Машинист
Спускаясь по трапу в железное чрево, ощущаешь волны теплого воздуха исходящие от механического сердца, дающего жизнь всем системам судна. Электрическую лампочку не сравнить с керосинкой 19 века, освещавшей помещения в начале судоходного дела. Да и исчезла из пассажирских помещений 1-2 классов печка-буржуйка, в иных местах она не полагалась. Паровая машина завораживала, все в ней вращалось, мелькало и ходило взад-вперед. Такую картину на дизелях уже не увидишь. Передать запах стоящий в машинном отделении невозможно, слишком уж специфичен. Разогретые паром трущиеся детали машин, соприкасаясь с маслами, исторгали волны их эфирной составляющей. Шипящие звуки пара, проходящего через распределительные устройства, наполняли музыкой «чиф-пых» машинное отделение. Как ни странно, но монотонность работы машины не раздражала, действовала успокаивающе. Вся совокупность движения деталей была направлена на одно, вращать гребной вал. Пар толкал поршни в цилиндрах, туда-сюда. Те в свою очередь передавали силу пара на штоки, закрепленные вторым концом в ползунах. Они ходили по направляющим, вечно блестевшим от масла, поступавшего с плунжерного насоса. Возвратно-поступательное движение ползунов во вращательное, передавали мотыли. Мотаются во время работы машины вверх-вниз, вот так и прозвали – мотыль. Научное же название всего устройства – кривошипно-шатунный механизм. Сложность подачи масла на подшипник скольжения кривошипа решался незамысловато. В верхней точке вращения маслосъемник забирал масло с тряпицы исполнявшей роль накопителя и гибкого сочленения системы насос-подшипник. Это в теории, на практике во время движения приходилось добавлять масло ручным способом. То есть из масленки надо было налить масло во вращающийся маслосъемник с частотой 37 оборотов в минуту. Дело скажем не простое, но все приходит с опытом. Поймаешь частоту движения размахивая в такт масленкой, туда-сюда, и заправляешь. Вот так стоишь, размахивая масленкой, а девицы у ограждений в открытых для вентиляции переборках ехидно подшучивают.
На флоте мне повезло, стоял «собачью вахту», это время с 4-х до 8-и утра, время, когда все нормальные люди спят. А ты вынужден каждое утро бодрствовать, да еще вахта с 16-ти до 20-ти, и так всю навигацию. На вахте дремать ни-ни, мало ли что. В основном это подход к пристани, станешь на перекидку и по команде с мостика переводишь действие машины с полного на малый, стоп, вперед – назад. Тут уж не зевай, судно может по инерции наехать на дебаркадер, или оторвать его от берега. Вот так между сном и вахтой проходит навигация. В перерывах между ними находишь время для флирта с девицей, что зацепила тебя взглядом, когда ты как дух порхал по машине.
Свидетельство о публикации №214011601703
Михаил Бортников 25.10.2016 08:38 Заявить о нарушении
Евгений Казанцев 25.10.2016 16:44 Заявить о нарушении