От Москвы до самых до окраин-4

Глава 5 Уссурийск. Новое место жительства

 Из цирковой гостиницы на окраине Уссурийска через неделю мы переехали в  служебную комнату, полученную от военной части. В двух соседних комнатах жили молодые ребята-сверхсрочники. Добрые, довольно скромные ребята. Вели они холостяцкий образ жизни: кухней  не пользовались, но и никогда не переобувались, так и ходили все время в сапогах, оставляя ошметки грязи в коридоре, особенно в дождливую погоду. Мне приходилось молча убираться, я ведь одна была- женщина.
 Удобств не было, кроме отопления и воды холодной. Под одним краном все и умывались, а мужчины брились. Дом был 2-х этажный, кирпичный, побелка вся обшарпанная. Уборная- на улице. Военный городок располагался на дальней окраине Уссурийска у подножия двух сопок, недалеко магазин- Военторг, в километре- баня.
 Школа- старая, с деревянным фасадом, обесцвеченным дождями. Но рядом достраивали новое здание. Вот и все достопримечательности. Кругом- сараи, в которых старожилы разводили кроликов и поросят. Жили мы на первом этаже, рядом проходила дорога, по которой шли без конца разные большие военные машины, в основном, в сторону Владивостока. Ситуация на советско-китайской границе была напряженной, и порой казалось, что живем мы в какое-то военное время: шум от этих машин не прекращался ни днем, ни ночью. Вдоль дороги росли деревья, и все они были наклонены в одну сторону, видимо, от постоянных ветров с океана. Небо, по сравнению с Москвой, мне казалось очень низким, и это тяготило: я плохо спала по ночам, мне было душно, не хватало воздуха. Видимо, климат  мне не подходил, но я старалась об этом не думать, надеясь привыкнуть. Так мы и жили на новом месте, ожидая прибытия нашего контейнера. Наконец он прибыл, и этот день стал настоящим событием в нашей жизни. При получении вспомнились  великолепные детские стихи С. Маршака:
 Выдали даме на станции
 Четыре зеленых квитанции
 О том, что получен багаж:
 Диван, чемодан, саквояж,
 Картина, корзина, картонка
 И маленькая собачонка...
 Но, что правда, то- правда: маленькой собачонки у нас не было...
Вместо нее получили большие кипы книг и учебников мужа, перевязанных бечевкой. В Уссурийске супруг иногда продолжал  работать над начатой еще в Военной Академии научной темой, штудировал книги и делал на полях пометки бисерным почерком.  Такое использование им редкого свободного времени вызывало между нами, порой, непродолжительные споры.
Встретили здесь 1968 год. Сын Саша начал ходить, а дочку записали в школу. Муж уже сделал несколько прыжков с парашютом. Инструктором был его друг Володя А, у которого был опыт более 100 прыжков. В то время дети видели папу редко: уходил он на службу рано, возвращался поздно. Всегда наготове стоял его "тревожный" чемоданчик.
Осенью дочка пошла в первый класс, и здесь- целая история, надо описать ее отдельно: один месяц проучилась в старой школе, открыли новую, соединили в нее две старые. Такая получилась неразбериха: и классы новые сформировали с новыми учителями, и не подготовили раздевалку на такое количество учащихся. Взрослые школьники бросали одежду младших, перевешивали, все это терялось- ужас и кавардак. Дочка сама подолгу искала свои вещи и кое-как одевалась, я не могла ее встретить в школе, только встречала ее по дороге домой – с коляской.

