Карлос Кастанеда и Христианство

При чтении Карлоса Кастанеды возникают параллели с Христианством.

В Христианстве есть понятие смирения, которое чем-то напоминает вот эту цитату из КК:

"- Этот хищник, - сказал дон Хуан, - который, разумеется, является
неорганическим существом, в отличие от других неорганических существ,
невидим для нас целиком. Я думаю, что будучи детьми, мы все-таки видим
его, но он кажется нам столь пугающим, что мы предпочитаем о нем не
думать. Дети, конечно, могут сосредоточить на нем свое внимание, но
окружающие убеждают их не делать этого.

- Все, что остается людям, - это дисциплина, - продолжал он.
- Лишь дисциплина способна отпугнуть его. Но под дисциплиной я не
подразумеваю суровый распорядок дня. Я не имею в виду, что нужно
ежедневно вставать в полшестого и до посинения обливаться холодной водой.
Маги понимают под дисциплиной способность спокойно противостоять
неблагоприятным обстоятельствам, не входящим в наши расчеты. Для них
дисциплина - это искусство, искусство неуклонно противостоять
бесконечности, не потому, что ты силен и несгибаем, а потому, что
исполнен благоговения.

- И каким же образом дисциплина магов может отпугнуть его? -
спросил я.

- Маги говорят, что дисциплина делает сверкающую оболочку осознания
невкусной для летуна, - сказал дон Хуан, внимательно всматриваясь в мое
лицо, как будто стараясь разглядеть в нем какие-либо признаки недоверия.
- В результате хищники оказываются сбиты с толку. Несъедобность
сверкающей оболочки осознания, как мне кажется, оказывается выше их
понимания. После этого им не остается ничего, как только оставить свое
гнусное занятие.

- Когда же хищники на какое-то время перестают поедать нашу
сверкающую оболочку осознания, - продолжал он, - она начинает расти.
Говоря упрощенно, маги отпугивают хищников на время, достаточное для
того, чтобы их сверкающая оболочка осознания выросла выше уровня
пальцев ног. Когда это происходит, она возвращается к своему
естественному размеру. Маги древней Мексики говорили, что сверкающая
оболочка осознания подобна дереву. Если ее не подрезать, она вырастает
до своих естественных размеров. Когда же осознание поднимается выше
пальцев ног, все чудеса восприятия становятся чем-то само собой
разумеющимся.

- Величайшим трюком этих древних магов, - продолжал дон Хуан, -
было обременение разума летуна дисциплиной. Они обнаружили, что если
нагрузить его внутренним безмолвием, то чужеродное устройство
улетучивается, благодаря чему тот, кто практикует это, полностью
убеждается в инородности разума, которая, разумеется, возвращается, но
уже не такая сильная, после чего устранение разума летуна становится
привычным делом. Так происходит до тех пор, пока однажды он не
улетучивается навсегда. О, это поистине печальный день! С этого дня тебе
приходится полагаться лишь на свои приборы, стрелки которых оказываются
практически на нуле. Никто не подскажет тебе, что делать. Чужеродного
разума, диктующего столь привычные тебе глупости, больше нет.

- Мой учитель, нагваль Хулиан, предупреждал всех своих учеников, -
продолжал дон Хуан, - что это самый тяжелый день в жизни мага, ведь
тогда наш реальный разум, вся совокупность нашего опыта, тяготевшая над
нами всю жизнь, становится робкой, неверной и зыбкой. Мне кажется,
настоящее сражение начинается для мага именно в этот момент. Все, что
было прежде, было лишь подготовкой".

А из этой цитаты следует, что пост придуман для сдвига точки сборки:

"Еще одним прорывом, который по утверждению древних магов, имел
фундаментальное значение и о котором дон Хуан рассказывал самым подробным
образом, было сделанное древними магами открытие того, что точка сборки
очень легко смещается во время сна. Это открытие повлекло за собой еще
одно: сны обусловлены смещением точки сборки. Маги древних времен увидели
- чем значительнее сдвиг, тем более необычные сны видит человек, и
наоборот, чем более необычные сны видит человек, тем значительнее сдвиг
точки сборки. Дон Хуан рассказал, что эти наблюдения привели к разработке
древними магами в весьма экстравагантных приемов смещения точки сборки,
таких как употребление внутрь растений, вызывающих изменения состояния
сознания, а также использование с этой целью состояний голода, крайней
усталости и стрессовых ситуаций. Особое же внимание они уделили разработке
практики управления снами. Тем самым, вероятно, даже не подозревая об
этом, они создали метод, получивший в последствии название практики
сновидения".

