Средневековье. Сказка

В те времена, когда тайные силы природы и простые люди жили в неразрывном единстве, случилась эта история.

В маленькой феодальном государстве жил владетельный и благородный рыцарь. Знатный муж проводил свою старость в замке из серого замшелого камня. Подвалы его цитадели  были забиты сундуками, доверху насыпанными золотом и серебром;  на стенах там  во множестве  висело драгоценное оружие, переливавшееся в редких лучах света всеми цветами радуги. Но главным  сокровищем высокородного сэра были не казна и драгоценные камни, а его любимая дочь,  - прекрасная, как весеннее утро, смешливая рыжеволосая Кримхильда. Целый день с утра и до поздней ночи по дворцу раздавался ее звонкий голос. Дворовый люд только успевал разбегаться, когда она,  затянутая в зеленый бархат и как следует пришпорив коня, проносилась к воротам, грохоча подковами  по камням двора.

Но и богачи иногда рыдают. Пришла пора плакать и седовласому отцу. Отрада его старости, обожаемое дитя, его Кримхильда, однажды не вернулась с очередной конной прогулки. Поиски девушки ничего не дали. Трясущейся рукой безутешный отец подписал указ: « Всякому, слышащему эти слова: тому, кто отыщет мою наследницу мертвой, жалую мешок серебра и надел земли на берегу реки. Тот же, кто вернет ее домой целой и невредимой, не будет ни в чем нуждаться до конца дней своих». 

Многие откликнулись на призыв сюзерена. Сильные  и решительные мужчины сели на своих лошадей и разъехались наугад во все стороны света. Был среди них и высокородный сэр Галахад.  Выезжая через главные ворота города на поиски девушки, он думал, куда ему направить коня. Ведь он, как и все остальные, не знал, куда нужно идти. Бедром он чувствовал тяжесть меча, рядом трусил его пес, жеребец под ним был сыт и горяч – вместе с латами это было все, что он имел в жизни. Он был беден как церковная мышь. Все имущество после смерти отца, по законам того времени,  унаследовал его старший брат.  Галахад ушел из родного дома в том, в чем был, и с тех пор скитался по стране. Этот поход был теперь его единственным шансом обрести имущество, которым хотя бы было не стыдно владеть. Он так задумался, что не заметил, как наехал на какую-то пожилую женщину, стоящую на пути.

-Эй, старая ведьма, пошла прочь! – закричал он. Собака залаяла на бабку.
-Ах, Галахад! – покачала головой старуха. – Воину благородных кровей так ругаться не пристало. - От удивления он замедлил коня. В этом городе знакомых у него не  было ни одной живой души. Откуда она знала его имя? - Я торопилась застать тебя, и к счастью, успела. Мне нужно кое-то сказать тебе. Удели мне немного времени, и удача будет сопутствовать тебе в походе.

Всадник спешился и подошел к незнакомке. Не обращая внимания  на удивленные взгляды, он отвел ее в ближайшую маленькую таверну. Там в этот час почти не было посетителей – только два пьяных монаха спали, положив голову на залитый пивом стол. Усевшись на грязную лавку, рыцарь приготовился слушать.

- Я знаю, что ты отправляешься на поиски девушки из богатого рода, - сказала старуха. – Я так же знаю наверняка, что ты, и только ты сможешь вернуть ее отцу. И только я смогу помочь тебе в этом деле. Верь мне и наберись терпения.  Я – нянька Кримхильды. Ее отец, наш господин, и ее мать, дама из благородного рода, жили в супружестве уже шестой год, но их брак был бесплоден. По нашим законам, если на  шестой год после свадьбы в семье не появился наследник, муж может отказаться от своей жены и взять себе новую.  А женщину, не родившую ему детей, прогнать со двора, как старую собаку. Муж бесплодной женщины  имеет на это полное право, иначе ему некому будет передать наследство после  своей смерти, и нажитое имущество рассеется «по ветру». И вот, на шестой год после венчания, прекрасно зная об этом законе, госпожа, супруга нашего сюзерена, решилась прибегнуть к последнему средству забеременеть – она  обратилась к колдунье. Это мера,  - последнее, на что может решиться христианка. Узнай об этом хоть кто-нибудь, - гореть ей на костре инквизиторов. Но дороги обратно у нее не было уже все равно.  Погибать в огне, или уйти опозоренной, и в одиночестве доживать свой век, – ей было из чего выбирать. Ведьма, пособившая ей в таком непростом деле, сейчас перед тобой.

