Лекции и экскурсии. Записки отдыхающего

               
               
 
Туристические компании Пятигорска предлагают множество самых разнообразных экскурсий, как дальних, на целый день, так и ближних, на которые можно отправиться после обеда. Я побывала на двух ближних экскурсиях.
 
Сначала у меня была незабываемая  поездка в Черекскую теснину. Нашим экскурсоводом была Наталья, молодая, крупная женщина с глухим, низким голосом. Она держала микрофон четырьмя пальцами правой руки, а указательным пальцем всё время постукивала по носу. Не знаю, искажало ли это звук, но я, сидя на первом ряду за спиной водителя, ничего из того, о чём она рассказывала, не услышала. Так что все мои впечатления были чисто зрительными.
 
Черекская теснина производит неизгладимое впечатление уникальностью своего ландшафта.  Высота ущелья составляет 500 метров и способна вызвать головокружение, если подойти к краю обрыва. Горы с двух сторон ущелья почти сходятся, образуя узкий зазор всего в тридцать-сорок метров. По дну теснины течёт река Черек, берущая своё начало из самого крупного ледника Кавказа – Дых-Суу. Почти отвесные склоны теснины украшают водопады, от которых трудно оторвать взгляд.

Вдоль ущелья наша небольшая группа шла по тропе, проложенной в горных породах, которая стала явно шире с тех пор, как я побывала здесь в молодости. В конце XIX века здесь также была построена дорога  для колёсного транспорта. Я увидела установленный по этому случаю в 2008 году памятный камень “125 лет Балкарской общественной колёсной дороге”.  Надпись на камне гласит, что в 1883 году полный сход Балкарского общества постановил на свои средства – сорок тысяч рублей серебром общественных денег  - построить колёсную дорогу в ущелье Зылги-Тар.

Помимо собранных средств, каждая семья Балкарского общества предоставила на строительство дороги рабочую силу. Правительство Российской империи и лично император Александр III также приняли непосредственное участие в прокладке дороги, безвозмездно выделив 21180 килограммов пороха на проведение взрывных работ. Я присоединяюсь к тем  благодарным потомкам, которые выразили свою признательность Балкарскому народу за создание этой дороги, которой мы пользуемся и поныне. В горных породах теснины для автомобильного транспорта проложен также туннель.
 
На обратном пути мы осмотрели Голубое озеро, являющееся естественным артезианским колодцем. Озеро получило своё название по цвету воды. Она действительно голубая, а в некоторых местах кажется даже синей. Я сначала не могла понять, к какому Голубому озеру мы едем. Я помнила, что на пути к высокогорному озеру Рица тоже есть Голубое озеро, и не могла себе представить, как мы можем там оказаться. На самом же деле это два разных озера с одинаковым названием. Площадь зеркала озера в Кабардино-Балкарии невелика, но по глубине оно занимает шестое место среди озёр бывшего СССР. Здесь расположен центр дайвинга.
 
Проголодавшись,  мы посетили балкарское кафе. Многие туристы заказали жареную форель, но это блюдо оказалось очень дорогим, и я ограничилась салатом из помидор и огурцов, политых каким-то очень вкусным соусом, хичинами – лепёшками из теста, замешанного особым способом, - с травками и айраном, напитком, по вкусу напоминающим ацидофилин. Я осталась очень довольной своим обедом, а туристам, заказавшим форель, это блюдо не понравилось. Я взглянула на мелкую пережаренную рыбу и тихо порадовалась, что и не потратилась, и не отравилась. Обслуживала нас симпатичная балкарка, к которой я сразу же почувствовала душевное расположение.  Она даже принесла сдачу к моему столику, чтобы не дай бог! я не забыла взять её. Мы разговорились, и я узнала, что её дочь замужем за евреем, и сейчас молодая семья живёт в Израиле. Мне оставалось только удивиться такой неожиданной общности.

Начинало темнеть, а нам ещё предстояла поездка в селение Аушигер к термальному источнику. Один из наших молодых туристов, видимо, не хотел ехать туда, поэтому задал экскурсоводу провокационный вопрос: “А Вы даёте нам гарантию, что вода в водоёме достаточно обеззаражена?” Он действительно имел в виду, что вода должна быть очищена от вредоносных бактерий, а не то, что её температура и состав могут повлиять на сердце. Все дружно на него зашикали. Провокация не удалась. Когда мы приехали к термальному источнику, было уже совсем темно, а воздух стал холодным. Мы увидели практически прямоугольную купальню, над поверхностью которой клубился пар. Мне даже трудно было себе представить, что люди могут полезть в воду в такой холод.
 
