Зоя Крахмальникова, осужденная за надежду

Сегодня, 14 января 2014 года, исполнилось 85 лет со дня рождения Зои Александровны Крахмальниковой – замечательной христианки, которая прожила 80 лет и создала много поучительных произведений.

С ней мне посчастливилось познакомиться в Москве, на финальном этапе существования Советского Союза. Она писала добрые заметки обо мне в популярной тогдашней газете «Московские новости». Мы были в составе диссидентской организации, посетившей Польшу, где выступали на большом симпозиуме. В дальнейшем наши речи были опубликованы в польском журнале «Связь» (главный редактор – Збигнев Носовски).

В моей домашней библиотеке есть несколько книг и журнальных публикаций, принадлежащих её перу, опубликованных даже в многомиллионном «Огоньке», с её дарственными надписями и добрыми пожеланиями.
Впрочем, я тоже любил дарить ей свои книги, которые  тогда выходили в Москве многотысячными тиражами.

Зоя Александровна Крахмальникова родилась 14 января 1929 года в Харькове. В 1954 году окончила Литературный институт им. Горького. Она – автор нескольких десятков статей, книг, переводов, опубликованных в Советском Союзе, кандидат филологических наук. До 1974 года работала в Институте социальных исследований АН СССР и в Институте философии АН СССР старшим научным сотрудником.

С 1971 года в её литературном творчестве начался новый период, который связан с приходом к христианству, к православию. Зоя Крахмальникова написала несколько книг — романы, повести, статьи о философии культуры, посвященные поискам веры, поискам Церкви, проблемам религиозного возрождения России. С 1976 года она стала составителем сборников "Надежда". Они выходили в Самиздате (NN 1-10), а впоследствии были напечатаны для верующих России издательством "Посев".

Кстати, после завершения обучения в Литературном институте им. Горького она училась в аспирантуре Института мировой литературы АН СССР и работала в издательстве “Советский писатель”, в журнале “Молодая гвардия”, в “Литературной газете”. В 1960—1970-х публиковалась как критик в журналах “Новый мир”, “Знамя”, “Молодая гвардия” и в “Литературной газете”. Автор нескольких литературоведческих книг и нескольких десятков статей. Вышла замуж за Ф. Светова, постоянного автора журнала «Новый мир».

В 1971 году она после прихода к христианству, спустя три года была уволена с работы и лишена возможности печататься в Советском Союзе. С 1971 занималась религиозной деятельностью, написала несколько книг и статей, распространявшихся в самиздате и тамиздате (в журналах “Грани” и “Вестник РХД”). Основной темой Зои Крахмальниковой были проблемы религиозного возрождения в России.

3оя Крахмальникова была арестована 4 августа 1982 года в Москве и осуждена по 70-й статье к шести годам лишения свободы. В 1987 году она была досрочно освобождена вместе с другими "узниками совести".
В 1995 вышла её книга “Слушай, тюрьма!”, куда вошли “Лефортовские записки” и “Письма из ссылки”. В книге описаны переживания верующего человека, попавшего в тюрьму за свои религиозные взгляды и рассматривающего свое заключение как крестный путь.

Следует заметить, что эта моя беседа с ней состоялась в Москве незадолго до падения Советской империи. Мудрые ответы этой удивительной женщины поучительны и в наше время. Итак, интервью...


Вопрос: Зоя Александровна, к кому Вы себя больше относите — к церковным людям или к христианским правозащитникам?

З.К.: Я исповедую православную веру. В Символе веры сказано: Верую во Единую Святую, Соборную и Апостольскую Церковь. Вера в Бога приобщает православного христианина к Церкви. Церковь есть "полнота Наполняющего все во всём" (Еф. 1:22-23). Я не занимаюсь специально правозащитными проблемами, но в приговоре суда (я была осуждена по статье 70-й в 1983 году и приговорена к одному году лагеря строгого режима и пяти годам ссылки) были "эпизоды", связанные с подписанными мной письмами в защиту гонимых за исповедание веры и в защиту "узников совести". И теперь, уже в "перестроечные времена", мне приходилось выступать в защиту гонимых христиан. Намерена я это делать и впредь. Так завещал наш Господь поступать тем, кто хочет быть христианином.

Вопрос: Чем Вы объясните тот факт, что Австралия, Ка¬нада и Германия Ваши работы издают, а перестроечный Советский Союз с ними даже не знаком?

З.К.: Цикл моих статей, посвященных "горьким плодам сладкого плена", в котором добровольно оказалась Московская Патриархия, был опубликован за границей, хотя статьи написаны для России. Дело в том, что в издательском отделе Московской Патриархии они не могут быть опубликованы. Издательский отдел печатает в своей газете ("Московский Церковный Вестник") и журнале ("Журнал Московской Патриархии"), да и в других изданиях, преимущественно апологетические статьи о Московской Патриархии.

Мои работы публикуются не только за рубежом, но и на родине. Несколько статей о церковной жизни напечатаны в центральных газетах. В журнале "Нева", N 8 за 1990 год была помещена моя большая статья "Русофобия, антисемитизм, христианство". Надеюсь, что в скором времени на родине будет издана моя книга "Слушай, тюрьма! Лефортовские записки. Письма из ссылки". Книга эта уже вышла в Австралии.

Вопрос: Какое сотрудничество христианских конфессий возможно в деле спасения общества от катастрофы?

