Логика и бегство от жизни

Из серии: "Атеистическое мировоззрение".

Обожаю математику и рыбалку. Математика во всех своих частях есть высочайшая эстетика чистой абстракции.  Рыбалка во всей ее совокупной прелести есть самое высокое наслаждение от жизни. Говорить о них можно бесконечно, и никогда эти разговоры не перестанут нежить душу и насыщать разум. Но тем не менее, с сожалением оставив рыбалку до лучших времен, намерена испытать наслаждение от размышления о таком чуде, как  Логика.
Долгое время логика казалась мне неким божественным свойством устройства нашего мира. Аллегорически, естественно.
 Даже человеческую идею бога я рассматривала с точки зрения логики, каждый раз убеждаясь, насколько она нелогична и кощунственна по отношению к человеку.
Иногда, ради лукавой провоцирующей игры, я говорила об абсолютной силе математики, смеясь над серьезностью опровержения этого. И если математика есть инструмент познания мира, то логика – тончайший резец в умелых руках разума, отражение отражения Мира.
Наш Мир существует, и он как-то устроен. Эти две мысли образуют неразрывное единство, змею, кусающую собственный хвост. Можно сказать так: потому мир и существует, что он как-то устроен.
Все, что не смогло самоустроиться - не существует. И здесь нет ни причины, ни следствия, и потому нет смысла искать начало у всего сущего. Сущее было всегда, а вот части Мира появлялись и исчезали.
 Мне очень нравится выражение: видимая часть Вселенной. Весьма осмотрительная и предусмотрительная фраза. Разумная, в смысле.
Та логика, которой мы пользуемся, есть отражение нашего восприятия этой видимой части вселенной. Можем ли мы найти некие универсальные законы устройства Мира? Разумеется.
Например, законы диалектики. (Кстати, меня приводит в неизменный восторг попытки опровержения закона единства и борьбы противоположностей. Классовая борьба, несмотря на то, что ее официально «отменили», так и не дает покоя ревизорам диалектики.)
Является ли универсальность этих законов абсолютной? Думаю, речь может идти только об их относительной универсальности. Так и с логикой. Она относительно универсальна для нашего мышления.
Можно сказать и так, что логика это способ устройства правильного мышления. И опять появляется змея. Логично, потому что правильно, и правильно, потому что логично. Порядок мы выбираем сами.
 И, тем не менее, Правильность в отличие от Логики, которая часто применяется формально, имеет практический смысл. Поэтому можно сказать и так: логика правильного мышления.
В чем заключается  эта логика правильного мышления? Прежде всего, в понимании служебного положения логического аппарата.  Нашему мышлению нет дела до самого предмета размышлений, в смысле истинности или ложности его существования.
Поэтому мы с одинаковой легкостью (или трудностью, это как посмотреть) можем думать как о реально существующем, так и воображаемом. И неформальный логический аппарат будет послушно работать в тех пределах, которые задаются исходным положением. Но стоит выйти за пределы и логика приведет нас к итогу, ложность либо истинность которого определится ложностью или истинностью исходного положения. 
Именно это обстоятельство удерживания мысли в заданных пределах неоспоримо сказанного эксплуатируется адептами религий.
 - Верьте, не сомневайтесь! – восклицают они, но на самом деле смысл их слов - верьте бездумно. Иначе говоря, не выходите за пределы догм и толкований. 
Но к чему неизбежно приводит развитие мысли в пределах религиозного представления о Мире?
Сплошь и рядом мы встречаем фразы о бренности человеческой жизни, что земля - юдоль скорби, что женщина - исчадие ада, что наши души греховны изначально и вообще Земля - место ссылки.
Запрет на радости жизни, вплоть до запрета заходить  в церковь в яркой одежде, постные лики икон, покаяние и признание своей никчемности в глазах бога. Такой религиозный кошмар.
Надо все перетерпеть и потом – в раю – мы, наконец, обретем покой. Или неземной восторг. Кто что говорит. Фейерверк фантазии. Отношение к жизни, как к наказанию.
В итоге бегство от нее. Любыми способами. На всех уровнях.
В итоге неуважение к окружающему миру. Наплевательское отношение к земле. Буквально.
Задумываются ли курильщики, что постоянно плюют на землю?
Задумываются ли сквернословы, что постоянно осыпают жизнь матами, причем в самой ее сокровенной сути – зачатии дитяти?
 Всю сознательную историю человечества в центре души человеческой благоговение перед богом и пренебрежение, охаивание земного существования.
А должно быть всего одно – благоговение перед жизнью. Чуткое восприятие, трепетное отношение, осознанный и опъяняющий восторг.
Мы – здесь.
И здесь зори, бередящие душу так, что останавливается сердце.
Здесь таинственные речные заводи в окружении высоких изобильных ив.
Здесь тепло и аромат натопленной баньки.
Здесь по утрам мы слышим негромкий разговор наших родителей.
Здесь смеются наши дети. Здесь негой кружит голову взгляд любимых.
Здесь созданное трудом предыдущих поколений. Здесь мы – творцы, художники, созидатели. Если понимаем единственность и чудо жизни. И вандалы, если души мертвы еще до того, как умерло тело.
Что оставим мы тем, кто придет вслед за нами в эту единственную, так быстро летящую жизнь? Чему научим детей? Умению достойно и радостно жить, или умению бежать прочь от жизни, ответственности, от стремления стать, наконец, взрослыми?
Где должен быть наш рай? Там или здесь? 
Вот я читаю изумительное по стилю и глубокое по чувству произведение «Дыхание пространств. Отрывок из книги» Екатерины Домбровской.
http://www.proza.ru/avtor/skityanka
Я восхищена написанным еще и потому, что многие из ощущений, так чудесно переданных автором, близки и знакомы мне. Но иначе. Совсем иначе.
Мне нравится поглощение красотой мира не ради некого тренинга перед предстоящим уходом в вечность и постижения бесконечности.
Мне нравится это развитие собственной души ради жизни здесь и сейчас.
Мне нравится ярко и неожиданно чувствовать не ради запредельной цели, а ради самой жизни, такой трепетной и непостижимо прекрасной.
 Задумываюсь ли я о вечности? Несомненно.
Но о вечности живой, абсолютно земной. О вечности, в которой живу я и мои современники, и в которой будут потом жить наши потомки.
 И мы творцы этой вечности, а не жалкие беспомощные халявщики в вечности загробной. 
Я словно прокладываю мост между бесконечным количеством разумных миров, случайно появившихся когда-то в беспредельности материи, не встретившихся физически, но объединенных идеальностью мысли.
 Мы не одни. Искры разума постоянно вспыхивают в глубинах вселенной. Гаснут одни, но вспыхивают  другие.
Это - жизнь. 


Рецензии
На это произведение написано 5 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.