Не умерли еще. Ужель умрут...

Итак,  премьера состоялась. Страсти улеглись. Публика на спектакль ходит. Театральный сезон Курского драматического театра подарил зрителям «новых» «Ромео и Джульетту» в режиссерской версии, заслуженного артиста России, лауреата Всероссийских и Международных театральных фестивалей и конкурсов Никиты Андреевича Ширяева.

Московский режиссёр Ширяев уже знаком курянам. В минувшем театральном сезоне его спектакль по пьесе Д.Фримана и Д.Чапмена «Ключ для двоих» был тепло принят зрителем. И вот, очередная премьера.

; Никита Андреевич, пожалуйста, несколько слов о своём творческом пути.

; В театральной режиссуре я уже более 55 лет, начиная со своей первой школьной постановки горьковских «На дне» в 1967 году. Затем два высших образования, актёрское ; в Ленинграде и режиссёрское ; в Москве, и вот уже почти сорок лет работы в драматических театрах страны. Учителями моими в студенчестве были замечательные педагоги ; В.В.Меркурьев и И.В.Мейерхольд, Т.Г.Сойникова, О.Ф.Климанова и Д.И.Карасик. А после, уже работая в театре, учился режиссуре у корифеев провинциальной и столичной сцены: И.Т.Бобылёва, Р.Г.Виктюка, Г.А.Товстоногова. Ставил спектакли во многих городах России от Москвы и Питера до Владивостока и Душанбе. Одиннадцать лет прослужил актёром и режиссёром в Пермском драматическом театре и оттуда уже окончательно ушёл в режиссуру. После нескольких лет работы режиссёром в Ленинградском БДТ им.А.М.Горького дозрел до руководства театральным коллективом и в качестве художественного руководителя работал в драматических театрах Душанбе, Красноярска, Чайковского, Астрахани, Тамбова. В 2003 году был приглашён в Московский театр Сатиры на постановку спектакля для бенефиса О.А.Аросевой, где играл и Л.К.Дуров. После этой работы ушёл в «свободный полёт». Одной из значительных работ того времени была сверхсложная постановка по заказу Посольства Франции в России ; спектакль «Сад признания» по пьесе знаменитого современного французского драматурга Валера Новарина. Последние свои крупномасштабные работы делал недавно в Хабаровске («Горе от ума»), Петрозаводске («Полёт над гнездом кукушки») и только что закончил спектакль в Ростове на Дону ; лермонтовский «Маскарад». И вот теперь ; шекспировские «Ромео и Джульетта», моя 180-я режиссёрская работа.

На вопрос, о чем новый спектакль Никита Андреевич отвечает:

; Не знаю. Это может определить только зритель. Ещё не так давно была надежда, что вскоре уйдёт безвозвратно время самодовольных режиссёрских «концепций», которые с треском натягивались на хрупкие тела пьес, куроча авторский текст, актёрские индивидуальности и ; что самое тяжёлое ; смещали зрительское восприятие смыслов произведений, иногда на диаметрально противоположные. Но нынче дело обстоит уже значительно хуже. Есть в художественной молодости не очень длительный период, когда позволителен и простителен любой «бунт», «ниспровергательство», «эпатаж» и прочие сопутствующе прелести глобальных выбросов юношеского адреналина. Но если этим самым продолжает заниматься человек в возрасте зрелости, а тем паче, в преклонном, лично мне становится как-то… неудобно. Когда-то я написал: «Поэтам надо рано умирать, Писать стихи на пенсии зазорно». Но ; это лишь моё частное ощущение.

По всему по этому и за постановку нынешнего спектакля я брался с большой опаской. И только возникшая с самых первых наших репетиций бурная и откровенно положительная энергия артистов всех возрастов от двадцати до семидесяти, утвердила меня в моей правомочности высказаться по поводу той трагической истории, которую изложил Уильям Шекспир. 

; Никита Андреевич, а, как Вам работается с актерами?

; По- всякому, но режиссёру ведь больше и не с кем работать ; такая профессия. Недавно А.Смелянский в своёй телевизионной передаче поведал о последнем высказывании К.С.Станиславского по вопросу того, каким он видит лучший театр? Реформатор ответил, что такой театр должен быть «выше, легче, проще, веселее».
Мне всегда хотелось работать именно так. И иногда это получалось.

Герои о спектакле

- Да, неужели вы думаете, что эта история могла бы иметь счастливый конец? – говорит «глава клана Капулетти» народный артист России Евгений Поплавский, - ну, давайте пофантазируем: все случилось так, как хотели юные герои. Ромео попал в склеп Капулетти, в момент пробуждения Джульетты, брат Лоренцо помог влюбленным уехать в Мантую,  где  они жили долго и счастливо, и умерли в один день… Ничего подобного! Тогда бы отцы главных героев – бывшие смертельные враги объединились бы, чтобы покарать отступников…

Так что строчки Иосифа Бродского:

Верона спит тяжелым сном
Убийством бредит мостовая…

Как нельзя лучше отражают суть происходящего на сцене.

