О памяти

 Во время земного существования человека в его памяти остается след, который запечатлевает происходящие события, обозначаемый греческим словом энграма.  Хранящиеся в памяти образы воспроизводятся на основе ассоциативных связей. Продуктивность запоминания соотносится с целевыми установками, интересы человека и его направленность внимания на длительное удержание в памяти определяют результат и его точность. Материал усваивается намного лучше , если сопровождается выполнением активных действий.  Восприятие информации происходит через органы чувств,  когда в мозг по различным сенсорным каналам поступают чувственные ощущения. В памяти закрепляются возникающие впечатления, при этом суммируются результаты  наблюдений и каждый раз подмечаются новые  детали. Ассоциативная почва и эмоциональный фон позволяют всплывать многообразным впечатлениям, сложившимся в разное время. При запоминании удерживается основа и происходит переработка в сторону упрощения деталей. Те факты, которые произвели впечатление, на которых было сосредоточено внимание, запоминаются лучше. Заинтересованность в определенной информации определяет отбор запоминаемого. В процессе забывания не распадается закрепившийся материал, а происходит отвлекающее действие другой информации, взаимное торможение следов.
Важна роль как процессов хранения и воспроизведения, так и непосредственное восприятие информации. Ощущения через органы чувств вносят воспринятые представления, которые подвергаются обработке и сопоставлению с накопленным опытом на основании их значимости. Ориентировочная реакция сводится к распознаванию важных раздражителей, в ответ на которые обостряется процесс распознавания. Повторное восприятие приводит к узнаванию и одновременно к угасанию ориентировочной реакции. Формирующийся условный рефлекс фиксирует новый опыт, оживляя реакцию при любом изменении опыта.
Анатомически известна ретикулярная формация ствола мозга, расположенная между ядрами черепно-мозговых нервов и длинных путей, соединяющих  полушария мозга со спинным мозгом. В ее верхних отделах имеется активирующая восходящая система, поддерживающая необходимый уровень бодрствования, организуя процессы внимания и восприятия информации для запоминания.
С восприятием чувствительных раздражений  связаны корковые области мозга, которые имеют входы для зрительных , слуховых, обонятельных, двигательных раздражителей и получают информацию о их свойствах.
 В процессе консолидации ( закреплении в памяти поступающей информации) участвует структура мозга, называемая кругом  Пейпеца, образование гиппокампова круга.  Структуры, принимающие участие в организации поведенческих актов, составляют лимбическую систему, центральными звеньями которой является миндалевидный комплекс  и гиппокамп.   Гиппокамп играет существенную роль в регистрации информации.  При постоянстве внешней обстановки нейроны гиппокампа находятся в активном состоянии и тормозят активность ретикулярной формации, при изменениях среды разряд гасится, что приводит к растормаживанию ретикулярной формации, мобилизации внимания и регистрации нового раздражителя. Кодирование воспринятой информации осуществляют  мамиллярные тела, передние ядра таламуса и часть лимбической коры.  Импульсация из мамиллярных тел попадает к нейронам передних таламических ядер, их проекционной зоной является лимбическая система. Активность ее нейронов отключается без привыкания.  Эти образования мозга  формируют стабильные следы памяти, при их повреждении сохраняется память на отдаленные события. Структуры гиппокампа содержат механизм закрепления следов, который назван первичным механизмом памяти.
Различают кратковременную ( стадия нейродинамических сдвигов) и долговременную память ( стадия структурных изменений в области межнейрональных контактов – синапсов, греч. застежка, прикосновение ). К видам кратковременной памяти относится оперативная память, связанная с выполнением деятельности ( удержание в голове номера телефона до его набора). След памяти формируется в три стадии – мгновенная, кратковременная ( период консолидации), долговременная ( прочные следы памяти). В следовых процессах особую роль играют звездчатые клетки коры больших полушарий, имеющих отношение к формированию образа.  Основным элементом памяти является место контакта нейрона с другими нейронами и их отростками (синапсы), расположенными на теле и на коротких ветвящихся отростках каждого нейрона ( дендриты). Разветвленность дендритов с годами разрастается, они становятся базой для приобретения индивидуального опыта. Особое значение имеют их шипики.
