Эдип и комплекс Фрейда

Фрейд, конечно, весьма уважаемый в психоаналитике человек. Он, как и придуманный им психоанализ,  пользуется заслуженным авторитетом в психиатрии и психологии.

Но излишняя сексуальная озабоченность знаменитого ученого привела к тому, что с его нелёгкой руки в широких массах психиатров и околопсихиатрическом сообществе  утвердился термин: «Эдипов комплекс», означающий  непреодолимое сексуальное влечение к собственной матери.

Заблуждение сие есть не более чем заблуждение. И ссылки на древнегреческую мифологию здесь неуместны. Потому как древний греческий миф говорит совершенно о другом.

В мифе, дошедшем до нас в форме трагедии,  написанной Софоклом, говорится о неизбежности божественного предопределения. И только.

О том, что человеку не дано знать свою судьбу. О том, что человек, тем или иным способом узнавший об уготованной ему участи, как бы ни пытался избегнуть предначертания, в конце концов, потерпит фиаско. Предопределение сбудется. Как бы кто ни старался избежать знаемого своего будущего.

От судьбы не уйдешь. Вот о чём трагедия Софокла, известная каждому  древнему греку и неверно трактуемая современными многознатцами.

Позволю себе вкратце пересказать эту поучительную и занимательную историю.

Ходили слухи, что он найдёныш. Что злое проклятье довлеет над ним и его родом. Но! Он был сыном царя и не верил глупым слухам.

Он любил своих родителей, родители любили его. Он много занимался гимнастикой и искусством боя, как и подобает сыну царя и будущему царю.

Не слаб он был в философии, математике, других науках, так необходимых будущему правителю. Был любопытен, как и все юноши в его восемнадцатилетнем возрасте.

Любопытство привело его к знаменитому дельфийскому оракулу. Страшное поведал юному Эдипу предсказатель будущего. Будто суждено ему убить родного отца и жениться на своей матери.

Страх впервые в жизни обуял юношу. Не желал парень мириться с тем, что незамаливаемый грех отцеубийства и инцеста уготован ему. Как был, с одним мечом у пояса, решил покинуть родной город.

В далёкие те времена Греция была разделена на множество городов-государств. Каждое со своим царём. Как правило, избираемым народом. Небольшие то были государства. Но цари великие. Как и любые цари.

Немного понадобилось времени Эдипу, убитому горем, чтобы покинуть пределы своей родины. Пустынна была дорога, по которой он шёл.

Вдруг, на перекрестке трех дорог, Эдип за малым не попал под колесницу, сопровождаемую всадниками. Хоть и пешим был Эдип, но всё-таки царский сын, гордости - не занимать.

Завязалась драка. Эдип победил. От его руки пал высокий седой господин, восседавший в колеснице и все сопровождавшие его слуги.

Только одному удалось скрыться невредимым. Он ускакал по  пыльной дороге. Посмотрел Эдип трусу вслед, плюнул и пошёл дальше.

Уже в виду города, столицы соседнего государства, поджидало путника страшное  чудовище-сфинкс, не дававшее проходу местным жителям.

Природный ум и находчивость помогли Эдипу одолеть чудище.

Благодарные жители, получившие возможность без страха за жизнь покидать стены города, избрали его своим царем. Мало того, они отдали ему в жёны вдову недавно погибшего царя своего.

Мудро правил Эдип, уважали его жители, любила жена. 

Прошло пятнадцать лет. Эдип, уже не безусый юноша, но умудренный опытом правитель. Государство его процветает, народ не нарадуется на своего царя и его жену.

Нежданно  страшное несчастье постигло город-государство. Чума. Нападение было внезапным и абсолютно непонятным.

В те времена ещё не знали о существовании вирусов и микробов. Люди умирали просто так, по неизвестной причине. Но причина должна быть!

Горожане обратились к дельфийским жрецам. Те поведали, что мор - это наказание богов. Мор не прекратится, пока не будет найден убийца прежнего царя, бывшего мужа нынешней  царицы.

Горожане активно включились в поиски убийцы. Самым деятельным и активным был Эдип. Да и как же могло быть иначе?  Ведь он – царь, которому доверились горожане!
 
Первым делом Эдип велел найти и доставить к нему того единственного из стражников, который был свидетелем убийства царя.

Стражник в своё время рассказывал, что на них напала очень большая шайка разбойников. Ему лишь чудом удалось спастись. И то только потому, что конь понёс. Если бы не это обстоятельство, он бы обязательно вернулся, чтобы погибнуть вместе со своим господином.

Теперь человек этот жил в уединении далеко в горах. На его поиски нужно было время. Эдип был нетерпелив. Дабы ускорить поиски цареубийцы, Эдип прибег к испытанному в те времена средству: пригласил ясновидящего.

Старец был слеп, но люди говорили, что многие вещи он видит лучше зрячего.

Седобородый слепец долго уклонялся от ответа, кто же убил прежнего царя. Эдип настаивал. Рассерженный его настойчивостью, ясновидящий вдруг заявил, что Эдип ищет самого себя. Именно он и является тем самым убийцей!

Эдип вышел из себя. Невозможно такое! Невозможно потому, что не могло этого быть!

Потом  вспомнил о драке на перекрестке. Вспомнил знатного господина, которого, оскорбившись, убил. О слугах, которые, как и положено хорошим слугам, бросились защищать своего господина. Он их тоже перебил в пылу драки.