З.К.: Самым важным служением сегодня я считаю религиозное просвещение народов нашего Отечества. На этом поприще возможно и необходимо сотрудничество. Господь сказал Своим ученикам: идите и научите! Семьдесят лет мы были лишены этой возможности. Христиане были гонимы, преследовалась и христианская литература. Религиозные книги приравнивались к динамиту. За них бросали на тюремные нары. Возникали лжехристианские учения, искажалось Откровение. Это и привело общество к катастрофе. Мы оказались извергнутыми из христианской цивилизации и культуры. Тьма не может поглотить Света. Но тьма может исказить бытие, изуродовать человека, его душу, ум и характер, принудив его поклоняться идолам и принимать богоборческую и человеконенавистническую ложь за правду. Растёт число преступлений, культивируется разврат, жестокость, цинизм и прочее. Это — результат многолетнего насилия над душами людей. Христиане всегда остро чувствовали приметы апокалиптического завершения мира.

В Откровении Иоанна Богослова сказано, что антихрист воцарится тогда, когда иссякнет святость. "И дано было ему вести войну со святыми и победить их". Эти строки мучительно читать. Но мы верим и знаем, что зверю будет дано победить не всех святых, а только тех, кто не записан в Книге жизни. Мы остро чувствуем в сегодняшнем российском кошмаре приближение апокалиптической катастрофы. Только по воле Божией может быть отсрочена гибель мира: человечество уже накопило огонь для своего уничтожения. Христиане предчувствуют гибель мира, но они призваны во все времена к стяжанию святости.

Пока в мире есть праведники, Бог будет хранить мир от всесожигающего огня. Об этом свидетельствует Священное Писание. Нужны интенсивные усилия всех христиан для издания апологетической, катехизической, учительной литературы. Нужно издавать и прозу, и стихи, и публицистику, насыщенные проблемами христианской жизни. Для православного народа очень важно Предание, творения Святых Отцов Церкви, в которых собран неоценимый духовный опыт, научающий нас исполнять заповеди Божий в процессе длительной духовной работы, подвига покаяния, молитвенного делания, самоограничения, самоосуждения, смирения и проч.

Без познания и духовного опыта мы не можем стяжать высокие христианские добродетели; мы не сможем научиться любить ближнего, если не научимся делать то, что заповедал нам Христос: «Отвергнись себя, возьми свой крест и следуй за Мной». Святые оставили грядущим поколениям сокровища своего духа, воспринявшего в себя благодать Святого Духа. Долгие годы эти сокровища скрывали от народов нашей Родины. Это и привело к роковым последствиям. Новое мышление, о котором говорят политики, невозможно без покаяния. Обновление ума человек получает после длительного подвига. Это — духовное состояние.

Вопрос: Как бы Вы отнеслись к тому факту, если бы Вас избрали почетным членом Св. Синода?

З.К.: Этот вопрос мне, вероятно, следует приписать Вашему чувству юмора. Хотя во Христе, как учит апостол Павел, нет ни мужеского пола, ни женского: "Ибо все вы одно во Христе Иисусе" (Гал. 3:28); в Православной Церкви женщины не могут быть членами Св. Синода. У женщины есть другие служения в Церкви.

Вопрос. Вы будете публиковаться в нашем христианском издательстве. Не считаете ли Вы, что это, с точки зрения православного реноме, шаг рискованный?

З.К.: Я была бы благодарна (и не только я, многие и многие) Вашему издательству, если бы оно смогло предпринять переиздание составленной мной Библиотеки христианского чтения. Я не считаю этот шаг ни в коей мере рискованным. Я бы оценила переиздание "Надежды" как помощь Вашего издательства — и не одним только православным христианам, — но и всем тем, кто в течение 70 с лишним лет не имел возможности читать Христианское и Душеполезное Чтение. "Надежда" выходила в России в Самиздате, затем переиздавалась на Западе и подвергалась беспощадным гонениям. Я была осуждена за "Надежду", книги забирали на обысках, за них преследовали. Их очень мало. На книжном чёрном рынке они стоят баснословно дорого.

А между тем Издательский отдел Московской Патриархии отказался издать "Надежду". Когда я вернулась из ссылки, уже во время перестройки, написала письмо Председателю издательского отдела митрополиту Питириму и предложила ему "Надежду" для издания. Он даже не счёл нужным удостоить меня ответом. Впрочем, в этом нет ничего удивительного, к моему горькому огорчению, я должна заметить, что долгое прислужничество атеистическим властям деятелей Московской Патриархии роковым образом сказалось на душах этих людей. Наш Бог ревнив, — потому Он в десятой главе Евангелия от Иоанна с таким неприятием говорит о наемничестве пастырей. Еще в застойные времена, но не так уж давно митр. Питирим в интервью, данном русской службе Би-Би-Си, уверял слушателей в России, что для детей совсем необязательно религиозное воспитание, а о наших нищих заботится государство, и потому Церковь не должна заниматься благотворительностью. Это — позиция. Мне она представляется не христианской.

Вопрос: Что Вы видите наиболее актуальным и реальным со стороны христиан в деле помощи бедным и одиноким людям?

З.К.: И здесь, мне думается, христиане могут и должны объединяться. Но как? Может быть, создавать общие фонды милосердия для строительства больниц, богаделен, хосписов? Для этого нужны средства, и немалые. Христианам заповедано не собирать сокровищ на земле. Наша страна так разорена, так нища сегодня, в ней столько одиноких, страждущих, покинутых. Что мы можем? Пусть каждый христианин возьмет на себя обязанность хоть одной душе помочь... Я всегда с трепетом читаю главу 25-ю из Евангелия от Матфея: "Ибо алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал и вы не напоили Меня". Это мы не накормили и не напоили. Господи, прости нас и помоги!

Спасибо, Зоя Александровна. Да благословит Вас Господь и да исполнит все желания сердца Вашего!


Рецензии