Мозг состоит из нервных и глиальных клеток. Глия указывает нейронам последовательность действий. Передачу нервного возбуждения осуществляют медиаторы, которые выделяются отростками нервных клеток в области пресинапсических окончаний. 1/8 часть пресинаптических волокон покрыта миэлином, который создает условия для прохождения большего количества электричества. Немиэлинизированные синапсы отражают потенциальные возможности мозга, их включение в нервную деятельность связано с активацией нейроглии, в результате чего происходит миэлинизация.
В осуществлении процесса воспроизведения принимают участие лимбико-ретикулярные структуры мозга, имеющие непосредственное отношение к регистрации следов памяти. Важное значение имеет функциональное состояние нервной системы, выработка независимых условных рефлексов при влиянии эмоционального возбуждения ( гормональные факторы, изменяющие функциональное состояние мозга) и  химических  веществ. На фазы памяти оказывает влияние уровень бодрствования. Восприятие информации возможно только в состоянии бодрствования, ее переработка возможна и при его отсутствии, во сне, гипнозе, под наркозом. Условные рефлексы представляют простую форму памяти и формируются на уровне функциональной системы, а кодирование и удержание информации идет на уровне синаптических аппаратов.Механизмы памяти на уровне функциональных систем  связаны с различными фазами памяти. Биохимические теории выявляют механизмы, связанные  с формированием следа долговременной памяти, с процессами хранения следа на нейронном уровне, где основное значение принадлежит изменениям химического состава нуклеиновых кислот и белков соответствующих нейронов.
 Выделяют видовую память – генетическую информацию, которая передается от клетки к клетке, индивидуальная память не наследуется. Передача информации по наследству осуществляется с помощью ДНк и РНК, информационная емкость нуклеиновых кислот обеспечивает хранение большого количества информации, в процессах индивидуальной памяти главная роль приписывается РНК. Состав РНК изменяет нервное возбуждение, что ведет к образованию белка, являющегося материальным следом ( отложен опыт), сходное возбуждение активирует этот белок.
Между кровью и мозгом существует гемато-энцефалический, крове-мозговой барьер, который защищает мозг от чужеродных веществ и регулирует  состав питательной среды ( спинно-мозговой жидкости) – ликвора.  Этот барьер практически непроницаем для РНК, которая содержит след памяти, энграму, условные рефлексы через РНК не передаются. Увеличение содержания РНК  отражается на изменении жизненной активности вообще и  параллельно на изменении качества памяти, недостаток неблагоприятно сказывается на белках и веществах, образование которых зависит от синтеза РНК.
Холинергические структуры мозга представляют собой совокупность нейронов мозга, которые осуществляют передачу нервного возбуждения с помощью ацетилхолина. Вещества, повышающие синтез ацетилхолина, улучшают запоминание. Холинергическая блокада влияет на стадию формирования следа памяти
Передатчиками нервого возбуждения являются биогенные амины. Катехоламины- медиаторы адренергической системы мозга ( адреналин и норадреналин), серотонин в серотонинергической системе мозга.
Биохимические процессы, происходящие в клетках, участвуют в механизме запоминания и хранения памяти. К процессам запоминания имеют отношение РНК, белок, белково-углеводные соединения. В осуществлении функции памяти играют роль субклеточные, клеточные и системные уровни.  Биохимический подход касается изучения белкового синтеза и роли медиаторных систем, передающих возбуждение в нервной системе, на клеточном уровне – к изучению роли синапса и нейро-глиальных отношений, кодирования информации на молекулярном уровне и связь с РНК. Для процесса памяти важно значение синаптических контакто, соотношение следовых процессов.
Изучение памяти животных ограничено их способностью к обучению.  Животные приобретают условные рефлексы в течение всей жизни, приспосабливаясь к  изменяющимся условиям окружающей среды. Вместе с приобретением новых нервных связей важную роль играют врожденные навыки и инстинкты. Умение строить гнезда,  передвигаться – летать, плавать, плести паутину, птицы имеют зрительную и пространственную память, « память места», обладают музыкальными способностями. Рыбы, еще  не имеющие коры мозга, вырабатывают условные рефлексы, представляющие простой вид памяти, на звук, цвет, свет. У черепах ( рептилии) сохраняются образные и эмоциональные впечатления.