   Прибегнув к самому сложному колдовству, шепча заклинания и ни на минуту не отдаляясь от нее,  я два месяца сопровождала ее неотрывно. В итоге я добилась своего – спустя два месяца она зачала.  Цель была достигнута немалой ценой – пришлось всколыхнуть самые глубины темной магии. Но ей было все равно. Она была на все согласна. И так счастлива наступившей беременности, что тем более не замечала ничего вокруг. В день, когда она понесла, я получила предупреждение – на страницах моей волшебной книги проступили слова,  говорившие, что силы, пославшие ребенка, однажды заберут его обратно. О чем я ей и сообщила. До смерти перепуганная, она умоляла не оставлять ее, дабы иметь возможность защитить дитя, когда это потребуется. Что ж, я человек одинокий. Всю жизнь я посвятила изучению магии. Обогревшись у гостеприимного очага этой дамы, мне уже не хотелось уходить; к тому же мне хорошо платили. Я  осталась. 

Неотлучно находясь рядом с моей госпожой, в чем - то я заменила ей покойную мать; стала ее советчицей и наставницей, защитой от страшного предзнаменования. Но наш союз продлился недолго. Роды были тяжелыми. Она, бедняжка, произведя на свет прелестную девочку, скончалась в муках.  У ее смертного одра я поклялась сохранить секрет появления младенца на свет в тайне; а так же и в том, что до своей смерти  я не покину их дом и не оставлю малышку без защиты перед злыми силами.

Господин нарек дочь Кримхильдой.  Она росла умной и красивой девочкой, птичка моя. Да и пела она как птица. Я сильно привязалась к ней. Она называла меня няней.  Отец обожал ее, придворные любили, а я в свою очередь, помня о своем обещании, никогда не расставалась с ней. Понемногу старые угрозы забывались. Кримхильда взрослела под крылом у любящего родителя и преданной няни в полной беззаботности. Но, подрастая, моя девочка стала проявлять все больший интерес к оккультным наукам. Хоть ничего не предвещало беды, я противилась этому увлечению как могла. Но моя малышка была упряма и настойчиво искала ответы на вопросы, интересовавшие ее. Все чаще ее интересовали вещи, о которых молодой девушке, впрочем, как и любому смертному, знать не следовало.  Видимо, она догадывалась, что я умею не только ухаживать за ней, но и о знаниях, сокрытых в моей голове, но пока недоступных для нее.  Она досадовала и неизменно пытала меня о том, чем я занималась до того как появилась у них в доме. Моим рассказам, что я работала няней в другом доме, она не верила. Ее удивительная интуиция поражала, но я не думала тогда о том, что эти способности даны ей могущественными силами.  Я прятала свои волшебные книги так долго, насколько это оставалось возможным. Она нашла их. Сейчас я уже понимаю, что тайна ее рождения так влияла на ее жизнь. И все шло хорошо, пока не случилось то, что случилось. Я ничего не могла поделать.

Мы живем, не подозревая о другой стороне нашего мира, освященного солнцем, -  о его зеркальном отображении. Это вторая, неизвестная и неотделимая часть бытия людей, о существовании которой они даже не догадываются. Многое в нем похоже на нашу  жизнь; еще больше различно, но главная и отличительная черта того мира  - то, что в нем никогда не бывает солнца. Это Мир Вечной Тени. Темный мир.

