Но время слишком ценно...
Знаете ли вы это имя?
Давно, давно писались эти заметки, но в свое время напечатаны не были. Редакторы и их замы частенько не были склонны печатать на страницах своих газет что-нибудь из жизни искусства, поэзии. В средине 70-х для небольших изданий это казалось роскошью. Так, к примеру, в 76-м была отвергнута в газете, где я работала корреспондентом, небольшая рецензия на книжечку стихов Бориса Смоленского, вышедшую в издательстве «Молодая гвардия» в том же году.
- Кому он известен, зачем он нашему читателю? – задали мне риторический вопрос при том, а меня поразили отдельные его стихи. Своею юношескою непосредственностью, звонким молодым певчим голосом. К тому же, из вступительной статьи Сергея Наровчатова стало известно, что эта книжка в 30 страниц – всё, что осталось от творческих порывов юноши, в ноябре 41-го погибшего двадцатилетним защитником Родины.
Коренной москвич, он учился на капитана дальнего плавания в Ленинграде, жил в Грузии и Сибири, много переводил из Гарсиа Лорки, Рембо.
Я сегодня весь вечер буду,
Задыхаясь в табачном дыме,
Мучиться мыслями о каких-то людях,
Умерших очень молодыми.
Которые на заре или ночью
Неожиданно и неумело
Умирали,
не дописав неровных строчек,
Не долюбив,
не досказав,
не доделав.
Как будто написал о себе.
…После отказа напечатать о нём сто строк в районной газете, я отправила свою рецензию в Одесскую областную молодежную газету, т.к. где-то прочла, что какие-то годы его жизни были связаны с этим городом. Признаться, не очень надеялась на публикацию своего материала, ведь даже название одесской молодёжки не было указано на конверте, ибо мне оно было неизвестно, однако через месяц я получила почтовое извещение на небольшой гонорар, что уверило меня, что скромный творческий труд не пропал даром.
Не знаю, как другие авторы, а я очень не люблю ситуаций, когда написанное тобой не опубликовано, и особенно – по причине «вредности» редактора (то есть каких-то предвзятых препятствий с его стороны). Да, наверное, кто любит писать впустую? Особенно, если пишешь с душой, а не ради обязаловки и т.п. Но это «низя-я» очень знакомо всем тем, кто работал в «партпрессе». Вот почему все ныне глотают эту «свободу слова» взахлеб! Наконец-то! Что-то! Можно! Сказать! Выговорить! Конечно, важно и не переусердствовать в чём-то…
А теперь в продолжение темы.
Вот так же когда-то, под впечатлением очень маленькой книжечки латышского поэта Иманта Зиедониса, родились и эти, ниже опубликованные строки, которые не пригодились ни в районной газете, ни в молодежном журнале, куда были отправлены (опоздали к сроку!), и пролежали долгие годы среди всяких желтеющих от времени бумаг.
А поэт-то интересен! Лирика вдохновляюща! И, как всякая лирика, молода и уместна к любому времени, вот почему считаю возможным предложить вашему вниманию эти небольшие заметки о творчестве нашего современника.
«…НО ВРЕМЯ СЛИШКОМ ЦЕННО…»
По счастливой случайности мне довелось приобрести небольшой сборник стихов современного латышского поэта Иманта Зиедониса «Мёд течет в море», который вышел в 1975 году в Московском издательстве «Художественная литература». В сборнике напечатаны стихотворения, написанные в 1958-1973 годах, в переводах поэтов И.Фонякова, Ю.Мориц, Л.Ждановой, М.Еремина и других.
Стихи поэта искренне взволновали меня.
Каковы основные темы его лирики? Дружба, любовь, человеческая верность, труд, поиск сущности бытия… Порою стихи его, написанные на темы высокие – о преемственности поколений, например, - по форме своей близки к так называемой «бытовой» лирике: в них видим знание поэтом простой народной жизни.
Впрочем, он сам – выходец из народа, что прочитываем в его поэзии, и потому не знать основ народной жизни не может. Это «просвечивает», например, в стихотворении «Рыбацкие сапоги», которое начинается так:
А дед ушел. Их некому носить.