 Явление импритинга ( запечатление) как особая форма обучения животных, связана с ранним этапом развития нервной системы. Характеризуется чрезвычайной стойкостью запечатления в раннем возрасте, что можно продемонстрировать на птицах.  Вылупившиеся птенцы могут воспринимать за мать движущиеся неодушевленные предметы.
Память оценивается с помощью наблюдения и эксперимента, наиболее объективный метод  - тесты, но сложность заключается в том, что память включает несколько функций – восприятие, хранение, воспроизведение информации, и связана с другими функциями психики. На исследование влияют следующие факторы: осмысленность запоминаемой информации, зрительные, слуховые впечатления, память движений, темп заучивания, новизна и значимость для субъекта. Имеет влияние путь, которым вводится материал, через какие органы чувств, степень сложности материала.
Различают память  индивидуальную, сохраняющую опыт, накопленный в течение индивидуальной жизни, и память наследственную, сохраняющую опыт биологического вида. Запоминание может быть произвольным и  непроизвольным, механическим и логически осмысленным. В неорганической материи встречаются явления, напоминающие функцию памяти –железо помнит направление намагничивания и легче намагничивается повторно. Словесная память преимущественно зрительная – слышащий слово первый раз  представляет при запоминании, как оно пишется, реже как звучит ( если незнакомо написание). Вспоминание письменного образа, напечатанной страницы помогает воспроизвести прочитанное. Люди с более развитой зрительной памятью запоминают образы, которые затем могут воспроизвести . Ретроспективное зрение – особенность не только живописцев,  люди запоминают ландшафт, который их очаровал, и цветок на дороге может вызвать в памяти понравившуюся картину. Зрительно-образной памятью ( «эйдетизм», греч. образ) обладают лица, обладающие способностью представлять виденный объект как  яркий зрительный образ со всеми деталями. Лица с преобладанием слухового типа памяти запоминают на слух произносимое, в чем им помогает не только смысл услышанного, но и интонация, тембр, тон голоса. В древности, когда знания передавались из уст в уста, ученики воспроизводили услышанные тексты огромного размера. Также существует двигательная, моторная память , когда запоминаются двигательные акты и воспроизводятся движения ( спортивные упражнения, танцы, работа за станком, управление машиной, произнесение слов, процесс рисования, когда пальцами прослеживаются контуры рисунка, движение пальцев при игре на фортепьяно, печатание на клавиатуре, писание, вязание, автоматизированная, машинальная ходьба с сохранением равновесия).
Существует память, связанная с непосредственным восприятием впечатлений, когда вспоминается время и обстановка , обстоятельства, сопутствующие восприятию. Можно развить память через органы чувств, запоминая ощущения от предметов ( дегустаторы, специалисты по чаю, знатоки вин, сортировщики шерсти, гастрономы) . Осязание обыкновенно развито у слепых людей. Встречается способность воспроизведения тембра, интонации голоса.
Важную роль в развитии памяти играют врожденная организация, систематическая тренировка и выработка средств запоминания, которые способствуют закреплению воспоминаний. Клетки участков мозга определенного типа ( затылочная доля- зрительные, височная – слуховые, лобная, теменная доли – двигательные впечатления) . У человека преобладает словесно-логическая память, присущая благодаря его речи.
Память человека развивается с возрастом. Ребенок запоминает лица, обстановку, игры, постепенно пополняет запас слов. В дошкольном возрасте запоминание главным образом механическое, т.к. малое количество знаний дает меньше возможностей использования ассоциаций. Со временем растет объем памяти и скорость восприятия новой информации, складывается произвольное запоминание. Имеет значение и активное участие в области знания, и эмоциональное напряжение, направленность интересов . С возрастом снижается эмоциональность, происходит отход от активной деятельности, уменьшается нейтронная база памяти, встречается ухудшение кровоснабжения мозга, что влечет за собой ухудшение памяти.