   Девочка понимала, что жизнь не так проста, как кажется на первый взгляд. Кроме природного ума, Кримхильда, благодаря стараниям отца, получила хорошее образование. Играла на музыкальных инструментах, танцевала, пела, прекрасно вышивала. И много читала. Это странно для женщины, но она сама хотела этого. Еще в раннем детстве она попросила меня научить ее грамоте. Может еще и потому что я грамотна, она не верила, что раньше я работала няней. Добралась она и до магических книг. Из них она записывала и запоминала заклинания, а так же собирала на кладбище травы. На мои отговоры она не обращала никакого внимания.  Не чаявшей в ней души отец позволял ей все, что она ни пожелает, исполнял все ее прихоти и капризы. Эти прогулки верхом, которые она совершала одна, он считал проявлением  чудачества, - не более того. Он не видел в этом ничего предосудительного и гордился своей дочерью. Не считал он странностью и то, что Кримхильда совсем не интересовалась женихами, которые толпились в тронном зале, а вместо этого сидит перед окном с книгой. Он говорил, что не собирается неволить свою девочку и выдавать ее замуж за одного из этих грязных животных, которые только и мечтают о том, чтобы залезть ей под корсет, а ему – в казну.

Темная сторона тянула ее к себе все больше и больше. Кримхильда захотела познать все тайны бытия, что невозможно без знания законов Срытого Мира. Она добилась того, чего хотела. Видя, что сопротивляться ей бесполезно, я стала помогать ей.  С моей помощью она стала колдуньей. Я старалась передать ей все тонкости своего мастерства, чтобы, когда пробьет час, она сама бы смогла защитить себя. Когда я взяла в руки магические книги, которые  прятала много лет,  я остро почувствовала приближающуюся опасность.  Я не обманулась в своих предчувствиях.

Однажды Кримхильда, движимая любопытством, решили вызвать Духов – Обитателей темной стороны. Она знала об опасности своей затеи, но была уверена в своих силах. Пользуясь моим  отсутствием, уехав подальше от замка,  она стала творить заклинания. Но в чем-то она все-таки, ошиблась. Ответив на ее вопросы, Духи-Обитатели забрали ее с собой. Любопытство сгубило девушку. Страшное предсказание сбылось. Осознав, что случилось, я поняла, что это я  виновата в этом. Я должна была ее остановить.. Она знала, что Духи-Обитатели дают ответ на любой вопрос, но не знала, чем это опасно именно для нее.  Я не доглядела… Сначала я хотела наложить на себя руки. Но потом поняла, что моя смерть ничем не поможет  девочке. Я стала колдовать. Я пела заклинания всю ночь. И узнала вот что – я для нее сделать ничего не смогу.   И что она еще жива, но с нами ее нет. Искать ее в нашем мире не имеет смысла. Только один человек сможет отыскать ее там. Это ты, Галахад. И я помогу тебе.
-Почему я?
-Много чего в жизни есть непонятного нам, людям. Нити судьбы не дано распутать никому из смертных. Даже таким колдуньям, как я. Поэтому просто пойди и приведи ее назад. Ты сможешь.

Теперь слушай внимательно.
 В час, когда солнце будет в зените, обойди церковь против часовой стрелки. Войди в тень церкви и очерти круг вокруг себя. В центре этого круга произнеси заклинание. Тогда откроются Врата Того Мира.

Ошеломленный, Галахад ехал к церкви, не до конца осознав, какая опасность ему угрожает. За поясом у него лежал свиток с текстом заклинания. Призрак грядущего богатства и тщеславие двигало им. Он не подозревал, как и никто другой, что темная сторона находится так близко..

И так далеко.. Он сделал все так, как учила его колдунья. В солнечный день, около маленькой церкви на окраине города, в ту самую секунду, когда звук его голоса растаял в воздухе, он услышал удар церковного колокола. И понял, что находится уже не там, где был мгновенье назад.

