последней строчки так и остаются без ответа. Идея призраков не как продолжений умерших людей, а как возникающих на их месте существ, имеющих собственную личность, несомненно, оригинальна. Сначала произведение, описывая общность воспоминаний умерших, как бы намекает на то, что призрак вообще всего один на всю планету и может явиться только одному человеку. Но вскоре это предположение опровергается. Но, если на месте каждого умершего возникает новое привидение, то, даже, сделав скидку на то, что на обучение способности вселяться в людей тратится пусть даже тысяча лет, трудно понять, почему при таком раскладе по свету не мечутся сотни миллионов сущностей, чуть ли не выстраивающихся в очереди, чтобы подсесть соседом в чьё-то тело и вновь прикоснуться к простым жизненным радостям. И при всём этом их существование остаётся тайной на протяжении всей человеческой истории.  Это до смеха напоминает мир «Гарри Поттера», где от тома к тому всё больше диву даёшься: как всю эту прорву магических существ удается скрывать от маглов.

В произведении упоминается, что призраки со временем становятся опытнее и овладевают новыми способностями и даже способны уничтожать друг друга. А где есть неравенство и угроза, там формируется иерархия и общество, появляются свои лидеры и группировки.  Вот за этим я бы понаблюдал с намного большим интересом, чем читал о корпоративе или пролистывал сцены романтических свиданий.

Заканчивая разговор о сюжете, нельзя не упомянуть об одном грубом нарушении теории вероятностей. Не странно ли, что случайно выбранное заброшенное здание, которое было расположено неподалеку от нового места роботы Олега, оказалось при этом ещё и домом, в котором раньше жила девушка, до этого встречавшаяся с (SPOILER!), при этом Олег выбрал его в качестве тренировочной площадки для отработки своих сверхспособностей в тот самый вечер, когда эта девушка забрела туда из сентиментальных побуждений?.. Если вы смогли без запинок прочесть предыдущее предложение, поняв его смысл, поздравляю, ваш интеллект, выше среднего)

И всё же произведение выглядит законченным и после прочтения не оставляет за собой чувство зря потраченного времени.

Действующих лиц немного, но имеющиеся проработаны на уровне. Главный герой - Олег - демонстрирует, что даже обречённый природой на страдания человек не становится от этого автоматически святым. Могущество способно развратить кого угодно и в любом открыть самые грязные грани души. Говоря о его напарнике - Призраке, нельзя не отметить их похожесть. У Олега и Призрака схожая манера речи, оба вначале склонны предаваться мрачным размышлениям, и даже один раз устраивают смачный спор, у кого бытие мучительнее, да и отличительными чертами характер Призрака не блещет. Как отягощённое серым и монотонным существованием, которое длится, возможно, уже не одно столетие, существо умудряется сохранить столько бодрости духа, да еще и бросаться при этом интернет-мемами - загадка века. Лучший друг Олега Валентин, появляющийся в воспоминаниях и не только (фэнтези же), выглядит более проработанным и рельефным. Об Анжеле многого сказать не могу, потому что большинство сцен с её участием я намеренно пропускал.

В целом, С оставил по себе субъективное впечатление повести, в которой слишком много злободневности и романтических сцен и которая в большей мере направлена к сердцу, чем к мозгу. Несмотря на линейность местами провисающего и частично заштампованного сюжета и недостаточную проработанность фантастической составляющей,  С является хорошо написанным произведением, которое обладает пусть и избитой, но центральной идеей. Если не поддаваться обману, в который читателя способны ввести название и жанровая принадлежность и, если вы являетесь любителем драм, сфокусированных на переживаниях и взаимоотношениях героев, в таком случае смело читайте «Симбионт».

И держитесь подальше от рыженьких)


Рецензии
Уважаемый Богдан!!! Очень грамотно и расширенно написана рецензия. Очень хорошо!!! Иногда, встречается не конкретика, например: "довольно затянутым, причём в нескольких местах он ко всему ещё и начинает провисать". Т.е. текст. Своей рецензией вы подтолкнули меня прочитать «Симбионт».
Сама я не писатель, но мне нравится выражать свои мысли и чувства в словах, может не всегда удачно, но все же... Хотелось обратиться к вам с просьбой, прочитать что-то из написанного мною и рецензировать. В основном тема моих опусов - это любовь, и путешествия. Но я поняла, что романтические отношения вы пропускаете, не читая, поэтому не знаю, что лучше вам предложить для прочтения.Очень хотелось бы, чтобы вы прочитали рассказ "Уж, замуж, невтерпеж",и "Река Лена",они небольшие. Можете выбрать сами. Буду очень благодарна. С уважением

Татьяна Подплутова 2   29.08.2014 11:19     Заявить о нарушении
Здравствуйте. Приятно слышать, что моё мнение ценят. А то, что удалось рецензией кого-то привлечь к обозреваемому произведению - приятно вдвойне. Такое редко получается. Я не всегда пропускаю романтические эпизоды, просто в "Симбионте" с этим был полнейший перебор - по нескольку тысяч слов розовых описаний свиданий нон-стопом. К такому меня жизнь не готовила. На Ваши рассказы взгляну, как только появится время.

Гуйван Богдан   31.08.2014 11:09   Заявить о нарушении
Заранее благодарна!!! Можете не спешить, но хотелось бы узнать ваше мнение.С уважением

Татьяна Подплутова 2   31.08.2014 15:02   Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.