В эти параллели можно, наверное, добавить исповедь, т. к., если к ней относиться серьёзно, то прежде чем исповедоваться, надо хорошо вспомнить прожитые дни, а это смахивает на перепросмотр.

КК:

"Перепросмотр

Вторым важным предметом повышенного интереса для магов древней Мексики являлся перепросмотр. Для них перепросмотр был актом высвобождения прежнего опыта для достижения двух трансцендентных целей. Первая - соответствовать общему взгляду на Вселенную, жизнь и сознание, вторая цель сугубо прагматическая - достичь текучести восприятия.
Их общий взгляд на Вселенную, жизнь и сознание был таким: существует неописуемая сила, которую метафорично назвали Орлом, и которую маги понимали как силу, которая одалживает сознание каждому живому существу, от вируса до человека. Маги считали, что Орел одалживает сознание новорожденному существу и это существо увеличивает сознание посредством жизненного опыта до тех пор, пока сила не потребует данное ею назад. Все живые существа умирают, по понятию древних магов, потому что они обязаны возвращать данное им взаймы сознание. Увеличенное сознание возвращается тому, кто его дал.
Дон Хуан сказал, что при нашем линейном образе мышления мы не способны объяснить это, поскольку нет объяснения тому, почему сознание дается в долг, а затем забирается обратно. Это установленный факт во Вселенной, а не все факты могут быть объяснены в терминах причины и следствия, или цели, которая могла бы быть определена заранее.
Маги древней Мексики полагали, что перепросмотр означает отдавание этой силе, Орлу, того, что она ищет: нашего жизненного опыта, но отдавание контролируемое, позволяющее отделить сознание от жизни. Маги утверждали, что сознание и жизнь не являются неразделимо переплетенными, они соединены лишь обстоятельствами. Орлу не нужны наши жизни, ему нужен только наш жизненный опыт. Однако отсутствие дисциплины в человеческих существах не позволяет им отделить сознание от жизни и поэтому они теряют жизнь, тогда как могли бы потерять только силу своего жизненного опыта. Перепросмотр является процедурой, во время которой маг дает Орлу замену за свою жизнь. Он отдает Орлу свой жизненный опыт, подробно излагая его, но сохраняя жизненную силу...

Перепросматривать, для практикующих магов, значит отдать непонятной силе - Орлу - то самое, что она ищет: жизненный опыт, то есть, сознание, которое они увеличили за счет жизненного опыта. Дон Хуан не мог объяснить мне этот феномен в терминах стандартной логики или в терминах объяснимых причин. Он сказал, что ответ нужно искать в области практических действий, а все, на что мы можем рассчитывать, это совершение трюка без объяснений. Он также говорил, что есть тысячи магов, которые сохранили жизнь после того, как отдали Орлу силу своего жизненного опыта. Для дона Хуана это означало, что маги не умерли в нашем обычном понимании смерти, а, сохранив жизненную силу, переступили пределы этого состояния и исчезли с лица земли, отправившись в бесконечное путешествие восприятия...

