Художник. отрывок
Художник этот жил в отдаленной деревне, примерно в 50-ти километрах от города. Дорога была совершенно для меня незнакома, и хотя мы взяли с собой карту, приходилось периодически останавливаться, чтобы поинтересоваться у редких прохожих о правильности нашего направления. Где-то через час, опросив с десяток человек, мы наконец-то увидели нужное нам название деревни. Свернув по указателю и проехав еще метров 300, попали в очень живописный уголок. По обеим сторонам грунтовой дороги, окаймленной вековыми липами, ивами и кустами сирени, стояли добротные бревенчатые дома. Однако номеров на домах не было.Не видно было и местных жителей. Но, рассуждая логически, мы занялись арифметикой, и, подъехав по счету к нужному дому, постучали в окошко. Ждать пришлось довольно долго, наконец дверь заскрипела и в проеме показалась древняя как мир старуха.
-Скажите, художник Н.. здесь живет?–спросил я.
-Ась? –произнесла старушка, выставив вперед ухо.
Поняв, что мы ошиблись и разговор с этой глухой затянется надолго, я оглянулся на Ирину, махнув безнадежно рукой. Но в этот момент на пороге показалась девочка лет 7 в пестром платье и больших тапках на тонких, как спички, ножках.
-Вам кого? –бойко спросила она. Я повторил вопрос.
-Художник? А вон там через два дома от нашего- указав рукой, ответила шустрая девчушка, и сразу по-своему начав объяснять заинтересовавшейся старухе, кого мы ищем. Бабуля, уяснив суть вопроса, закивала головой, как бы подтверждая слова внучки.
-Туды, туды, чрез две хаты, ставни у него расписные-продолжая трясти головой,громко говорила старуха.Поблагодарив, мы поехали дальше. Дом художника заметно отличался ото всех, и стоял немного особняком.Перед окнами- огороженный низким аккуратным заборчиком палисадник, пестрящий разноцветьем. Как и сказала старушка, причудливыми узорами расписаны ставни, большое крыльцо и козырек были украшены резьбой.
Не успел я поставить машину на свободной площадке перед крыльцом, как дверь распахнулась и на пороге показалась огромная фигура художника. Подойдя к нам, он улыбнулся детской улыбкой и произнес:
-Ирина Генриховна? Ждал вас.
Затем, протянув мне руку, вопросительно глянул на меня.
-Александр- отрапортовался я, утонув в его теплой мягкой ладони.Седая кудрявая голова художника казалась еще больше из-за гривы густых волос и бороды. Вид у него был достаточно дремучий и пугающий, но из-под густых бровей глядели очень живые и ясные глаза, выдающие какую-то детскую доброту этого огромного человека.
-Проходите, проходите-гостеприимно открывая двери, провел нас в дом художник. Большая чистая горница была заполнена солнцем, приятно пахло деревом. Убранство было довольно простым, только стены все увешаны картинами. Передний угол с середины до потолка занимали иконы. В другом углу дома также до потолка были прикреплены самодельные книжные стеллажи, забитые литературой, а рядом письменный стол и резное деревянное кресло. Слева под картинами стоял какой-то старинный диван, сверху укрытый лоскутным пледом, ближе к двери располагался также очень древний посудный шкаф. Между окнами стол, покрытый причудливо-вязаной скатертью и глиняный кувшин с полевыми цветами, над столом часы с кукушкой. Справа печь, обложенная самодельной плиткой и изразцами. Было очень уютно и тепло, видно, что хозяева с любовью обустраивали свое жилище.
-Присаживайтесь. Жена с внучкой ушли в гости. Я-то рассчитывал, что вы завтра приедете. Ну, что ж, сейчас что-нибудь сам на стол соберу. Чайку хоть попьете с дороги-предложил художник, зайдя за печку.
-Вы не беспокойтесь, Ст.П., нам бы работы посмотреть- сказала Ирина, рассматривая картины на стенах.