Вокруг было тихо. Густой туман лежал на склонах холмов. Никого и ничего вокруг не было, только кусты черного колючего терновника виднелись там и сям. В какую сторону ехать и что нужно делать, он не знал. Галахад направил коня наугад. Не было ни ночи, ни дня, - а бесконечные сумерки. Над головой - серое небо без солнца, но и без черных грозовых туч. Оно выглядело так, как будто вот-вот пойдет мелкий дождь, но ни дуновения ветерка не ощущалось в воздухе. Он ехал неторопливой трусцой, в полном одиночестве и тишине. Здесь не пели птицы. Не шуршали травы, не шелестела листва. Мертвенный бледный свет струился на блеклую траву и одинокие темные кустарники. Прошло несколько часов, но ничего не изменилось. Галахад не чувствовал усталости. Впрочем, голода, отчаяния или радости он тоже не ощущал. Им овладело странное оцепенение. Он просто скакал, пока не увидел впереди медленно бредущую фигурку женщины. Она шла бесшумно – толстый грязно-желтый ковер из увядшей травы покрывал землю. Ее зеленое платье было вышито золотыми лилиями. Эти цветы украшали герб аристократической фамилии, к которой принадлежала Кримхильда. Галахад окликнул девушку, но она не отзывалась. Погнав коня, рыцарь опередил ее и увидел, что ее глаза мертвы,  как и все вокруг. Особенно странно и страшно эти темные неподвижные очи выглядели на ее бледном лице. Тщетно мужчина пытался обратить на себя внимание зачарованной красавицы. В итоге оставив попытки пробудить ее от оцепенения, он спешился и пошел следом за ней. Спустя время,  пересекая бесконечную равнину, путники наткнулись на колодец с темной маслянистой водой. Желая напоить коня, Галахад приблизился к источнику и увидел, как из мутной глубины вынырнули на поверхность две отвратительного вида женские головы. Мокрые волосы сосульками свисали на морщинистые, покрытые бородавками лица; в маленьких глазах обеих посверкивали зеленоватые огоньки.
-Здесь кто-то есть, – проскрипела одна голова.

-Точно, - пискнула другая.  - Это люди. Смотри, один из них -  мужчина.

-Неужели?! Да, он мужчина… Давно я не видела земных мужчин.
 
-Да, здесь такая пустота.. И такая скука!

-А он симпатичный.

-Точно, - говорили головы друг другу, как будто Галахад не стоял рядом с ними.

-Тебе чего?  - наконец-то обратилась одна из них к рыцарю.

-Позвольте из вашего колодца напоить коня.

-Ты слыхала?  - спросила та, что пострашнее, у товарки. - Он хочет напоить это чудище.

-Да. Что мы возьмем с него за это?

-Так и быть. Мы позволим ему попользоваться нашей водой.

-Да. На только пусть он сначала поцелует нас за это,  - и уродливая кокетка осклабила гнилые зубы.

-Да!Да! Я согласна!

И обе головы уставились на Галахада. Пока он разговаривал с головами, Кримхильда, все так же ни на что не реагируя, продолжала идти вперед, и за это время удалилась довольно далеко. Боясь потерять ее из виду, рыцарь,  превозмогая отвращение, наклонился к  колодезным ведьмам и по очереди поцеловал их в серые шишковатые лбы.
-Он старался – буркнула одна голова другой.

-Да.

-И он нам понравился.

-Да. Давай наградим его. 

-Точно.

И жительницы колодца нырнули. Через мгновение рядом с мордой пьющего коня на поверхность воды всплыл бумажный свиток. Галахад развернул его, и увидел, что это карта Затененного мира. Пока он разглядывал бумагу, Кримхильда скрылась из вида. Оглянувшись, он понял, что забылся и что вплоть до горизонта  кроме него,  коня  и собаки вокруг не было ни одной живой души. Он бросился на поиски, проскакал большое расстояние, но девушки нигде не было видно. Он устал и был в отчаянии. Решив немного передохнуть, всадник направился  к единственному жилому дому, который был обозначен на карте.