Тем не менее, практически все, за исключением меня и молодой парочки, начали спешно одевать купальники и осторожно входить в бассейн. Вода в нём около труб, по которым она от источника поступала в бассейн, была даже горячей – более пятидесяти градусов. По мере удаления от труб температура воды заметно снижалась. Все были абсолютно уверены, что термальная вода из азотно-бромистого источника со слабой минерализацией необычайно полезна для здоровья. Но находиться в ней больше пятнадцати-двадцати минут было достаточно опасно. Поэтому я, одетая в тёплую куртку, по просьбе купальщиков, подсказывала им, сколько уже времени они принимают горячую ванну. Было очевидно, что плавать в такой воде людям тяжело, они быстро уставали. Выскочив на берег, они лихорадочно вытирались полотенцами и быстро натягивали на себя одежду, потому что было действительно холодно. Меня подобный эксперимент, возможно, привлёк бы только в дневное время, когда светит солнышко.
 
Нашим шофёром в этой экскурсии был мужчина средних лет, приземистый кавказец с русским именем и отчеством. Он лихачил на дороге, стремясь обогнать абсолютно все едущие впереди автомобили, и поэтому всё время выезжал на встречную полосу, так что я постоянно видела светящиеся огни встречного транспорта. Каждый раз моё сердце замирало, когда он, с одной стороны, выезжал на встречную полосу, по которой навстречу нам мчались автомобили, и, с другой стороны, когда он стремился вклиниться в зазор между попутными машинами. После экскурсии я спросила его, почему он так лихачил. Его ответ заворожил меня: “Если не я их, тогда они толкнут меня”.

Вторая экскурсия, на которой мне удалось побывать, была связана с поездкой в монастыри: мужской Свято-Успенский Второ-Афонский монастырь и Свято-Георгиевский женский монастырь. Сопровождала нас в этой поездке сестра Надежда, истинная дочь Церкви, терпеливая, внимательная и доброжелательная.
 
В мужском монастыре лекции нам читали живущие в нём монахи. Они рассказали, что для большинства православных христиан греческая Святая гора Афон является одним из наиболее святых мест на планете. Русские монахи пришли туда при равноапостольном князе Владимире. В первой половине IX столетия монахи основали там монастырь Святого Пантелеймона. В конце XIX века отделение Пантелеймоновского монастыря появилось и в России. На черноморском побережье Кавказа, севернее Сухуми монахи основали Ново-Афонский монастырь.

Существует также  еще один монастырь – Хиландарский, где русские иноки обосновались еще при Иване Грозном и проживали в нем на протяжении последующих веков. Отсюда в начале XX столетия к горе Бештау монахи пришли, чтобы основать здесь новую обитель. Так на высоте 900 метров в 1904 году появился Второй афонский монастырь, который  был оплотом православия на Северном Кавказе.  В нём, в отличие от царившего тогда во многих храмах обновления, сохранялась истинная вера. В двадцатые гoды монастырь был опуcтошён бoльшeвиками и использовался в хозяйствeнных нуждах, пока не был рaзрушен до oснования. Несмотря на то, что неподалeку были распoложены секрeтные шaхты добычи урaна и территoрия была рeжимной, вeрующие посeщали место обители и cлужили молебны. Возрожден монастырь был лишь в 2001 г.
 
Условия жизни монахов в монастыре и по сей день исключительно тяжёлые. Здесь нет воды, и её приходится привозить цистернами. Нет также газа. Есть электричество, с помощью которого приходится отапливать помещения, и это очень удорожает жизнь монахов. Зато здесь есть летний храм, являющийся уникальным явлением в христианском мире.

Совсем другие условия жизни в женском монастыре. Здесь есть и вода, и газ. Издалека видны роскошные купола храма, сверкающие позолотой. Всё дышит покоем, во всём чувствуется благоустроенность, созданная трудовыми руками.  Атмосфера монастыря благостная и действует умиротворяюще. Решение об открытии женского монастыря было принято в апреле 2006 года на заседании Священного Синода Русской Православной Церкви под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
 
Ежедневно монахини обходят с крестным ходом вокруг монастыря и молятся в храме обо всех, живущих на Кавказе. Это их основное служение. Монахини организовали также приют для воспитанниц, которые здесь же, в монастыре, посещают школу и спортивный зал. Есть при монастыре и свой детский лагерь. Монахини шьют платочки, ткань которых предварительно замачивают в нарзане, а потом готовые изделия освящают духовники. Монастырь торгует мёдом из собственной пасеки, а также травяными чаями. Святая вода предлагается посетителям бесплатно, и лишь за пустую бутылочку нужно заплатить десять рублей.


