Благостный уход

Приближался день маминого юбилея - 90-летие, дата серьезная. И я задумалась, чем бы ее порадовать. Мама  очень любила получать поздравительные телеграммы и письма от друзей и разных инстанций. Я лично отношусь к этим дежурным наборам фраз с некоторым скепсисом, а она придавала им большое значение. Маме, как бывшей актрисе и члену союза театральных деятелей(СТД), ко всем праздникам и датам приходили поздравления из СТД, помню еще за подписью Царева, Ульянова, Калягина,Эскиной, и она как ребенок радовалась этому.


Со временем из-за экономии средств даже на почтовые отправления, поздравления стали приходить все реже, и я решила позвонить в СТД с напоминанием, вдруг забудут. В СТД очень тепло отнеслись к нашему событию, и вскоре за звонком последовала красочная телеграмма с проникновенным текстом за подписью Эскиной.  Кроме того, меня вызвали получить подарок и небольшое денежное вознаграждение, и я отправилась в СТД.


Войдя в кабинет к инспектору, я увидела, что та занята с женщиной, которая тоже что-то оформляла. Я села поодаль в ожидании, особенно не прислушиваясь к разговору между ними. Единственно, что до меня донеслось,так эта клиентка дарит инспектору презент, какой   именно, я не расслышала и не увидела. Затем подошла моя очередь. После оформления соответствующих документов инспектор вдруг достает предназначенный ей подарок, и отдает его мне. Это была икона Валаамской божьей матери. Я сначала резко отказалась, зачем, не мне предназначена, та уговаривала, аргументируя, что она неверующая и ей икона не нужна. А мы с мамой крещеные по православию, и я зачем-то взяла и принесла икону домой. Иконка была довольно красива - на коричневом деревянном фоне золотой лик.


Не знаю, то ли это совпадение, или предзнаменование, только мамы через месяц не стало. Она умерла ровно через месяц после своего 90-летия день в день.
После ее смерти я и муж просто развалились в смысле здоровья, и долго не могли оправиться. Икону я отнесла в храм и оставила там.

Тот апрельский весенний день не предвещал ничего плохого. Это была суббота, 19-го числа. Весна в том году была ранняя и дела уже требовали выездов на дачу. Но на этот раз, из-за некоторого похолодания, мы остались в Москве. Позавтракав семьей, я сварила грибной суп, а мама помогла мне почистить картошку к нему. Затем мы с мужем ушли смотреть квартиру, мы собирались еще менять нашу двушку на трешку, чтобы выделить маме отдельную комнату. Вернувшись, после обеда все разбрелись по своим местам: муж за письменный стол, говорил с дочерью по телефону, я примостилась в той же комнате за компьютером и разложила пасьянс, а мама, в соседней - устроилась в кресле у телевизора. Шла ее любимая передача "Романтика романса". Она любила канал "Культура", хороший вокал, и понимала в этом.


В 17 час 40 мин передача закончилась, и мама зашла к нам, восторгаясь молодым талантам и сильным голосам: " Как пели, как пели, я получила такое удовольствие!"- восклицала она. Я оглянулась, кивнула, поддакивая, и она вернулась к себе. Через секунду я вскочила и побежала по коридору, по пути приоткрыв дверь и заглянув к ней. Она лежала на спине на своей кровати без сознания, рядом открытый флакон с бальзамом Караваева, она видно попыталась растереть им голову. Я закричала мужу: " Прекращай говорить с дочерью, срочно вызывай скорую!"


У нее бывали такие приступы и я надеялась привести ее в чувство. Но, все было кончено. Врачи скорой помощи почему-то принялись за меня, отпаивая валокардином. Часы, может они и раньше стояли, показывали, остановившись 17час 45 мин.  Смеркалось и с первой появившейся звездой начиналась еврейская пасха. Я ранее собиралась зажечь свечи, у нас многонациональная семья и мы справляем все праздники. А 9-ый день поминовения пришелся на 27 апреля 2008 года, на Светлое Христово Воскресенье.  Такие  совпадения были наверное не случайны.


На отпевании она лежала красавицей, ни одной морщинки, и то ли от отблеска свечей на ее лице проступали черты совсем молодой женщины, мгновениями казалось - вот она тридцатилетняя , а вот пятидесяти лет.  Счастливый уход говорили мне все окружающие, дай бог каждому.


Рецензии