Вторым аспектом перепросмотра, как заявлял дон Хуан, является приобретение текучести. Он говорил, что за этим рациональным термином скрывается один из наиболее тонких вопросов магии: точка сборки, точка интенсивного свечения размером с теннисный мяч, которую воспринимают маги, способные прямо видеть течение энергии во Вселенной. Как говорилось ранее, человек для видящего является светящимся шаром; позади этого шара есть точка наиболее интенсивного свечения. Маги называют ее точкой сборки, поскольку они видят, как мириады энергетических полей, приходящих из Вселенной в виде волокон света, сходятся в этой точке, проходя сквозь нее. Это слияние волокон и дает точке сборки такое свечение.
Благодаря точке сборки человеческое существо может воспринимать энергию, преобразуя ее в чувственные данные, которые точка сборки интерпретирует как мир повседневной жизни; эта интерпретация происходит в терминах человеческой социализации и человеческих возможностей.
Дон Хуан говорил, что перепросмотр это высвобождение всего или почти всего опыта человека. В процессе перепросмотра точка сборки слегка или сильно смещается - сила воспоминания толкает ее в то место, которое она занимала во время перепросматриваемых событий. Перемещения туда и обратно, из одного положения в другое, дают практикующему текучесть, необходимую для того, чтобы выдержать необыкновенные обстоятельства в его путешествии по бесконечности; странности, которые никоим образом не являются частью обычного познания человека.
Перепросмотр, как формальная процедура, состоял в древности из процесса вспоминания всех людей, которых знал практикующий, и всех событий, в которых он участвовал. Дон Хуан предложил мне для памяти составить перечень всех, с кем я когда-либо встречался. После того, как я написал этот список, он объяснил мне, как им пользоваться. Он предложил мне взять первого человека из списка и вспомнить, как проходила моя последняя встреча с ним. Дон Хуан называл этот процесс приведением в порядок событий для перепросмотра.
Дон Хуан просил меня детально вспомнить все о встрече, заявляя, что это является своего рода тренировкой памяти, развития способности запоминать все и надолго. Он говорил, что во время вспоминания могут всплыть существенные, относящиеся к делу детали, например, обстановка, где происходило событие. Как только событие приводилось в порядок, он говорил, что следует вспомнить все о местности и пространстве, войти и него, обращая особое внимание на физическую обстановку. Если, к примеру, встреча имела место в офисе, следует вспомнить пол, двери, стены, картины на них, окна, столы и находящиеся на них предметы, все, что охватывается глазом, но потом забывается.
Дон Хуан убеждал меня, что перепросмотр как формальная процедура должен начинаться с перечисления событий, происшедших недавно. Если вспоминать о событиях в такой последовательности, то самыми главными будут самые свежие, ведь их можно вспомнит, в мельчайших подробностях. Дон Хуан говорил, что человек помнит события со всеми деталями, хотя и не осознает этого. Но Орла интересуют как раз детали.
Выполнение перепросмотра событий требует, чтобы человек глубоко дышал, поворачивая голову, например справа налево, потом слева направо; это можно проделывать столько, сколько необходимо для вспоминания всех деталей. Согласно дону Хуану, маги считают, что благодаря дыханию человек возвращает все чувства, растраченные им во время вспоминаемого события, и избавляется от оставшихся в нем нежелательных настроений и чувств.
Именно во вдохах и выдохах, считают маги, и лежит тайна перепросмотра: поскольку дыхание является функцией, поддерживающей жизнь, то так человек может отдать отпечаток пережитого силе, дающей нам сознание. Когда я попросил дона Хуана дать мне более попятное объяснение, он сказал, что вещи, подобные перепросмотру, нужно пережить, а не объяснять. В процессе перепросмотра маги находят освобождение. Объяснят>, этот процесс - значит бессмысленно рассеивать энергию. Его предложение относительно перепросмотра согласовывалось с его знаниями.
Список с именами подталкивает память и отправляет ее в невероятное путешествие. Логика магов состоит в том, что вспоминание только что происшедших событий готовит базу для вспоминания с той же ясностью и быстротой событий более удаленных. Маги считают такого рода вспоминание процедурой освобождения себя от прожитого, во время которой из воспоминаний вытягивается громадная, великая движущая сила. Она расшевеливает энергию, рассеянную нашими центрами действий, и возвращает ее на место; эта энергия бывает скоплена на периферии светящихся энергетических сфер, каковыми мы являемся. Маги говорят, что перепросмотр не только возвращает энергию, но и дает текучесть после того, как Орлу отдают то, чего он ищет.
Выражаясь мирским языком, перепросмотр дает человеку возможность увидеть в жизни повторы ...


