Три истории из детства 8

22 История об актерстве
Эта история произошла в детском саду еще. Из того времени запомнилось не так много, но некоторые подробности очень ярко врезались в память. Фрагментарно, конечно, но уж если помнится, то – ярко чрезвычайно…
Телевизор к тому времени у нас уже был. Черно-белый, естественно, и показывали по нему - не пойми что. Помнится только, что «Спокойной ночи, малыши» были и бесконечное фигурное катание. Мы с матушкой возлежали на кровати под холодильником (о нем отдельный рассказ) и смотрели на фигуристов. Что самое странное – мне даже нравилось. Ну, как известно, на безрыбье… Хотя тогда я просто смотрел и не философствовал. И вот в то время вышел мультфильм «Бременские музыканты». Понимаю так, что его показали именно в вечерней детской программе. Конечно же, я был в восхищении. Да и было чем восхищаться, ведь даже сейчас он смотрится отлично, а уж тогда… И в детском саду, то ли за завтраком, то ли за обедом, я в лицах показывал сцену – «Ох рано встает охрана…» Пользовался ли я успехом, не скажу по причине отсутствия четких воспоминаний. Но одно помню отлично – вошла воспитательница и строго посмотрела на вакханалию актерства. И я тут же изменил выражение лица и уткнулся в тарелку. Считал, что блестяще вывернулся из ситуации, которая грозила некоторым наказанием несомненно. И воспитательница громко сказала, обращаясь то ли к поварихе, то ли у другой воспитательнице – «Смотри, он еще далет вид, что ни при чем! Отвернулся и паинька. Актер…»  Эта история научила меня тому, что надо уметь вовремя прекратить балаган и прикинуться овечкой. А не тогда, когда уже поздно… Тогда проще признаться и не валять дурака уже… В дальнейшем я обычно не хотел юлить и признавался сразу и не вилял. Пусть это и доставляло множество неприятностей. Нет, конечно же иногда приходилось и хитрить, но это мне никогда не нравилось. Просто были такие ситуации, когда без этого было не обойтись. Но обычно я смело шел на правду и признание своих грехов… Пусть это и звучит похвальбой… Но – так было…
23 История об уроке жестокости
А вот эта история оставила неизгладимый след в моей душе. Воспитательница зачем-то решила просветить нас, малолетних строителей коммунизма, в части героизма наших предков и зачитывала рассказы о подвигах детей во время войны. Не помню о каком из героев шла речь, но она начала повествовать о таких шокирующих подробностях пыток, которые они перенесли в застенках гестапо, что мне стало просто ужасно не по себе и я даже посмел заявить о том, что не могу такое слушать… Это было такой дерзостью, что и сейчас не понимаю, как я на это решился. Но факт остается фактом. Таков был мой ужас, что я решился и заявил, что не могу это слушать. Не помню всех подробностей мучений юных героев, но одно врезалось в память – иголки под ногти… Это было последней каплей, как я теперь понимаю. В итоге я был позорно изгнан из круга малолетних слушателей и отправлен куда-то в кулуары, переживать свой позор и мягкотелость. Должен заметить, что эта история никак не скзалась на мне в плане твердости и даже некоторой жестокости. Уместно будет вспомнить любимые слова бабушки, которая часто говаривала, что все жестокие люди крайне сентиментальны. Возможно, так и есть. Вспоминается и Гитлер с любовью к собакам и замечательный персонаж из какого-то фильма, который играет на рояле, в то время как несчастный денщик бормочет что-то о Петьке, который помирая просит ухи… Да, я сентиментален и жесток. А кто не таков? Впрочем, к дальнейшему моему тернистому и жестокому, порой, жизненному пути, эта история имеет опосредованное отношение. Гораздо важнее другой урок, который я извлек из всего этого – умение пойти против коллектива, если считаешь, что прав. А это очень трудно, как известно. Но в этом смысле, произошедшее сыграло благую роль. И это – главное. Бонусом стало то, что подсознательно я понял, что взрослые могут быть не очень умными, мягко говоря. Это сейчас все понятно, а в малом возрасте это – открытие, весьма важное и неприятное даже. Но бесконечно ценное…
24 История о том, как я потерялся
И все же, какая же была атмосфера моего детства – патриархальная и домашняя. Моква была совсем другой, нежели ныне. Деревянная, уютная… Её можно почувствовать глядя на кадры «Места встречи…». Эти булочные, деревянные дома. Или смотря «Вокзал для двоих», Тишинский рынок я еще застал в том виде, затрапезном и бесконечно милом. Но это так, лирическое отступление.
Просто однажды я потерялся и случилось это трагическое происшествие аккурат около булочной или чего-то похожего. Конечно, я не помню, как именно это произошло. Должно быть матушка допустила оплошность и оставила меня на улице ждать её… И напрасно. Дети непредсказуемы и я не был исключением. Отчетливо помню, что как в наваждении каком-то увидел спину какой-то женщины и почему-то решил, что это – мама… И пошел за ней. Сейчас понимаю, что это было немудрено, ведь одежда тогда не отличалась разнообразием и все эти пальто были так похожи… Точно помню, как в какой-то момент женщина обернулась и спросила меня, зачем я за ней иду, как привязанный. Дальнейшее скрыто туманом времени, но по рассказам матушки знаю, что та женщина привела меня в милицию. А через некоторое время туда примчалась и мама, которая была вне себя от горя. И сейчас я её так понимаю…
Но все завершилось благополучно и я вернулся в лоно семьи. Не могу сказать, чему это меня научило. Но думаю, что урок какой-то я извлек. Хотя, скорее его извлекла матушка. И состоит он в том, что детей не следует оставлять одних до какого-то возраста. Что тем более актуально сейчас, когда времена изменились и люди вместе с ними…
To Be Continued…


