Вдохновенная лаборатория природы

На фото: Евгений Барский и его пароксизмальная картина

50-летию творческой деятельности Евгения Савельевича Барского

     В конце декабря 2013 года я пришел к моему другу Евгению Савельевичу Барскому, чтобы посмотреть его последнюю монументальную картину о пароксизмальном - катастрофически мощнейшем - извержении вулкана. Повод представился убедительный - 35-летие написания дипломной картины и 50-летие творческой деятельности. Живописец Барский известен как неутомимый следопыт и путешественник, воспевший в красках звездную материю и вулканические катаклизмы Камчатки. Когда-то давно с топориком за поясом, спичками и солью он обошел острова Соловецкого архипелага. А в 90-е годы минувшего века с рюкзаком за плечами пустился в путешествие по Италии, посетив культовые исторические центры искусства, причем ни разу не воспользовался услугами туристических агентств и гостиниц.
     Барский не просто ярок как личность, человек и художник щедрых дарований, - он уникален, обладая только ему одному присущей живописной манерой, узнаваемой где бы то ни было и при любых обстоятельствах. Вобрав в себя всю мощь мирового искусства, он переплавил все это в исключительное оригинальное видение и понимание сути живописи, природы света и цвета, метафизики художественного образа. В искусстве он может всё, но его конек - святая святых творческого стиля - живописное изображение пароксизмальных извержений камчатских вулканов. И в этом ему нет равных. Чтобы почувствовать пульс земных недр, ощутить живое дыхание вулкана, он, рискуя жизнью, ночевал в его дымящемся кратере, писал извергающиеся вулканы с натуры, когда с неба падали вблизи от него чудовищные куски расплавленной магмы. Не каждый отважится на такое.
    Зная Барского давно, я, тем не менее, никогда не видел его дипломную работу. И вот Евгений вдруг предлагает мне, мол, хочешь посмотреть мою картину "Утро БАМа"? Огромное полотно поразило масштабностью замысла, новаторским буйством живописи, силой и убедительностью образов. А ведь написана картина во времена господства идеологических штампов, всяческих запретов с довлеющей догмой партийности искусства социалистического реализма. Неоспоримое достоинство Барского-художника - в его честности перед искусством, не терпящей никаких компромиссов и приспособленчества. Поэтому и спустя столько лет дипломная картина смотрится чувственно свежей, искренней, глубоко человечной и новаторской по композиционному и живописному решению. И снова я убедился, что подлинное искусство, выражая дух эпохи, вместе с тем превосходит любые временные рамки. В этом его основополагающее значение.
     Замечу, что эскиз к картине об извержении вулкана Барский писал несколько месяцев. При размере эскиза 1,5х2 м. художник извел на него не один килограмм жировой пастели. Над холстом 3х5 м. живописец работает уже несколько лет, и от первоначального эскиза остались только палеонтологические вкрапления. Количество затраченных масляных красок исчисляется десятками килограммов. Пастозность письма - характерная особенность живописи Барского. Эта осязаемая вещественная рельефность подобна культурным слоям археологических раскопок сказочного города, построенного из переливающегося всеми цветами и оттенками перламутра. О такой живописи впору читать научные университетские лекции, и, быть может, со временем такие лекции будут написаны. Понятно, что художник изобразил нечто значительно большее, чем извержение вулкана, - пароксизмальное по качеству и космогоническое по существу. Притом, картина еще не завершена.    
     Долго мы в этот вечер говорили с Барским - о быстротечности жизни и о единственной возможности противостоять бегу времени максимально интенсивным и неистощимым творчеством, о прекрасной бренности земного существования и вселенском универсализме души, о живописи и ее магически преобразующем воздействии на человека. Конечно, мы не оставили без внимания до сих пор не решенную в мировой науке проблему таланта, ибо эта тема давно стала традиционной в нашем общении. Разумеется, поделились своими соображениями о путешествиях как о своеобразном способе лабораторных исследований, когда полем изысканий становится вся природа - величественная и одухотворенная, непостижимая изначально и познаваемая в каждое мгновение. Именно такое сочетание неизъяснимого и вместе с тем художественно и научно выразимого делает каждое мгновение жизни чудесным. 


Рецензии