Действительный акт перепросмотра является делом всей жизни. Иногда на то, чтобы исчерпать весь список, уходят годы, особенно для тех людей, кто был знаком и взаимодействовал с тысячами индивидуальностей; кроме того, большую часть времени происходят отклонения от этого процесса, поскольку этот список наращивается неличными событиями, в которые не вовлечены какие-либо люди, но которые должны перепросматриваться, поскольку они каким-то образом связаны с людьми, которые участвуют в перепросмотре ..."

Вот в этой цитате КК говорит о смысле ритуалов в магии и колдовстве. В Христианстве также много ритуалов, которые играют, возможно, ту же роль:

"- Новые видящие говорят, что понимание - это методика, - сказал он. -
они говорят, что прежде всего нужно осознать, что воспринимаемый нами мир
является результатом того, что наша точка сборки находится в данном
конкретном месте кокона. Как только это понято, точку сборки можно
перемещать почти произвольно вследствие новых привычек.
Я не вполне понял, что он имеет ввиду под привычками, и попросил его
разъяснить этот вопрос.
- Точка сборки человека появляется в определенном месте кокона, что
определяется командой орла, - сказал он. - а точнее, ее положение
определяется привычкой - повторными действиями. Сначала мы узнаем, что она
может быть расположена там, а затем сами распоряжаемся именно так, чтобы
она была именно там. Наша команда становится командой орла, и точка
привязывается к этому месту. Вникни в это очень внимательно: "наша команда
становится командой орла". Древние очень дорого заплатили за эту находку.
Мы еще вернемся к этому.
Он подчеркнул еще раз, что древние сосредоточили свои усилия
исключительно на развитии тысяч сложнейших ритуалов колдовства. Он
добавил, что они никогда не смогли понять, что все их сложнейшие
устройства, такие же странные, как и они сами, не имеют никакого другого
назначения, как быть лишь средством, нарушающим фиксацию их точки сборки и
заставляющим ее переместиться.
Я попросил его пояснить то, что он сказал.
- Я уже говорил тебе, что колдовство - это что-то подобное тупиковой
улице. Я имел в виду, что колдовские ритуалы не имеют глубинного значения.
Ценность их проявляется косвенно - их реальное назначение в том, чтобы
сдвинуть точку сборки, заставить первое внимание ослабить свой контроль
над ней.
Новые видящие поняли истинную роль, какую играли колдовские приемы, и
решили подойти непосредственно к процессу, заставляющему переместиться
точку сборки, отбросив всю остальную бессмыслицу ритуалов и заклинаний.
Хотя в то или иное время в жизни воина ритуалы могут быть необходимы. Я
лично посвятил тебя во все виды колдовских ритуалов, однако лишь с целью
отвлечения твоего первого внимания от власти самопоглощения, которая
держала твою точку сборки жестко фиксированной.
Он добавил, что чрезмерное удушение первого внимания самопоглощением
или рассудочностью является мощной связывающей силой, а ритуальное
поведение, ввиду свойств повторяемости, заставляет первое внимание
освободить часть энергии, отвлекая ее от перечисления, в результате чего
положение точки сборки теряет свою жесткость.
А что происходит с людьми, у которых точка сборки потеряла свою
жесткость? - спросил я.
- Если они не воины, они думают, что начали терять рассудок, - сказал
он, улыбаясь. - так же, как ты в свое время подумал, что начал сходить с
ума. Если же они воины, они знают, что становятся безумными, но они
терпеливо ждут. Ты знаешь, что быть здоровым и здравым означает, что точка
сборки неподвижна. Когда она срывается, это значит буквально, что ты
чокнулся.
Он сказал, что для воинов, у которых сдвинулась точка сборки, открыты
две возможности. Одна состоит в том, чтобы признать себя больным и вести
себя, как сумасшедший, реагируя эмоционально на те странные миры,
свидетелем которых ты становишься из-за этого сдвига. Другая - оставаться
бесстрастным, незадетым, зная, что точка сборки всегда возвращается в свое
исходное положение.
- Ну а что, если точка сборки не вернется в свое исходное положение?
- спросил я.
- Тогда эти люди потеряны, - ответил он. - они либо неизлечимо
безумны, поскольку их точка сборки не может собрать тот мир, который мы
знаем, либо становятся несравненными видящими, начинающими свое движение в
неведомое.
- Что же определяет тот или иной случай?
- Энергия! Безупречность! Непогрешимые воины не теряют своих шариков,
они остаются бесстрастными. Я не раз говорил тебе, что безупречный воин
может видеть ужасающие миры, и все же в следующее мгновение он будет
шутить, смеяться с друзьями или встречными".