Воспринятый материал через некоторое время воспроизводится уже в обобщенном  виде. Узнавание предмета или явления без точного воспроизведения  отражает воспоминание его на более простом уровне. Встречается бессознательное воспроизведение без узнавания.
При нарушении памяти с ложными воспоминаниями человек заполняет пробелы несуществующими фактами ( явление  конфабуляции).
Причинами ухудшения памяти может быть недостаточность  кровообращения мозга, нарушение биохимических процессов мозга, кислородая недостаточность, атрофия нервных клеток.
Некоторые психические заболевания лечатся с применением электрошока, когда нарушения функций мозга ( височных долей) возникают в результате гипоксии мозговой ткани, вызывается обратимый дефект памяти.
Нарушения памяти наблюдаются и при токсической амнезии, при остром отравлении с нарушением сознания ( когда нарушение охватывает только период интоксикации). Токсическое действие на память оказывают некоторые неорганические вещества – мышьяк, ртуть, длительное применение лекарственных средств (бром), угарный газ способен связывать кислород и приводит к кислородному голоданию – гипоксии мозга.
При падении концентрации кислорода в воздухе ( в условиях высокогорной местности) также может наблюдаться нарушение памяти.
Положительное влияние на память оказывают  витамины группы В.
При функциональных расстройствах нервной системы, повышенной утомляемости и ухудшении самочувствия может беспокоить  забывчивость, но это процесс обратимый, после полноценного отдыха ( правильное питание, контрастный душ, прием расслабляющей ванны) работоспособность восстанавливается. Психогенные нагрузки, душевные переживания, сильное волнение могут привести к вытеснению из памяти обстоятельств пережитого события.
Избыточные воспоминания (гипермнезия) отмечаются при гипнозе, чрезмерном возбуждении, лихорадочных состояниях. Изучение этих случаев показывает, что причиной забывания является не разрушение следа памяти, а чаще невозможность произвольного воспроизведения следа.
У утомленных людей встречаются обманы памяти, иллюзии, ложные воспоминания, называемые феноменом «уже виденного» ( парамнезия). Реже происходит явление обратное, когда знакомое воспринимается как абсолютно новое ( криптонезия).
Анатомическое изучение нарушений памяти на текущие события указывает на поражение гиппокампальной области и мамиллярных тел.
Развитие памяти связано  с живым интересом, эмоциональным подъемом, осознанием важности запоминаемого. Отчетливое представление запоминаемого предмета, концентрация внимания на изучаемом , воспитание наблюдательности и сознательная установка на запоминание, а также совместное участие анализаторов – зрительного, слухового, осязательного, двигательного ( чтение вслух, зрительные схемы, конспекты, аналитическая  разработка с использованием изучаемого, систематизация запоминаемого ), повторение и осмысливание полученной информации – все эти факторы влияют на отчетливость впечатления следа памяти. Существует мнемонический метод запоминания, который не совершенствует память, но практически полезен, помогает запомнить материал без осмысления.
Экспериментальные данные показывают, что при запоминании материала распределение повторений во времени влияет на продуктивность  и прочность сохранения в памяти ( более значительные промежутки повторений, растягивание изучения более рационально) .  Продолжительное изучение позволяет образовать  многочисленные ассоциации с прежними знаниями, и эти связи способствуют более прочному закреплению информации.
Память как вид деятельности может быть рационально организована, для ее развития необходима тренировка,  регулярная нагрузка и накопление новой информации. К ее организации относится воспитание внимания, наблюдательности  и выработка целесообразных приемов запоминания и накопления данных.
Несомненный интерес представляет возможность обучения во время естественного сна – гипнопедия. Информация вводится в период  дремотного состояния, в поверхностную фазу медленного сна. Во сне рассортировываются поступившие в мозг сведения, его особенностью является возможность извлечения следов из долговременной памяти. Под влиянием словесного воздействия неглубокие стадии сна удлиняются, создаются физиологические предпосылки для восприятия информации. Но сон более необходим как период отдыха, когда не вводится новая информация и созданы благоприятные условия для перехода следов в долговременную память.


Рецензии