-Ну, без чая я вас все равно не отпущу, а пока самовар закипает, будем смотреть, да я вижу вы уже начали- выглянув из-за печки сказал художник. Быстро закончив возиться с самоваром, Ст.П. подошел к Ирине, и начал рассказывать про картины. Вкратце что-то объяснив про них и оставив ее любоваться развешенными работами, он обратился ко мне:" Александр, помогите-ка"- приглашая жестом пройти за ним.
Я послушно последовал за ним в другую половину дома, не столь уютную и служащую хозяевам видимо спальней и хранилищем картин. На стенах также висели полотна хозяина, а в углу стояло около сотни работ, покрытых тканью.
-Хранить вот уж негде, жена ругается, скоро выселят нас твои картины. А что сделаешь, жалко их, вот поэтому и надумал часть отдать в музеи. Зашла Ирина и с интересом стала наблюдать за процессом отбора.
Художник отстранил от стены и снова поставил на место одну из работ.
-Постойте-ка, дайте посмотреть- протянув к ней руку, сказала Ирина.
-Это незаконченная вещь, думаю не стоит- как-то недовольно ответил художник, но Ирина уже сама схватилась за картину, устремив на нее очень заинтересованный взгляд.
-Потрясающе, просто потрясающе, как вам это удалось. Совершенно живой образ. Незаконченность ей даже к лицу, ее и не замечаешь, когда смотришь на работу, видишь только одухотворенность этой молодой особы.
- Понятно, почему вы ее прятали, жалко расстаться? -обратилась она к Ст.П.
Художник как-то загадочно улыбнулся, пожав при этом плечами. Видно он на самом деле не хотел расставаться с этой вещью.
Довольно налюбовавшись удивительным портретом, Ирина поставила его к стене, и художник продолжил отбор.
Наконец он указал какие нужно нести картонки, каждый из нас взял по нескольку штук. Внеся в горницу, мы аккуратно расставили работы возле стены и дивана.
-Присаживайтесь вот сюда-сказал художник, поднося Ирине деревянное кресло- Сам смастерил, балуюсь иногда и резьбой-не без гордости произнес он, указывая на кресло.
Ирина похвалила художника и усевшись, стала внимательно рассматривать работы.
-А вам не интересно?- обратился ко мне автор, заметив мой равнодушный вид.
-Да я в живописи ничего не понимаю-откровенно признался я.
-Хм.., искусство не обязательно понимать. Да и что означает понимать искусство? Любой вид искусства обращен не на профессионалов, а на простых людей, обывателей, на серую массу. Его надо просто любить или чувствовать. А в вас видимо сидит некий комплекс и вы стесняетесь выражать свое отношение, но это тоже хорошо, я терпеть не могу дилетантов, которые выставляют себя знатоками. В «понимании» любого вида искусства нет особой премудрости. Не обязательно разбираться в стилях, манерах, направлениях. Надо просто подключить чувство, интуицию, понимать, как говорится сердцем, а не умом. Достаточно посмотреть внимательно на какое-то произведение и если оно вас взволновало, оставило какой-то отпечаток в вашей душе-то это и есть настоящее искусство. Это все равно как с женщинами- не унимался художник- встретишь иногда такую-и красива и стройна и может даже умна, а не цепляет, а другая и корявенькая и невидная, а так за душу возьмет, что и не отвертишься, вот так и в живописи, иной раз картина- ну, не к чему придраться, а души в ней нет, а другая и мазок не тот и пропорции не соблюдены, а застрянет в памяти.
-А если женщина красива и с душой-решил пошутить я.
-Ну, тогда это шедевр.
-Вот, взгляните, что скажите.-Художник поставил передо мной портрет старика.С холста смотрел с хитрым прищуром пожилой деревенский мужик в расхлябанной ушанке. Морщинистое загорелое лицо и умные въедливые глазки, казалось светились жизнью.
-Вы мастер портрета, Ст.П., этот отдадите нам?- спросила Ирина.
- Это одна из лучших моих работ, ну что ж, берите -вздохнув ответил он.
Ирина отобрала еще несколько картин.
-Я бы взяла и еще, но боюсь, тяжело будет их везти.
