Дурацкий праздник

     Я его ждал в детстве, потому что под ёлку клали подарки. Я его ждал, будучи школьником, потому что с ним приходили зимние каникулы. Я его ждал в советское время, потому что готовился праздничный стол из дефицитных продуктов, и можно было побаловать себя тем, что ешь нечасто.
     Я не помню, когда верил и когда перестал верить в Деда Мороза, но ощущение новогодней сказки вспоминается лишь однажды в 10-летнем возрасте. Мы были в гостях у моих двоюродных сестёр, наши мамы готовили стол, отцы тоже что-то суетились, а я, мой брат и сестры играли в наступающий Новый год. Я смотрел в окно; приближался вечер, было много снега, и впереди была сказочная ночь, в которую обязательно должно было совершиться волшебство. Лишь бабушка и дедушка, к моему удивлению, как-то не разделяли нашей детской радости и задора родителей, взирая на все приготовления, как на блажь молодёжи.
Утро было пасмурным и тихим. Родители ещё спали, а мы – дети - встали рано, и нам хотелось продолжения праздника. А праздник прошёл. О нём напоминали потускневшие салаты, серпантин, остовы бенгальских огней. Чуда не случилось.
    Наверное, именно где-то в то время я и услышал поговорку о том, что ожидание праздника лучше самого праздника.  Именно с той поры я уже перестал так радостно ждать Новый год. Каждый последующий праздник тоскливое утро повторялось.  Почему? Когда я подрос и стал разбираться, то кое-что понял.
    Все древние народные праздники имеют помимо материального начала  - начало духовное, божественное. Новый год сляпан из заимствований из древних праздников: новогодняя ёлка – почти из Рождества (рассказывают, что ещё в начале 16 века протестантский богослов Мартин Лютер, в Рождественский Сочельник идя домой, восхитился покрытыми снегом ёлками в сочетании с звёздным небом и, срубив одну, принёс домой); подарки под ней – Дары волхвов младенцу Христу; Дед Мороз и Снегурочка – образ собирательный, но имеющий божественное происхождение с языческих времён (в Европе это образ Святого Николая или Старого Рупрехта, который в России так и не прижился.). Царь Петрушка (Император Пётр 1-ый) привёз этот праздник из обожаемой им Европы. Оттуда же привёз эту нелепую традицию -  наряжать мёртвое дерево - новогоднюю ёлку. Этим же праздником нарушил Рождественский пост, что для тогдашней Руси было великим грехом. Не случайно приживались все эти нововведения крайне трудно и неохотно.  Потому что на Руси ещё помнили, что празднование Нового года 1-го марта  или 1-го сентября - это день благодарности Богу за День Рождения Земли или начало сбора урожая. А здесь – отказ от божественных истоков и непонятный раздел зимы-матушки – один месяц в Старом году, два других – в Новом. К чему?
    Через некоторое время, я вдруг поймал себя на мысли, что вовсе не хочу отмечать Новый год.  Все готовятся, суетятся, заморачиваются тем, что подарить кому-то (хорошо, если не на последние деньги). Все бегают по магазинам, убиваются за готовкой на кухне, забыв часто даже о завтраке в этот день (а об обеде и ужине - обязательно). Нарядившись перед своими домашними или перед гостями  более-менее прилично, садятся часа в 22 или 23 за стол, провожают Старый год, едят за весь день. Наедаются салатов и холодных закусок так, что уже и горячего не хочется. В 24 часа пьют шампанское под куранты и смотрят по телевизору новогоднюю программу до тех пор, пока усталость не свалит совсем. Именно тогда я понял, почему Новый год называется семейным праздником. Его действительно надо встречать в семье – выпил, поел на ночь, уснул под телевизор. Сугубо материальный праздник. Праздник у телевизора, потому что им не предусмотрено никаких других торжеств и телевизор – единственное развлечение. Праздник плебса, которому надо хлеба и зрелищ. Он глуп и примитивен. В нём нет духовных истоков и он ничего не означает, кроме смены даты. Он, может быть,  хорош для детей. Пока они не подросли, они вообще радуются любому торжеству.
    А для взрослых начинается всё то же утро, когда чуда так и не произошло, а праздник кончился. Хорошо ещё утро. А у многих - день. Часто – ближе к вечеру. Потом продолжение банкета, брожение далеко за полночь и снова сон до после обеда следующего дня. И так – все праздники. И потом трудно войти в нормальный режим. А с возрастом – ещё труднее. И  с наступлением нового года вчерашние проблемы не исчезли и жизнь не изменилась. Сразу после боя курантов реальность возвращается. Кто-то пытается забыться в выдуманном веселье, потешных огнях, хлопушках, а кто-то  - в выпивке, но это ненадолго. Потому и утро 1-го января такое тоскливое и безнадёжное.


Рецензии
Напрасно Вы, Савва, перестали верить в Деда Мороза.
Я тоже, было, засомневался в его существовании, ан Дед Мороз в этот Новый год ко мне пришел.
И даже подарок подарил! (правда пришлось ему стишок читать с табуретки).
С уважением,

Кузьма Калабашкин   16.01.2014 19:28     Заявить о нарушении
Прямо с табуретки??? )))) А какой, если не секрет? А я наверное старею, Кузьма. ))))))

Савва Зиловский   23.01.2014 00:57   Заявить о нарушении
С Рождеством Вас, кстати и с наступившим!

Савва Зиловский   23.01.2014 01:00   Заявить о нарушении
Какой уж секрет: Я всё описал здесь:
http://www.proza.ru/2014/01/02/1174
И Вас, Савва, с наступившим Рождеством Христовым.

Кузьма Калабашкин   23.01.2014 13:52   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.