Сон, плывущий над Вероной, в котором люди убивают друг друга, бессмысленно и жестоко, уже не оставляет главным героям никакого иного выхода... Они еще не знают об этом, но предчувствие рокового шага слышится в каждом слове и жесте Ромео и Джульетты. Это не история любви, это история самоубийства.

В жестоком мире средневековой Вероны нет места доброте и сочувствию. Усталое равнодушие леди Капулетти, слепая ярость Монтекки, привычка кормилицы Джульетты говорить и делать именно то, чего ждут от нее господа, даже слуги обоих кланов, которые  не очень-то понимают, а почему они должны ненавидеть друг друга, все толкает влюбленных совершить роковой шаг.

Романтичный и влюбленный Ромео становится холодным убийцей, теряя благородство в поединке с Тибальтом. Не убивает его по законам чести, а перерезает  своему врагу горло, как заурядный наемный убийца в уличной драке,  Капулетти готов растоптать дочь, когда та отказывается выйти замуж за Париса. Есть ли в этой драме положительные герои? Ответ прост – их нет. Там, где дети с малолетства приучаются к ненависти, не может вырасти ничего доброго. Поэтому влюбленные и решаются на страшный шаг. Они спасают свою любовь от окружающей жестокости.  «Нет повести печальнее на свете…» Нет надежды на то, что враги примирятся после смерти детей. Самоубийство Ромео и Джульетты не искупительная жертва, а лишь еще один эпизод в череде страшных событий. Ненависть не знает берегов. Юная смерть в карнавальной маске будет приходить снова и снова. И так будет продолжаться, пока два рода не истребят друг друга. 

Невольно вспоминается кадр из фильма Френсиса Форда  Копполы «Крестный отец»: Майкл Корлеоне бродит по опустевшим улицам Корлеоне. Двери домов закрыты, селение безлюдно. Майкл задает вопрос: «Где мужчины?» И один из его телохранителей отвечает: «Погибли от вендетты». Корни ненависти из шекспировской Италии проросли в Италию, которая близка нам, живущим сейчас…

Спектакль смотрится на одном дыхании.  Филигранные мизансцены, интересные пластические решения и прекрасно поставленные сценбои и танцы, и, конечно, точные актерские работы.

Интересно решены образы главных героев: восторженные и влюбленные, почти дети, в первом акте, во втором они перешагивают за грань реальности. Они не знают о том, что их ждет, но их души предчувствуют недоброе. В сцене, где влюбленные спорят о соловье и жаворонке, прорывается безысходное отчаяние: им никогда не встретить друг друга на этой земле. 

Да, и как может быть иначе? Безумию вражды вместе с влюбленными противостоит только один человек- брат Лоренцо, но и он предчувствует, что его спасительный обман не сможет  помочь им. Сцена с фиалом выдает его отчаяние. Он боится не нерешительности Джульетты, а бесплодности своих усилий.

Так о чем предлагает задуматься режиссер, какова главная мысль, которую он старается донести до нас, своих зрителей?

«Мы люди, в заблуждениях жестоки…», - говорит  брат Лоренцо в начале действия. В спектакле гибель любимых детей, не примиряет враждующих отцов. Они непреклонны и над их телами. В человеческом мире победило зло, а доброта, любовь и сострадание перешли в иной мир вместе с душами влюбленных. 

Люди не меняются, меняется лишь внешний антураж эпох. История Ромео и Джульетты вечна, как вечны человеческие заблуждения, ради которых приносится в жертву самое чистое и светлое.

КОММЕНТАРИИ.

Участники спектакля о режиссере.

Народный артист России Валерий Егоров – Монтекки:

- Ну, что я могу сказать? Я обожаю Никиту Андреевича! Идеальное чувство юмора, понимание актеров, самостоятельность во взглядах на театр и на жизнь… С ним интересно работать, хочется приходить и делать то, что он говорит, и делать, как можно лучше.  Полное взаимопонимание, чего еще желать актерам? Только одного, встретиться с режиссером в новом спектакле.

Заслуженный артист России Виктор Зорькин – Монтекки:

-  Никита Андреевич очень долго работает «за столом», разбирает все «по косточкам». Никогда не навязывает своего мнения, всегда прислушивается к мнению актеров и вместе с ними приходит к общему решению. У него стопроцентный музыкальный слух.  Музыка в спектакле подобрана потрясающе, и это целиком его заслуга. Он очень ироничный и умный человек. Чувствуя его взгляд, понимаешь, нет, шутить на сцене нельзя, надо работать. А работать с Никитой Андреевичем очень легко и приятно.

Заслуженный артист России Эдуард Баранов – брат Лоренцо:

- Я второй раз работаю с Никитой Андреевичем. Первый раз я встретился с ним в спектакле «Ключ на двоих». Что можно сказать о работе? Во-первых, Никита Андреевич -  профессионал высочайшего уровня.  Все, что он делает, точно, грамотно, компетентно. Очень конкретные требования к актеру, четкая постановка задачи. Вопросов не возникает. Во-вторых, «картинка» выстроена очень сильно, любая мизансцена у него проработана до малейших мелочей, для него в работе нет второстепенного.
Никита Андреевич не терпит несобранности, все должны работать на полную катушку. Так он работает сам и этого же требует от актеров, и он абсолютно прав.


Рецензии