-Вы очень тонкий ценитель, Ирина, позвольте мне вас так называть -обратился к ней художник- Ох, самовар кипит. Что же вы Александру не объяснили азы живописи?- на ходу крикнул художник, спеша за печку.
-Не было времени – вдогонку сообщила Ирина.
-Ну, как тебе, нравится? –шепотом спросила она меня, кивнув в след удалившемуся гению.
-Интересная личность- отозвался я о художнике.
Через минуту огромный самовар уже пыхтел на столе, хозяин разливал чай в красивые чашки.
-Попробуйте варенья из лесных ягод и хлеб наш местный, я как поселися здесь, другой хлеб уже и есть не могу.
Художник оказался прав, угощение было на удивление вкусным.
Ст.П. взял со стеллажа толстую книгу и,всунув ее мне, сказал:
-Ну-ка, посмотрите внимательно и скажите, что понравилось.
Я раскрыл книгу и начал изучать репродукции картин. Какие-то я пролистывал быстро, на каких-то задерживал взгляд, художник, разговаривая с Ириной, между тем, наблюдал за моей реакцией. И когда мой взгляд дольше других остановился на работе Ван Гога со срезанными коричневыми головками подсолнухов, он тут же переключился на меня:
-Что, нравится? Вот как раз то, о чем я и говорил. Интересная работа, ничего особенного, а хочется смотреть и смотреть. А вы говорите не разбираетесь. В вас есть чутье, а это в понимании искусства самое главное-обрадовался художник.
Я вспомнил, как в начале года Лена затащила меня на выставку современного искусства. На стенах висели большие и маленькие полотна, с изображением каких-то линий, фигур, пятен, иногда просто полностью закрашенные одной краской, пройдя один зал, я впал в тоску и уже не смотрел на картины, а наблюдал за Леной и публикой, с умным видом рассматривающих эти кляксы на стенах. Теперь я решил спросить у профессионала, что он думает о таком современном искусстве. Художник рассмеялся.
-Это не искусство, Александр, это бизнес. Помните сказку про голого короля. Вот эта сказка, только в реальности. Вы никогда не наблюдали за публикой в музеях? Интересное скажу вам зрелище. Я вообще-то поклонник реализма, и считаю, что искусство должно нести в себе мысль, идею, желание передать нам красоту и понимание мира, а все остальные течения-это главенство формы над содержанием, некий эгоцентризм - выпячивание своего я.
-Я с вами не согласна. А как же импрессионизм?-возмутилась Ирина.
-Ну, это тот же реализм, только в более углубленной форме, попытка уловить момент, передать движение. В принципе, я не против никаких течений и направлений и даже их сочетаний, лишь бы суть вашего произведения была ясна и понятна зрителю. Художник –это не тот, кто умеет красиво изобразить, а тот – кому есть что сказать. Но, ведь подчас, желая как-то выделиться, наш брат кидается на поиск новых форм, забывая о сути изображаемого.
Тут их спор вошел в фазу профессиональных терминов, непонятных мне, и, чтобы не мешать, я встал из-за стола и начал уже более внимательно рассматривать расставленные и развешанные на стене картины. Мне еще раз захотелось взглянуть на старика в ушанке. Я вытащил из отставленных работ нужную и, приставив ее к стене, снова начал вглядываться в хитрый прищур старика. Услышав, что за спиной замолчали, я обернулся на спорщиков.Они оба улыбаясь, глядели на меня.
-Ну, вот мы и сделали из вас ценителя живописи-радостно произнес Ст.П.
-Нам пора, спасибо за чай- засобиралась Ирина.
Упаковав картины, мы покинули дом гостеприимного хозяина.
Провожая нас до машины, художник,лукаво подмигнув в сторону Ирины, тихонько шепнул мне на ухо
-А она шедевр.
Свидетельство о публикации №214011601240
Приглашаем Вас участвовать в Конкурсах Международного Фонда ВСМ.
См. Путеводитель по Конкурсам:http://proza.ru/2011/02/27/607
Желаем удачи.
С уважением.
Международный Фонд Всм 18.01.2015 10:21 Заявить о нарушении