Он подъехал к подножию холма, покрытого редким леском. Там стояла полуразвалившаяся хижина, окруженная такими же древними, как она сама, узловатыми деревьями. Увядшие листья устилали землю.  На стук в дверь никто не ответил, и рыцарь, привязав лошадь, вошел без приглашения. Он оказался в комнате, до потолка заваленной каким-то хламом. С темных балок свисали пыльные веники из сушеных растений, в камине пылали ароматные яблоневые дрова. Не смотря на огонь, в доме было холодно. И никого. Только кучи полуразрушенного скарба. Прождав хозяина некоторое время, незваный гость соскучился и стал осматриваться.  Он увидел стопку книг, наваленную горой в углу, колченогий стол, охапку дров, брошенную тут же; что-то, отдаленно напоминавшую рапиру, грязные сапоги, облезлые чучела, и…. Что это!? Среди дырявых кастрюль и проржавелых лат стоял закопченый котел с золотом! Монеты из благородного металла тускло поблескивали под слоем пыли, грани самоцветов сверкали в отблесках огня, из глубины котла мерцали перламутром крупные жемчужины. Все это богатство стояло  рядом с ним, просто так. Стоило ему протянуть руку,  - и всего одна пригоршня сокровищ могла бы обеспечить его безбедное существование на много лет вперед. Никто и не заметит. Парень решительно встал и нагреб из котла почти полную перевязь, в которой возил хлеб и вино. Но… передумал.  И выложил все обратно. И как только он собрался уходить, дверь отворилась и вошел сгорбленный человек, у которого из-под капюшона свисала белая борода. Лица видно не было.

-Ты все правильно сделал, благородный сэр, - сказал ему старец, не поднимая головы, – ты мог бы быть мертв уже трижды. Но ты не попытался силой увезти леди Кримхильду обратно в ваш мир, чтобы получить вознаграждение. Этим ты спас себе жизнь в первый раз. На самом деле это была не земная женщина, а Дух-Обитатель Темной равнины. Во второй раз ты, не смотря на отвращение, выполнил просьбу водяных дев.  Это два. Они могли легко убить тебя, если бы ты им не понравился. И третье – ты, преодолев искушение, вернул драгоценности на место. Этим ты спас себя в третий раз. Благодаря этому ты достигнешь цели своего путешествия. Это не награда тебе. Это приказ Повелителя. Он давно ждет благородного противника. Ты удостоишься чести сразиться с ним. А потом твоя кровь послужит великому делу. Какому – может быть тебе сообщат об этом перед смертью..
 
Отъезжая от халупы старика, Галахад обернулся. И увидел, что тот, кто говорил с ним, не был человеком. Из-под капюшона при свете неба выглядывала покрытая глубокими складками землистого цвета личина с клыками и красными глазами. Повернув голову обратно, рыцарь обнаружил, что очутился перед дверями мрачного замка, а хижина за спиной пропала. Опять вокруг не было ни души. Постучав и покричав, он оставил коня и распахнул створку тяжелой двери, чтобы войти.

 – Здесь кто-нибудь есть? – позвал он.
Никто не ответил. Шаги гулким эхом отдавались в пустых анфиладах. Сквозь стрельчатые окна проникал свет блеклого дня, огонь от факелов излучал ледяной холод. Он вошел в тронный зал. Там на ложе из черного камня покоилась юная Кримхильда. Глаза ее были подернуты туманной дымкой. В центре зала свисала с потолка темная чаша, наполненная густым серебром. Услыхав звон шпор, Галахард обернулся. К нему спускался по лестнице, обнажив меч, человек, закованный в черные латы. Герба на его щите не было, забрало было опущено.
-Здравствуй, смертный, - поприветствовал он, и нанес Галахаду стремительный удар.