У Карлоса Кастанеды - неорганические существа. Есть ли в других источниках нечто подобное? Да. Если почитать про жития святых, подвижников, монахов, то часто встречаются описания их взаимодействий с так называемыми бесами, которых, думаю, можно отнести к неорганическим существам. Характер этих взаимодействий во многом совпадает с цитатой из КК, которую привожу ниже. Взаимодействие: с одной стороны - максимально напугать, с другой соблазнить, - а то, всё вместе.

Карлос Кастанеда:

«А что бы случилось, если бы олли поймал тебя?
- Я мог бы умереть от страха, - ответил он. - если бы я знал, что
происходит, когда попадешься, я дал бы ему возможность схватить себя. В то
время я был отчаянным человеком. Когда олли схватит тебя, ты либо получишь
разрыв сердца и умрешь, либо будешь бороться с ним. Тогда, после момента
особой ярости, энергия олли истощается, так как нет ничего, что олли может
сделать с нами или наоборот - нас разделяет бездна.
Древние видящие полагали, что в тот момент, когда энергия олли
иссякает, он отдает свою власть человеку. Господи, какая там власть! У
древних видящих олли выходили из ушей, а власть их олли не имела никакого
смысла.
Дон Хуан объяснил, что в этом вопросе новым видящим опять пришлось
исправлять путаницу. Они нашли то единственное, что идет в расчет -
безупречность, то есть способ освобождения энергии. Все же среди древних
видящих были такие, что были спасены своими олли, но это не имело никакого
отношения к власти олли - безупречность позволила этим людям
воспользоваться энергией этих других форм жизни.
Новые видящие нашли, однако, наиболее важное, связанное с олли - то,
что делает их полезными или бесполезными для человека. Бесполезные олли,
каких несметное количество - это те внутренние эманации, которые таковы,
что мы не можем с ними встретиться внутри себя. Они настолько отличны от
нас, что совершенно бесполезны. Другие, каких мало, они сродни нам, а это
означает, что у них есть эманации, подходящие нам.
- Как же этот род используется человеком? - спросил я.
- Нам следует применять другое слово вместо слова "используется", -
ответил он. - я сказал бы, что в этом случае между олли и видящим
происходит справедливый обмен энергией.
- Как же этот обмен происходит? - спросил я.
- Через их встречные эманации, - ответил он. - естественно, что эти
эманации относятся к левостороннему сознанию человека, к той части,
которой средний человек никогда не пользуется. По этой причине олли
совершенно отделены от мира правостороннего сознания, или от стороны
рассудка.
Он сказал, что встречные эманации дают обоим общую почву. Тогда, по
мере знакомства, устанавливается более глубокая связь, полезная обоим.
Видящие стремятся воспользоваться эфирными качествами олли: они сказочные
разведчики и хранители. Олли стремятся к большему полю энергии человека, и
с ее помощью они даже могут материализоваться.
Он уверил меня, что опытные видящие играют с этими совместными
эманациями до тех пор, пока не достигнут их полного фокусирования. Этот
обмен происходит во времени. Древние видящие не поняли этого процесса и
развили сложные методики созерцания для спуска в глубины, какие я видел в
зеркале.