В прихожей как святыня пусть стоят.
На черной коже чешуя блестит,
За дюнами шаги его еще звучат.
Как это и бывает в настоящей поэзии – прост, лаконичен стих, но образен, ярок, и далее из внешней этой простоты рождается глубокий смысл. Так, мы узнаем, что поэту никогда не забыть своего деда – потомственного, мужественного рыбака, который часто в своих «больших рыбацких сапогах» в воспоминаниях выходит навстречу думам внука:
- Волны не бойся, - он мне
говорит, -
Растет трава в местах, где треснул
камень,
И если сердце слишком станет ныть,
Ты вырви сердце из груди зубами.
Смысл этих слов я начал постигать.
Так из воспоминаний родилось стихотворение о силе человеческого духа…
Во многих его стихах ощущаешь боль о «ранимом» человечестве:
Страшнее всего, когда больно другому.
Сам выдержишь, стерпишь, снесешь –
не впервой…
Страшнее всего, когда больно другому –
Вот рядом стоит он, ранимый, живой…
На мой взгляд, невозможно не поверить в искренность его чувств, болей, переживаний. О стихах И.Зиедониса я бы не сказала, что они рождаются скоротечно, т.е. легко и быстро льются из-под пера автора. Это стихи «долгочувствования», стихи раздумий, и потому мне кажутся такими верными слова Ояра Вациетиса, написавшего небольшое предисловие к сборнику «Мёд течет в море», в которых он заключил: « Для некоторых теоремой, а для кого-то и аксиомой является мысль о том, что поэт – это не профессия, а образ жизни, Поэзия и всё творчество Иманта Зиедониса – его способ жить в этом мире. Жить, а не существовать».
С интересом прочитываются и такие стихотворения: «В безлюбье жить невыносимо…», «Я так люблю твои глаза…», «Я верю, что птица легка и вольна…», «Сон», в которых он обращается к любимой, спорит или соглашается с ней…
Характерны для И.Зиедониса темы борьбы с пошлостью, злом, несправедливостью. Вот одно из них, называется «Есть персонажи…»:
Есть персонажи,
Которых я ненавижу.
И вместе с ними я ненавижу вещи.
……………………. .
Я часто ругаю вещи,
Хотя виноваты люди.
………………………
Я малодушен.
Я часто ругаю вещи,
Когда виноваты люди.
Эти же мотивы звучат в стихах «Хороших людей погребают заживо…», «Не будьте слишком большими…» В них поэт, на мой взгляд, порою близок Маяковскому – в своей бескомпромиссности, непримиримости, по остроте восприятия реальности.
Немало у Иманта стихов об одиночестве. Хотя, казалось бы, автор не может быть одиноким в своей активной гражданской жизни, многогранной творческой деятельности. Мы знаем, что он пишет прозу для взрослых, сказки для детей, сценарии для документального и художественного кино, переводит, выступает в публицистике.
Он – лауреат Государственной республиканской премии и премии Ленинского комсомола, Начиная с 1961 г. издал уже книги «Земля и мечты», «Мотоциклисты» (1965г.), «Вхожу в себя» (1968г.), «Как свеча горит» (1971г.) В сборник «Мёд течет в море» и вошли избранные стихи из этих книг.
И, тем не менее, мотивы одиночества звучат в его поэзии открыто. Они, конечно, не амплуа поэта, но настроения его отражают очень искренне. Встречаем их в стихотворении «Друзьям» – с интонацией шутливости в первых строках и горечи – в последних. Вообще-то, поэт в лирике часто обращается к друзьям, зовёт их в гости, на пир и «питье». Он и откровенен в своих стихах, и строг, и требователен:
Но приезжайте только тогда,
Когда устанете очень,
Поверьте, за аскетизм труда
Вам воздадут почести.
Но повторяю:
сначала сумейте длинный
закончить рейс,
Иначе, сказал бы, не в радость
питее -
Хемингуэй Эрнст.
А стихотворение «Озеро», например, я понимаю как борьбу поэта с самим собой – за себя:
Ночь. Страшно мне. Я полностью
иссох.