За время пребывания в санатории я послушала несколько лекций. Первая из них называлась “Правильное дыхание – основа здоровья”. В ознакомительных листовках, которые раздали отдыхающим санатория, говорилось, что лекцию проведёт врач-консультант по уникальной дыхательной методике, называемой “Самоздрав”. Там же говорилось, что методика восстанавливает кровоснабжение всех органов организма и устраняет кислородное голодание клеток, устраняя причину возникновения заболеваний.  Методика проста и не имеет противопоказаний. При ежедневных самостоятельных двадцатиминутных занятиях за несколько месяцев можно восстановить своё здоровье. Методика вылечивает многие заболевания, включая ишемическую болезнь сердца, стенокардию, гипертонию, нарушение ритма сердца, диабет II рода, артроз, остеохондроз, бронхиальную астму, ряд заболеваний мужской и женской половой сферы, восстанавливает желудочно-кишечный тракт, повышает иммунитет, защищает от инфекционных заболеваний и обеспечивает стопроцентную защиту от инфаркта миокарда и инсульта.

Не послушать такую лекцию было бы просто  грехом. Все, в том числе и я, решили: послушаем, освоим эту удивительную методику, и все наши проблемы исчезнут. Мы приготовились воспринять новую, может быть, даже неожиданную для себя информацию. И вот лекция началась. Перед слушателями появился очень живой человек, который ходил перед слушателями взад и вперёд, не останавливаясь ни на секунду, отчаянно жестикулировал, постоянно размахивая руками, и поминутно смотрел на часы на руке, уверяя нас, что нужно торопиться, так как у нас мало времени. Начал он с того, что спросил, знаем ли мы, что организм человека состоит из клеток. Мы нехотя ответили, что знаем. Затем последовал вопрос, знаем ли мы, что в нашем организме очень много капилляров. Мы с ещё большей неохотой ответили, что знаем и это.
 
Серия вопросов, один заумнее другого, продолжалась не менее получаса. Самым победоносным,  сражающим слушателей наповал, с точки зрения лектора, был вопрос, знаем ли мы, что ежедневно в нашем организме возникает огромное количество раковых клеток. Но подготовленная публика, к его великому изумлению, знала и это. Она жаждала скорее познакомиться с новым методом дыхания, способным совершить чудеса исцеления. Однако знакомство всё больше и больше отодвигалось на отдалённое будущее. Когда один из отдыхающих спросил лектора, начнёт ли он, наконец, рассказывать о новом методе дыхания,  доктор всерьёз рассердился и начал увлечённо рассказывать о собственных заслугах в области медицинской практики.

Постепенно публика начала накаляться, но лектор ещё ни на йоту не приблизился к сути излагаемого вопроса. Прошёл уже час времени. Кое-кто не выдержал этого истязания и покинул зал. Я уже думала, если дальше речь пойдёт о методе дыхания по Бутейко или Стрельниковой, то зачем в таком случае он нам голову морочит своими дальними подступами. Ведь эти методы давно известны. “Лекция” уже продолжалась  без пяти минут полтора часа. Лектор начал рассказывать о пользе углекислого газа для здоровья и вдруг, притащив на сцену две коробки, вынул из них два прибора – для отечественного и зарубежного потребителя. Вмиг осознав, что речь идёт  о лечебном дыхании с помощью приборов, несколько потрясённых слушателей, в том числе я, выбежали из зала. То, что со значительно ‘большим успехом можно было рассказать за пять минут, лектор мусолил полтора часа, вешая слушателям лапшу на уши. Весь “метод” заключался в использовании приборов, а врач оказался попросту дельцом, продающим их.
 
Вторую лекцию проводил консультант-психолог, мотивационный тренер Бенько Игорь Владимирович. Нам снова раздали ознакомительные листовки, в которых теперь говорилось, что психолог поможет решить  детские и подростковые, профессиональные, семейные и сексуальные проблемы, проблемы самооценки и самоопределения, психосоматические проявления (“все болезни от головы”), проблемы общения и бизнеса. Нам была обещана нейтрализация разрушающих программ (сглаза, порчи, венца безбрачия, семейных проклятий, последствий гаданий и гороскопов) с последующим созданием конструктивных программ. Я с некоторым недоверием отнеслась в такому широкому спектру возможностей психолога, но решила, что на лекцию пойду. Меня привлекло несколько тезисов, изложенных в ознакомительной листовке: “Успешности и уверенности в себе можно научиться. Жизнь – это не то, что ты для себя решил. Жизнь – это то, что ты себе разрешил.  Улыбайтесь, потому что самые глупые поступки мы совершаем с серьёзным выражением лица”.
 