Рецензии
Здравия желаю,Сергей!
Вот,читаю Ваши рассказы и всегда представляю себя в детстве.Какой-то тонкий гипноз в Ваших воспоминаниях)))))))))
мне,почему-то вспомнился один случай...
Было это или в 4-м или в 5-м классе.В школе была эпидемия гриппа.Классная решила провести какой-то классовый сбор по всем правилам пионэрии.Класс построили по звеньям(3-4 звена),и каждый звеньевой должен был прокомандовать:"звено,равняйсь,смирно!",-потом подойти к председателю совета отряда и,салютуя по-пионерски рапортовать,что звено в составе ...человек построено.Я оказался звеньевым 1-го звена.Прозвучала команда:"отряд,равняйсь,смирно!звеньевым приготовиться и сдать рапорта!"
Я поворачиваюсь к звену,а за мной стоит только один человек(кличка -Хомяк).
Я командую:"Звено,равняйсь,-в этот момент "звено" с серьезным и торжественным видом крутит башкой влево,-смирно,-с еще большей торжественностью крутит башкой вправо.Я не выдерживаю этого церемониального идиотизма и начинаю громко смеяться,после чего меня выгоняют с класса....
Вывода я тогда никакого не сделал))))))))

Иван Харапетов   16.01.2014 04:02     Заявить о нарушении
Вольно, Иван! )))
Здравствуйте!
Весьма удивлен тем, что мои немудреные словоблудия обладают гипнотическим воздействием))) Такого эффекта я не предвидел никак. Выступлю в роли «Капитана очевидность» и предположу, что с возрастом все чаще вспоминается детство. Ибо – впереди ничего хорошего не ждет нас, а основная часть жизни прожита. И кажется, что в детстве все было хорошим и добрым, вот и тоскуем мы по нему, кто-то больше, кто-то меньше.
Смеялся, когда читал о Вашем рапорте))) Живо представил себе картину «кручения головой» Хомяка… А Вы были диссидентом, как я погляжу – такое торжественное событие, галстуки, звенья, а Вы себе позволяете надсмехаться над всем этим нагло))) И выводы Вы должны были извлечь из всего этого.Что иногда надо подавить эмоции и соответствовать всеобщему помешательству))))
И вообще, могли бы все это изложить немного подробнее и получился бы отличный рассказ.

Сергей Закат-Рассветов   16.01.2014 19:48   Заявить о нарушении
Диссидент?Что вы!Никакой политики!Я просто уловил серьезность на лице у классной и..у меня проскочила мысль:"О чем сейчас может думать классная?,-перевел взгляд на Хомяка,а его глупые,как у настоящего хомяка глаза мне говорят:"Меня можешь не спрашивать,я не о чем не думаю,я просто кручу башкой!"Весь эффект дополнила синхронизация его действий.Ведь,когда он поворачивал голову влево,то глаза его продолжали смотреть вперед(видны были белки глаз),а когда он повернул обратно,то "вернулась" совсем другая морда лица,которая подтвердила мое предположение.)))))))))))))

Иван Харапетов   16.01.2014 22:30   Заявить о нарушении
Хорошо, скажу иначе – вы неосознанно протестовали против тоталитаризма и милитаризации, свойственной тогдашнему режиму))))) А Хомяк – настоящий солдат, выполняющий команды и не рассуждающий. Идеал. А если серьезно, то всячески одобряю подобные перформансы – построения, поднятия флага и прочее. Это сплачивает и воспитывает в духе патриотизма. А единство нации, это необходимое условие для её существования и развития. В юном возрасте это достигается сравнительно невинными ритуальными действиями. В более зрелом – совместными активными свершениями. В идеале – хорошо повязать всех общей акцией. И уж совсем отлично – с кровью, чтобы не было пути назад…
Вот такое мое скромное видение краткое…
Да, чуть не забыл – конечно же, никакой политики))))))))
И очень точная цитата, подтверждающая все мной вышесказанное:
"При виде исправной амуниции,
Как презренны все конституции!"
)))

Сергей Закат-Рассветов   17.01.2014 05:41   Заявить о нарушении
Я всегда с умилением вспоминаю свое пионерское детство.Пионерские лагеря,костры,конкурсы.Мне все это нравится до сих пор.
А тогда,своим детским умом я воспринимал все,как игру.А игра исключает серьезность.Как можно играть и быть серьезным?))))))))

Иван Харапетов   17.01.2014 15:42   Заявить о нарушении
Ну, не знаю… (задумчиво)
Я никогда не воспринимал все эти пляски, как игру. Мне это не нравилось и я всегда чувствовал во всем этом какое-то лицемерие. Проще сказать – никогда не любил ходить строем, наверное так… Я довольно рано начал критически относиться к строю и это весьма удивительно, потому что никаких поводов в семье для этого не было. Но это было во мне. Я слушал вражеские голоса с довольно раннего возраста и не особо верил в мантры режима тогдашнего. Уж слишком разительной была разница слов и дел. Но детство было хорошее, несмотря ни на что.

Сергей Закат-Рассветов   17.01.2014 17:15   Заявить о нарушении