Универсализм таланта

На фото: живописец Евгений Барский возле своей пароксизмальной картины

50-летию творческой деятельности Евгения Савельевича Барского

     Наше с Барским празднование 50-летия его творческой деятельности растянулось уже на несколько лет. Нам всегда есть о чем поговорить. В очередной раз я пришел к нему в мастерскую в канун Нового года по старому стилю, чтоб отметить такое событие. У Барского три старших брата, и каждый уникален как творческая личность. Наверное поэтому художник Евгений Барский сочетает в себе разносторонние интересы и способности. Нет такой темы, на которую Евгений Савельевич не имел бы своего оригинального суждения.
     - Почему ты считаешь, что мне 80 лет? - спросил меня Барский.
     - Наоборот, я всегда давал тебе не более 30, - возразил я.
  - А как же тогда моей дипломной картине 35 лет, а творческой деятельности 50? - пытал меня мой друг. - Ведь творческая деятельность начинается с момента защиты диплома.
     - Что за рутина представлений! - возмущенно затопал я ногами. - Ведь ты написал свои березы в 12 лет! Маслом написал, да так художественно, что видны большие перспективы великого таланта. Но если ты настаиваешь, я буду считать тебя начинающим художником, чтоб 50-летие твоего творчества незаметно переросло в столетие пароксизмального триумфа художника Барского.
     - Конечно, считать ты можешь, но не делай из чисел культа.
     - А твое упрямство сродни упругости катапульты, - ласково пожурил я моего маститого друга.
     - Кстати, зачем ты пишешь о килограммах изводимых мной красок? Кому нужна эта арифметическая кухня? Выставляешь меня посмешищем, - неожиданно резюмировал Евгений.
     - Я даже слегка растерялся от такого абсурда, ведь чувство юмора у Барского всегда было на высоте.
     - Ты хочешь совсем кастрировать меня, заставляя быть сухим и правильным. Так о тебе пусть пишут другие, мне это не интересно - толочь воду в ступе, - не мой стиль. Пусть зритель не поймет ничего в картине, от килограммов красок затрепещет благоговейно и уважительно. Не будь строгой калькуляции расходов строительных материалов, учета всех издержек производства - ничего б не было и построено!
    - Да я только недавно выносил в мусор два огромных мешка пустых тюбиков! Если просуммировать за год, получатся сотни килограммов! Сколько олова и свинца я выбрасываю, и сколько красок вываливаю на холсты! Это же очень большие денежные затраты. А ты говоришь о каких-то десятках, - с укоризной заметил Барский.
    - Ну вот, справедливость восторжествовала, - обрадовался я, - конечно, сотни килограммов мне нравятся больше. Однако я не мог не сказать Барскому, что чудо-палитра президента Российской Академии художеств поражает меня еще сильнее.
     - Что ж ты хочешь, - палитра президента Академии должна быть по определению недосягаемой для обычных талантов, - уверенно и убежденно произнес мой визави, ибо разговор наш начинал втекать в русло субстанциального происхождения способностей. - По классификации теории метагалактического кода у Зураба Церетели десятый уровень таланта, - вдохновенно со знанием дела заметил Барский, - такое бывает один раз в 70 миллионов лет.
     Вкратце скажу, что вся классификация талантов насчитывает 16 уровней. Например, у Бисмарка и Гете - высший уровень таланта, и люди с таким уровнем рождаются один раз в сотни миллионов лет. У гениального Лобачевского - 14-й уровень таланта, в то время как Гомер и Айвазовский - люди 10-го уровня таланта. И это притом, что уже 1-й уровень таланта считается хорошим показателем. Кроме того, таланты различают еще по линиям - областям их проявления. Самое невероятное в том, что талант в человеке обусловлен сцеплением субстанциальных качеств. Метафорически можно сказать, что человек рождается дыханием Вселенной - Универсума.
     Важно иметь в виду еще тот факт, что талант может быть двух качеств - популярным и совсем противоположным непопулярным. Первый понятен широкой публике сразу и без проблем, второй - для немногих, и оценивается по достоинству, как правило, уже посмертно. И в этом тоже проявление космических сил. 
    Люди популярного таланта всегда на виду, в центре внимания, они социально активны и востребованы обществом и государством. Они великолепные организаторы, тонко чувствующие тенденции настроений, приоритеты политики, культурных взаимоотношений. Именно таков талант президента РАХ.