Напиться из меня никто не сможет.
Кувшинок здесь не рвать. Один
песок.
Иссох, иссяк. Я и не я. О, боже!
Я пуст. Но почему?
Сух, пуст. Но почему?!
Где омуты бездонные мои?
И реки где, ломающие лед?
Где улетающие журавли?
Я пуст. Со мной все кончено как
будто.
И если ты придёшь, рассудку
вопреки,
То зря придешь. Я никогда не буду
Истоком ни одной реки.
……………………………………
И – далее:
Я снова озеро. Я в берега зажат.
И царственно во мне язи проходят.
Во мне, как в небе, облака лежат
И в ясности своей, и в непогоде.
Я – озеро. И у меня нет слов
От счастья…
И в этом – для автора - триумф жизни, оптимизма, веры:
Бороться буду за озёра чувств.
В озёрах тонут – что же, факт
печальный.
Я – озеро. Быть озером хочу.
Хочу, чтобы озёра не мельчали.
Не думаю, чтобы эти, сходные по содержанию строки, были подражанием американцу Элиоту с его известной «полостью» внутри себя; думаю, это действительно прочувствованное и пережитое самим Имантом в минуты какого-то духовного или физического кризиса. В то время как у Элиота (возможно, издержки переводов, конечно, в том?) порой его воспевание «полости» казалось красивой позой или зацикленной фразой…
Но наш поэт (как и всякий противоречивый человек) умеет не только страдать от одиночества, но и умиротворяться им. Так, в одном из стихотворений он пишет:
Я вас прошу: позвольте мне одному
остаться.
…………….Позвольте одному идти на
зов.
…………………………………………….
Я не хочу с вами есть и стаканом
звенеть.
Когда журавли улетают и падает листьев
медь,
Я ухожу.
Во мне ничто не должно потеряться.
………………………………………..
Я вас прошу: снимите с плеча моего руки.
Со мною должны остаться мое несчастье
и муки.
Я попытаюсь понять, что за червь меня
гложет.
Сейчас мне ваше сочувствие ровно ничем
не поможет.
Лично я понимаю поэзию Иманта Зиедониса как поэзию сильного человека, в чём-то даже максималиста, в каждом стихе как бы заново познающим самого себя. Тому подтверждение – стихи «Так что такое дни?», «Тот лист, тот лист». А порой поэт бывает просто неожидан, как в этих, например, строках:
И реки к своим истокам вернутся
вновь,
Туда, где звенят лесные ключи,
И к солнцу опять вернутся его лучи,
И снова проснусь я под пенье огня в
печи,
Под материнским сердцем проснусь в
ночи.
Поиски, воспевание именно умиротворенности видятся и слышатся в этих строках, не так ли?..
В стихах второй части сборника, из циклов «Трезубцы», «Состояния», «Четыре песни», есть свои находки, удивительные открытия; продолжение тех же мотивов жизнелюбия, жизнеутверждения. Вот лучшие из них: «Это было прекрасное лето…», «Утро – во всем женственно…», «Я не склонен считать, что жизнь переполнена грязью…», «Концентрация». «Непостоянство», «Бесстыдство», «Жажда», «Сомнения», «Раболепие», «Мобилизация», «Песенка о таком большом счастье…», «Рядом с Моцартом», «На земле - трава, а под землей…», «Соль спасает от порчи».
Как бы декларируя свои ценностные приоритеты, Зиедонис пишет в стихотворении «Я не нуждаюсь в пожеланьях благ…» следующее:
Не жажду я ни зрелищ, ни забав,
Ни тихих слов, ни громкого успеха…
Мне ничего не стоит в год собрать
Все эти ценности, не будь они
помехой.
Но время слишком ценно самому.
Стыд – тратить дни в других
приобретеньях,
Чем в том, что нужно чувству и уму:
В познанье, созерцании, сомненьях.
И добавить здесь просто нечего!
________________________________
Р.S. И даже сегодня, в 2003-м году!
Валентина Лефтерова
(«Эксперимент», №1(9) /2003, с. 37)
Свидетельство о публикации №214011501699