Поскольку в какой-то мере я знакома с эзотерикой, то всё, о чём рассказывал нам психолог, мне было близко. Он говорил, что подсознательные программы – это реальность, и они оказывают на нашу жизнь решающее влияние. Освобождаясь от ограничивающих и разрушительных программ, человек достигает того, что всю предыдущую жизнь считал для себя недоступным и невозможным. Я и раньше знала, что из своей речи по возможности нужно исключить частицу “не”, но не знала почему. Оказывается, подсознание не воспринимает её. Если мы говорим ребёнку: “Не бегай, не балуйся…”, - он будет делать всё наоборот!

Словом, лекция захватила слушателей. Психолог проявил также большую эрудицию в области литературы, часто цитируя классиков и приводя примеры из жизни. И несмотря на то, что лекция длилась чуть ли не три часа, никто из отдыхающих не покинул аудиторию.

Третья лекция была посвящена Лермонтовским местам Пятигорска и личности самого поэта. Лекцию с большим пафосом и вдохновением читала бывший режиссёр, уже немолодая женщина с эффектной внешностью. Рассказывая, она экспансивно жестикулировала, но это было к месту, это даже подогревало интерес слушателей. Нам казалось, что мы знаем о великом поэте достаточно много, но, как сказала лектор, мы не знаем практически ничего. И так оказалось на самом деле. Внешне мало привлекательный, прихрамывающий молодой поэт  пользовался огромным успехом у женщин. А я-то всегда думала, что он одинок. В голове всплыли строчки “Выхожу один я на дорогу…” И вот это “один” было как бы впечатано в моё сознание. Я знала о его большой любви к Вареньке Лопухиной, которая для них обоих закончилась весьма печально. Но я знала далеко не всё.
 
Я была удивлена, услышав и о других, совершенно неизвестных мне раньше фактах из жизни Лермонтова, а также собственных изысканиях лектора относительно родственных связей поэта. Когда лектор упомянула о его родстве с Еленой Петровной Блаватской, я была потрясена. Из рассказа лектора было также очевидно, что ей самой не чужды представления о тонком мире и у неё есть собственный мистический опыт, так называемые мистические переживания. Она показалась мне чрезвычайно интересной во многих отношениях.
 
После лекции  я решила побеседовать с женщиной, преподавшей нам столько нового и интересного. Я представилась и сказала, что меня заинтриговал факт родства Лермонтова и величайшего эзотерика всех времён Блаватской. Я сказала также, что перевела более десятка книг по эзотерике, поэтому так заинтересовалась её лекцией. Теперь настала очередь удивиться моей собеседнице. Она стала расспрашивать меня, для кого и какие книги я перевела, сетовала, что ей до всего приходится “доходить” самостоятельно, что в коллективе единомышленников эзотерические знания усваиваются значительно проще. Мы проговорили очень долго. Часы пробили уже десять вечера, и только тогда я вежливо попросила разрешения закончить нашу затянувшуюся беседу. Мы обменялись электронными адресами, но я потеряла листочек, на котором делала записи. Какая непростительная оплошность! А ведь у неё есть даже своя страница на Прозе.ру!

Всегда приятно и полезно узнавать что-то новое. Мир вокруг так интересен и многообразен, что познать всё, конечно, невозможно, но если удаётся увидеть или услышать что-нибудь ранее не известное, не прикладывая к этому никаких усилий, как в санатории, то это просто здорово!


 


Рецензии
Алла, добрый день! Вы всегда пишете интересно, очень информационно.
Но в отношении родства Лермонтова и Блаватской возник вопрос. Я последнее время искал информацию про Лермонтова, готовлю публикацию, и ничего не встречал.
По своей дотошности опять просмотрел сведения в интернете - кроме одной фразы в Дзене "как считают многие историки и биографы, дворянские предки Лермонтова и Елены Блавацкой - были близкими родственниками" ничего не обнаружил.
Я не считаю серьёзными рассказы экскурсоводов, они много прикрашивают недостоверными данными, чтобы заострить интерес экскурсоводов. Как и ряд "историков" пытаются что-то подбрасывать, как открытия.
Если Вы что-то знаете глубже, буду благодарен.

С уважением, Александр

Александр Сергеевич Трофимов   27.06.2023 07:25     Заявить о нарушении
Вики Теософия даёт справку о родословной Елены Петровны:
- Прямым предком Е. П. Блаватской, по материнской линии, был видный дипломат своего времени Сергей Григорьевич Долгоруков, брат члена Верховного Тайного Совета при Петре II Алексея Григорьевича Долгорукого. Сергей Григорьевич был прадедом Елены Павловны Фадеевой-Долгорукой (бабушка Блаватской) и прапрадедом Елены Петровны Блаватской.
Спасибо.
С уважением,
Алла.

Алла Валько   28.06.2023 00:06   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.