Битва их продолжалась долго. У Галахада уже не оставалось сил поднять меч и уворачиваться от ударов. Он слышал среди грохота металла тревожное ржание своего коня на улице, - тот всегда предчувствовал беду. Рыцарь понял, что еще несколько минут, и он погибнет. От отчаяния, от страха смерти и от ярости за свою сгубленную ни за что жизнь, Галахад наугад взмахнул мечом, зажатым в обе руки и снес противнику голову. Из шеи поверженного  столбом хлынула темная кровь, и обезглавленное тело медленно осело на пол. Одна капля крови, достигнув потолка, отяжелела и упала на руку лежащей на спине девушки. Взгляд ее стал осмысленным. Она очнулась. В недоумении осмотревшись кругом, она неуверенно встала и направилась к сидящему рядом с трупом Галахаду.

-Что происходит? Кто вы такой? – спросила она.

-Я человек, который считает своим долгом возвратить вас, леди, вашему отцу невредимой и в полном здравии.

Осознав, что произошло, Кримхильда подошла к отрубленной голове и подняла забрало. На мертвом лице застыла страшная улыбка.
-Это Повелитель Затененного мира! Вы убили его!- воскликнула девушка. – Заточив меня сюда, он хотел сделать меня своей преемницей.  Этой цели я обязана своим рождением. А впрочем, все уже в прошлом. Моей же целью было познание мира, обеих его сторон, а не власть. Для этого я пришла сюда! Теперь Чаша Познания свободна!! –воскликнула прекрасная пленница. Она подбежала к чаше с серебром и отпила из нее. Тут же поднялся темный ветер, все закружилось вокруг, Галахад потерял опору под ногами. И все исчезло.

Рыцарь проснулся на берегу реки. У кромки воды  колыхалась лодка, в ней лежала мертвая Кримхильда. Войдя в эту лодку, Галахад увидел, как сквозь толщу воды, там, где должно быть дно, виднеются города, селения, поля и леса. Под днищем лодки был едва различим Мир Светлой стороны. У этой реки было два дна, расположенные с обеих сторон русла. Она, подобно линзе,  соединяла  и разъединяла противоположные миры, и каждый мог  догадываться, что он видит сквозь течение.. «Вот почему так страшно плавать в темной воде.. Так и кажется, что кто-то снизу схватит и утянет тебя за ноги на дно».. - подумал Галахад.  На него навалилась непреодолимая усталость, и ему уже было все равно, почему и как погибла Кримхильда и как он оказался здесь. Его заботило лишь то, как он попадет домой. Он достал из пояса бумагу, данную ему нянькой, и стал петь заклинания.

После похорон наследницы, а следом, и похорон сюзерена, скончавшегося от горя, Галахад сидел в атриуме дворца, опершись спиной на колонну,  и разговаривал со старой безутешной нянькой, бывшей в прошлом могущественной ведьмой. У старухи тряслась голова, и седые пряди свисали прямо на заплаканное лицо. Впрочем, и у себя рыцарь обнаружил  седые волосы. Оказалось, что пока он путешествовал, здесь прошло  пятнадцать лет.

-Стремление понять законы жизни, изучение путей неведомого, желание обрести истину убило ее, - причитала  старая женщина. - Потому что это знание – слишком тяжелая ноша для смертного человека. Не став преемницей Повелителя, она поторопилась отпить из Чаши Познания. И поплатилась за это. Я должна была это предвидеть! Я уже слишком стара, чтобы в  полной мере владеть мастерством .. Я так одряхлела,  что смогла позабыть об этом.. Она была слишком тщеславна, умна и самонадеянна! … Да что теперь…Теперь ее душа в Неведомых Долинах. Недолго и мне придется ждать, чтобы присоединиться к моей девочке..

Галахад получил свой надел земли и мешок серебра, как и было обещано. Остаток своей жизни он провел одиноко и молчаливо, и все, кто его знал, говорили, что он никогда не смеялся. И неудивительно. Ведь он прикоснулся к тайнам, о каких ни ему,  ни нам с вами знать бы не следовало...


Рецензии