- У древних видящих были очень усложненные орудия для помощи им при
спуске, - продолжал он. - это была веревка особого плетения, которую они
привязывали вокруг талии. На ней было мягкое утолщение, пропитанное
смолой, которое подходило к самому пупку, как пробка. У видящих был
помощник или несколько, которые держали за веревку, пока те погружались в
свое созерцание. Естественно, что смотреть непосредственно на отражение
глубины чистого пруда или озера - это бесконечно более переполняющее
зрелище, чем то, что мы выполнили с помощью зеркала.
- Но действительно ли они спускались телесно? - спросил я.
- Ты поразился бы, если бы узнал, на что способен человек, особенно
управляющий сознанием, - ответил он. - древние видящие были странными. В
своих экскурсах в глубины они нашли чудесные вещи. Встреча с олли для них
была обычной. Теперь-то ты, конечно, понимаешь, что слово "глубины"
- Это только так говорится. Нет никаких глубин, есть только
управление сознанием, но именно этого так никогда и не поняли древние
видящие.
Я сказал ему, что из того, что он рассказал из своего опыта с олли
плюс мои субъективные впечатления от того, как олли вился в воде, я пришел
к выводу, что олли очень агрессивны.
- Совсем нет, - ответил он. - и не потому, что у них нет энергии,
чтобы быть агрессивными, а потому, что у них другой вид энергии. Они
больше похожи на электрический ток, а органические существа ближе к
тепловым волнам.
- Но почему же он преследовал тебя так долго? - спросил я.
- В этом нет тайны, - ответил он. - их привлекают эмоции. Животный
страх - вот что привлекает их больше всего. Он освобождает род энергии,
подходящий для них. Их внутренние эманации сплачиваются животным страхом,
а поскольку мой страх был безотчетным, олли следовал за ним, или, лучше
сказать, мой страх зацепил олли и не отпускал.
Он сказал, что никто иной, как древние видящие, нашли, что олли
наслаждаются животным страхом больше, чем еще чем-либо.
Они доходили даже до крайностей, намеренно поддерживая его для своих
олли и запугивая человека до смерти. Древние видящие были убеждены, что
олли имеют человеческие чувства, однако новые видящие видят это
по-другому. Они видят, что олли привлекает энергия, освобождаемая
эмоциями: любовь здесь так же эффективна, как ненависть или печаль.
Дон Хуан добавил, что если бы он чувствовал к олли любовь, олли пошел
бы за ним куда угодно, хотя в этом случае преследование проводилось бы
несколько в другом настроении. Я спросил его, остановился бы олли в тот
раз, если бы он контролировал свой страх. Он сказал, что управление
страхом было трюком древних видящих. Они могли управлять им до такой
степени, что могли выделять его. Они захватывали олли собственным страхом,
и распределяя его постепенно, как пищу, держали олли в рабстве.
- Эти древние видящие были страшными людьми, - продолжал дон Хуан, -
впрочем, мне не следует употреблять прошедшее время - они страшны и
сейчас. Они домогаются доминирования, господства над всем и над вся.
- Даже сегодня, дон Хуан? - спросил я, стремясь получить от него
дальнейшие объяснения.
Он изменил предмет разговора, сказав, …"


ЖИТИЯ СВЯТЫХ

по изложению святителя Димитрия, митрополита Ростовского

Издательство прп. Максима Исповедника, Барнаул, 2003-2004

ред. golden-ship, 2008


"Житие преподобного отца нашего Серафима Саровского

... При виде таких подвигов великого старца, исконный враг рода человеческого вооружился против него всевозможными искушеньями и кознями. Так он наводил на подвижника различные страхования, то, испуская за дверями как будто вой дикого зверя, то, представляя, что как будто скопище народа ломить дверь его кельи, выбивает косяки, бросает в старца обрубок дерева и т. п.; по временам и днем, но особенно ночью, во время молитвенного предстоянья преподобного старца Серафима, ему видимо вдруг представлялось, что келья его разваливается и со всех сторон врываются с яростным ревом страшные звери; иногда вдруг пред ним появлялись отверстые гробы с восстающими из них мертвецами. И когда, впоследствии, один мирянин в простоте сердца своего, спросил его: "батюшка, видали ли вы злых духов?" - он отвечал с улыбкою: "они гнусны, - как на свет ангела взглянуть грешному невозможно, так и бесов видеть ужасно, потому что они - гнусны". Но все эти страшные видения, ужасы и искушения, сопровождаемые иногда и телесными страданиями, благодатный старец превозмогал теплою молитвою и препобеждал силою Честного и Животворящего Креста Господня"...

_________________


Рецензии
С удовольствием перечитала объяснения дона Хуана, которого считаю одним из своих учителей. Что до параллелей с христианством, так все, назовем их духовными, практики во многом пересекаются.

Элла Крылова   27.01.2017 15:39     Заявить о нарушении