Лозунги

           Отдыхая на Украине, в поселке Первомайский, при поездке в город Снежное, невольно вспомнился лозунг, прочитанный на спинке сидения  автобуса в городе Астана, столица Казахстана “Если ты патриот своей страны и тебя хорошо воспитали, уступи место старшему”.  При посадке в автобус на конечной станции,  уже сидело несколько молодых ребят и девчонок, несмотря на объявление, что проезд одной остановки стоит полтора гривны, а далее 2 гривна. За проезд платят все. На Украине никаких льгот нет пенсионерам и старикам. К двери, остановившегося автобуса, сразу хлынул поток молодежи и школьников, которые ловко и привычно отталкивали от прохода взрослых и стариков. В итоге придя на остановку первыми мы, семидесятилетние старики, вынуждены были всю дорогу, до конечной остановки, стоять. При этом молодые люди сидели и весело беседовали между собой. Было стыдно и не по себе от происходящего. Вот патриоты своей страны,, сказал я  стоящей  рядом бабушке с палочкой. В глазах стояла надпись на спинке автобуса в Казахстане. На второй день все повторилось снова. Молодая девушка побежала вперед и опустилась на свободное место в самом конце автобуса. Рядом оставалось еще одно место, на которое я попробовал присесть. Однако девушка быстро преградила мне рукой  попытку сесть и сказала, что ею это место уже занято.  Посадка закончилась и перед отъездом автобуса забежал молодой человек, которого девушка окликнула и предложила сесть рядом с ней.
Расталкивая пожилых людей, парень протиснулся через весь проход и рухнул на сидение рядом с девушкой. Проходя мимо меня я сказал ему прямо в лицо – “какое хамство”. Он  и сидящая девушка никак не отреагировали и по принципу “стыд не дым, глаза не выест” всю дорогу весело беседовали между собой и даже на одной из остановок, парень взял еще к себе на руки молодую девушку. Весь проход занимали старики и пожилые люди. Я невольно вспомнил философское изречение: ”народ, который не чтит родителей и стариков, обречен на вымирание”. При  следующей поездке я пришел на остановку первым. При появлении автобуса я подбежал к двери и преградил дорогу школьникам, рвущимся первыми войти внутрь. Куда вы несетесь, вы же только подошли, имейте совесть. Таким образом, мне посчастливилось присесть на заднее сидение автобуса и за весь отпуск один раз, комфортно съездить в город за покупками. Однако меня все время волновал обыкновенный лозунг развитого и культурного государства, где всегда уступают тебе место и бесплатно производят перевозку пожилых людей в автобусах и маршрутных такси.  Есть о чем задуматься руководителям местного самоуправления Донбасса, который еще в годы становления славился своей многонациональной культурой и завораживающей красотой. Прошло время. После очередной побывки на прежнюю Родину я возвратился домой, но мысли не дают покоя и память постоянно возвращает меня в те неприятные мгновения, проведенные в автобусах. Невольные стоны и вздохи уставших и униженных стариков,  а  рядом веселый, наглый  и шумный хохот сидящих молодых людей. Вспомнил очередную поездку с дочерью сразу  после перестройки  в девяностые годы. Грязь в поездах, озлобленные лица обслуживающего персонала  и мое настроение. При этой обстановке невольно родились такие стихи.
     “Стыдно мне за Родину свою,
Страшно стало с ней соприкасаться,
Словно я у пропасти стою
И готов от боли разрыдаться“ и т.д.
     Многое изменилось с тех пор, но взаимоотношение между людьми, так и не перестроилось. Если раньше, в годы Советской власти, боролись за культурное  наследие и отправлялись в поездку с радостью, в предвкушении отдыха и покоя, то в настоящее время, задолго до поездки, начинаешь волноваться и переживать. Это постоянные ночные проверки и унижения на многочисленных таможнях, многократные проверки паспортов и личных вещей пассажиров, часовые закрытые стоянки поезда в ожидании таможенников и стрессовое, бессонное состояние пожилого человека. Даже на своей конечной станции выхода, пройдя уже 8 проверок, не выпускают до тех пор, пока не пройдет очередная компания проверяющих. Создается впечатление, что ты уже не человек, до перестроечного периода, а вечный подозреваемый, не имеющий возможности и права постоять за себя и прочувствовать себя человеком. А в те далекие времена был еще один красивый лозунг: ”Человек, это звучит гордо ”.
Как показало время, настоящему рыночному положению эти все лозунги оказались чуждыми и смешными. Остается надежда на возрождение тех культурных ценностей, которые существовали во время нашей молодости. А пока живет надежда, не угасает и вера на прекрасное будущее грядущего поколения людей.


Рецензии