Стал Эдип расспрашивать свою жену, как выглядел её прежний муж. В её описаниях находил всё больше и больше сходства с убитым им некогда человеком. С ужасом поведал о своих подозрениях жене.

Та резонно обратила его внимание на то, что на Эдипа напали пять человек. Эдип один бился с ними и победил. Её же прежнего мужа преследовала и убила целая шайка разбойников. А ясновидящий, - так что ясновидящий? Он мог и ошибиться.
 
Чтобы успокоить Эдипа, царица рассказала ему историю о другом предсказании, которое не сбылось. 

Давным-давно, она была молода и счастлива. В один год вышла замуж за царя и родила ему первенца, крепкого и красивого мальчика, в котором отец души не чаял.

Как и всякий отец, царь желал счастья своему сыну. Чтобы наверняка узнать  судьбу первенца, отправился к дельфийскому оракулу. Царь ожидал услышать всё, что угодно, но только не то, что услышал.

Собственный сын станет его убийцей! Первенец убьёт его!

Разгневанный царь вернулся домой. Он вызвал самого верного слугу. Приказал отнести своего горячо любимого сына далеко в лес и бросить на съедение диким зверям. Слуга в точности всё исполнил, ведь он был верный слуга.

С тех пор прошло много лет. Её жестокий муж давно убит неизвестными разбойниками на перекрестке трёх дорог, а она оплакивает  своего первого сына, погибшего в пасти диких зверей по воле своего суеверного отца.

Слова жены о несбывшемся предсказании несколько успокоили Эдипа. Хотя оставили в душе смутный и непонятный осадок. Еще больше успокоил посланник из его родного города, с далёкой родины, которую он покинул много лет назад.

Прибыв в Эдипово царство, посол сообщил, что отец Эдипа, их царь, умер. Жители страны просят Эдипа вернуться, чтобы управлять ими.

Эдип был огорчен и рад. Огорчён тем, что умер его любимый отец. Рад тому, что предсказание не сбылось, не от его руки погиб отец. Это дало ему надежду, что слепой ясновидящий тоже ошибся, назвав его цареубийцей.

Он готов было уже вернуться на родину, но его удержало то, что мать его жива. Осталась вторая часть предсказания. Эти сомнения Эдип изложил посланнику.

Тот рассмеялся в ответ.  Он готов разрешить все сомнения. И немедленно! Древний старик рассказал, что приключилось с ним однажды  в далёкой молодости.

Служил он тогда пастухом у своего царя, будущего отца Эдипа. В один из дней, когда он, как обычно, пас коз в горах, из лесу вышел человек, слуга соседнего государя.

В руках человек держал большой свёрток. Когда он его развернул, в свёртке оказался младенец, мальчик. Слуга чужого царя предложил пастуху убить ребёнка. Обещал хорошо заплатить.

Пастуху стало жалко мальчика. Он  уговорил незнакомца не убивать младенца, а отдать ему за небольшие деньги. Деньги за убийство тоже взять себе. Тот не сразу, но согласился.

Получив свёрток с мальчиком, пастух тайно отнёс его к своему бездетному царю. Получил щедрое вознаграждение. Царь велел никому, ни под каким предлогом, не рассказывать о произошедшем.

Он усыновил младенца, назвал сына Эдипом. Теперь царь  мёртв. Посланник освобождён от клятвы его смертью. Он рад, что даровал Эдипу великое счастье, право вернуться  на родину!

Эдип, вопреки ожиданиям, вовсе не обрадовался. Известие ошеломило его. Оказывается, он не  сын своего отца! Кто же тогда его отец?

Эдипу доложили, что, наконец, разыскали далеко в горах бывшего слугу, сумевшего остаться в живых, когда убивали его господина, бывшего царя.

Когда слугу ввели в зал, он страшно испугался. Слуга узнал в седом посланнике соседнего царства человека, которому много лет назад продал мальчика, нарушив приказ своего господина.

Безмерно напуганный, он признался и в другом своём преступлении.

Оказывается, он бросил своего господина в бою, когда тот сражался на перекрестке трёх дорог с неукротимым  юношей, перебившим всех, кроме него. Он тогда сумел  убежать. Дабы скрыть свой позор, в городе рассказал, что на царя напала целая шайка разбойников, с которой не было никакой возможности справиться.

Слушал эти признания Эдип. Слушала жена, бывшая, как оказалось,  его матерью.

Перед матерью стоял её давно потерянный и горячо любимый сын, оплакиваемый безутешно долгие годы.

В то же время, это был её муж. Любимый мужчина, от которого она рожала детей.

Не в силах понять, как такое могло случиться, как она могла, сама того не подозревая, совершить тяжкий грех, мать Эдипа покончила с собой.

Эдип поступил по-другому.

Зная, что жизнь не заканчивается со смертью человека, что смерть даже может послужить избавлением от земных мук, он сорвал застежку с одежды матери и выколол себе глаза.

Эдип обрёк себя на более  страшные и долгие муки, нежели просто смерть. Он обрёк себя на жизнь. Жизнь в темноте.

Пусть и невольно он совершил свои преступления, но должен понести за них расплату.

Понести здесь, на земле, служа своим примером неумолимости рока, бесполезности борьбы с судьбой.

Вот, собственно, о чём говорит легенда.

Невнимательно читал её Фрейд.


Рецензии