 Глава 6. Новоселье в Новый год

 Приближался Новый год 1969. Прошло уже почти полтора года с момента нашего прибытия в Уссурийск. Новый дом в другом районе Уссурийска уже достраивают, мы ждем новую квартиру. 31 декабря неожиданно днем прибегает муж со службы, и запыхавшись,говорит, что получил ключи от новой квартиры.
 -Через 2 часа прибудет машина, срочно нужно собираться, мы переезжаем,- радостно объявил он. А сам тут же уехал.
 Легко ему было сказать:- Собирайся! 
У меня ребенок спит в кроватке, как я все одна сложу и упакую?
 Но- глаза боятся, а руки делают. Разложила диван, сложила вниз все шинели, фуражки, накрыла одеялом. Завязала веревкой, чтобы не выпало. Потом посуду в ящик упаковала, переложив бумагой и детскими колготками. И так постепенно, где коленкой прижимая, чтобы стянуть огромный узел с постелью, где всем телом наваливаясь, закрывая набухший чемодан, кое-что упаковала. Остальное- помогли солдатики, которые приехали через какое-то время с мужем. Провозились мы дотемна.
 Новый дом находился ближе к центру города, получили мы трехкомнатную квартиру на 4-м этаже. Балкон наш оказался смежным с балконом квартиры семьи Володи А, друга мужа. Новая квартира оказалась абсолютно ледяной: окна плотно не закрыты, строители не закрыли, а комиссия не проверила. Рамы так и замерзли на морозе.  Выгрузили вещи в квартиру как попало- в кромешной тьме, не было лампочек нигде. Кое-как прикрыли окна, заткнули чем попало щели, где они не закрывались. Новый год встретили у нас на кухне, зажгли припасенную свечку и  электрическую плитку. Газа в городе тогда еще не было. Мужчины наши сняли перегородку на балконе, и мы ходили друг к другу через балкон. Сына уложили спать прямо в шубе- в коляске на кухне, а дочку в пальто -на матрасе на полу. Вот так и встретили Новый год по вине тугодумов-начальников, или равнодушных исполнителей!
 Постепенно все установили, наладили: и лампочки, и окна, квартира нагрелась.
 Квартира была, конечно, хорошая, но с местными удобствами. Горячей воды не было, для этого надо было истопить титан. Дрова- в подвале, сырые, так как там всегда стояла вода, и мы ходили по кирпичам, освещая путь фонариком, света там не было. На кухне стояла аккуратная плита, но ее тоже надо было топить дровами.
 Из удобств - отопление и туалет. Зато- хороший район, рядом магазины и служба быта. Напротив - Военное училище. Но и здесь, в центре  Уссурийска, были пустыри и поляны, на которых паслись телята, козы, и даже коровы, так как рядом стояли частные дома, как в деревне.
Сынок подрос, ему после Нового года исполнилось 2 годика. Он уже говорил почти все, а летом уже катался на велосипеде с кузовом, который ему купил папа. Во время прогулок Сашенька любил смотреть на теленка, которого привязывали пастись на поляне, а корову он пока не видел. Однажды мы пришли на ту поляну, а там паслась корова. Малыш с интересом разглядывая ее, поинтересовался:- Это теленкина мама? Я ответила: -Да. И объяснила, что зовут ее «корова». Но сынишке почему-то не понравилось это слово, поэтому всякий раз, когда он видел где-нибудь корову, то так и называл ее по-своему :- А вон теленкина мама идет! И вкладывал в слова какую-то особую нежность. И нам это нравилось…
 Дочку пришлось перевести опять в другую школу- это уже была третьей за полгода. Ей было нелегко привыкать снова и снова. Но что поделаешь, если отец- военный. Вот так и шла наша дальневосточная жизнь… Вскоре муж получил звание майора. Шел 1969 год. Впереди были страшные события на Даманском, когда наши мужья были переведены на казарменное положение, а после вооруженного советско-китайского конфликта отправлены в подкрепление пограничникам. А мы –женщины и дети оставались дома одни. Но это уже– другая история…
                *  *  *
Да и сколько их было, таких историй: через несколько лет службы на Дальнем Востоке  перевод в другой гарнизон. Снова-отправка контейнера и недельная дорога с детьми в поезде в среднюю полосу России. Все повторилось  с белого листа- на новом месте службы опять снимали комнату, жили в семейном офицерском общежитии.
Потом- учеба мужа в адъюнктуре, защита диссертации, руководство воинским подразделением в Чернобыле по устранению последствий аварии Чернобыльской  АЭС.
Так жизнь и летела, словно на невидимых крыльях....


Рецензии
...кто бы мог подумать ..что я такая ...слезливая....СПАСИБО.всё-правда!!!

Евгения Бойцова   31.05.2015 16:20     Заявить о нарушении
Большое спасибо за вашу отзывчивость. Очень приятно было прочитать ваши комментарии.

Алла Курмаева   01.06.2015 13:42   Заявить о нарушении
Вас необходимо читать, что бы получать глоток чистого воздуха в рутине повседневности. Люблю Вас!Е.

Евгения Бойцова   02.06.2015 15:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 13 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.