    Все это мы успели сказать в считанные минуты, пока Барский накрывал стол. Разгрузив его от книг, красок, листов бумаги, Евгений отмыл коньячным спиртом столешницу, насухо вытер и стал уставлять посудой и яствами.
    - Вот ты упрекнул меня, что я посчитал тебя 80-летним, а между тем уважаемому нами Зурабу Константиновичу Церетели 4 января исполнилось  ровно 80 лет, - заметил я.
     - Это очень благоприятный повод для нашей ученой дискуссии, - конечно, я знаю об этом, - сказал Барский. - Будем пить чачу сегодня, доставленную мне из подвалов Тбилиси.
     Евгений Савельевич достал с полки художественно исполненную бутылку с прекрасным рельефом на национальную тему, великолепной пробкой в виде олимпийского кубка, увенчанного земным шаром. Барский щедр и гостеприимен. Лучшее, что есть у него, он всегда выставит на стол, чтоб угостить зашедшего к нему. Понятно, что посторонний к нему априори зайти не сможет.
     - Поднять кубки с чачей за здоровье ценимого нами живописца, академика, человека в первые дни Нового года - пожалуй, лучшее, что можно придумать, - сказал я.
     Провожая в конце декабря уходящий год, мы пили с Барским коньячные дистилляты из 10-литровой канистры, преподнесенной Барскому Валерием Дегтяревым как своему спасителю. На Камчатке, куда Дегтярев отправился с Барским изучать вулканы, он провалился в расщелину, сломал руку и чуть не погиб. Отважный Барский вытащил его. Так что со своей канистрой отборного коньяка спасенный Дегтярев оказался на высоте.
     Я прочел Барскому мой поздравительный пеан, написанный к дню рождения президента Академии. Евгений внимательно выслушал, сказав, что очень емко, по существу, и ничего лишнего. Рассказал о моей идее олимпийского академического веломарафона через Киев, Кишинев, Одессу, Сочи, Тбилиси, Москву. Здесь Барский заметил, что если б мой талант был популярной модальности, то за свои инициативы и труды я б давно уже был награжден академическими медалями и выдвинут в действительные члены.
     - Твоя  "Академическая Азбука" - выдающееся явление, но она, ввиду непопулярности ее автора, так же не может быть популярной в широкой академической среде, - в который раз со дня издания книги сказал мне Барский. - Но эта книга будет всегда оставаться актуальной, хотя ты сегодня в академической опале.
     - Суворов, Ломоносов, как и многие другие неординарные люди, тоже бывали в опале, - заметил я, - нормальная реакция. Всё может поменяться в один момент, если это запрограммировано в самой субстанции. Грустно и вопиюще несправедливо, что награды получают выскочки, обивающие пороги Академии, а такая фигура как живописец Барский, чье искусство составит славу любой стране, обойден академическими званиями и наградами. Да, поистине интересная картина: гений может быть популярным и непопулярным. Одному - всё, другому - ничего при всей его известности. Это я говорю тебе - пароксизмальному живописцу.
     Но Барский достаточно ироничен, и он не особо переживает по таким пустякам как академическая карьера. Более того, он считает, что творческим задачам всё это только мешает, налагая определенные стереотипы поведения, мышления, образа жизни. Да, хождение в должность, бесспорно, несовместимо с изучением камчатских вулканов, но получить золотую академическую медаль из рук уважаемого тобой президента по случаю 50-летия творческой деятельности было бы и справедливо, и приятно...
     О многом успели мы поговорить. Жаль, что количество чачи оказалось несоизмеримым с канистрой коньяка. Мое предложение перейти от чачи к коньяку Барский, как более опытный вулканолог, решительно отверг, сказав, что такие индивидуальные и ярко выраженные напитки несовместимы по этическим соображениям, мол, надо уважать их независимость и талант. Спорить я не стал, потому что никогда не спорю вообще, а Барского понимаю с одного движения брови. Кстати, я предложил ему поменять направление усов на противоположное - снизу вверх. Закрученные кверху усы более соответствуют оптимистической целеустремленности и уверенности в победе. Отныне мы условились, что будем не просто художниками и путешественниками-следопытами, но еще и мушкетерами.


Рецензии