Трагедия на Вуоксе

               Фото из интернета, спасибо Автору. Лосевский порог в нижней части.
 
                Из цикла «Соревнования по ТВТ»

    В городской клуб пришло приглашение на участие в соревнованиях на открытом первенстве Ленинграда. Соревнования проводились среди коллективов ФК, поэтому сборные городов не участвовали. Приглашение вместе с письмом Облсовета переслали на завод: наша команда в тот период претендовала на ведущую роль в Свердловске.

    Команда – три экипажа: два мужских и смешанный. На этот момент не было сложившихся экипажей: все кормовики выступали с новичками, на каждом старте с новыми. Гнались за массовостью, на соревнования смотрели как на способ повышения техники туриста-водника. Перекраивали экипажи как могли. Поэтому собрать хорошую команду не получилось: не смогли поехать наши лучшие байдарочники.
    Экипажи получились экспериментальные, только один был схоженым. Я должен идти с Сашей, выступавшим на городских соревнованиях, но в других экипажах; со мной в байдарке  он не сидел. Смешанный экипаж составили супруги, Галя и Слава, тоже из разных экипажей.
 
    В клубе нам предложили байдарку RZ и мы не подумав, согласились. Знали, что она маневренней наших «Салютов», но наши ребята в нее, ни разу не садились. Лишь я со Славой уже выступали на «эрзетке» год назад на Риони, можно сказать, опробовали её. Причём, неудачно.
Затмение нашло на нас: на «Салютах» мы бы выступили более успешно.

    Едем поездом, на самолет завод пожалел денег. В Ленинграде с Московского вокзала перебрались на Финляндский и там обнаружили, что прямой электрички до Лосева нет, предстоит пересадка. Высадились на какой-то платформе и два часа ожидали поезд со стороны Лосева.
    На дорогу ушла вся короткая июньская ночь. Я впервые наблюдал ленинградские «белые ночи». Красиво, светло…, но меня не впечатлило: в Заполярье мне приходилось наблюдать и полное отсутствие ночей.
 
    Добрались, как и рассчитывали в день заезда. Палаточный лагерь участников разместили на левом берегу в устье порога. От платформы пришлось идти через посёлок, реку переходить по шоссейному мосту – через  ж.д. мост проход закрыт, мост охраняется. До вечера успели поставить бивак и собрать байдарки.

     Порог в это время утюжили экипажи гребного слалома на пластиковых каяках и каноэ, после них трассу закрыли. Как я понял, трасса была стационарная, владела ею школа гребного слалома и туристам её предоставили из милости.

    Лосевский порог довольно широкий, особенно в начале слива. Для просмотра ворот, подвешенных у правого берега, нужно перейти по шоссейному мосту, расположенному почти в километре выше. Изучить трассу экипажи не успели, в обычной на соревнованиях, пробной попытке было отказано.

    Для меня  эти старты стали самыми неудачными из всех выступлений на больших соревнованиях.  Закономерно: со своим напарником я ни разу не сидел в байдарке. На что рассчитывал?

    Обернулось всё позорно: при попытке пересечь реку мы перевернулись. Носовик почему-то посчитал, что я под очень малым углом вхожу в струю и гребком довернул байду круче. Поток крутанул судно поперёк реки и накрыл борт. Выправить положение, подставить к потоку днище я уже не смог, просто не осилил. Была попытка встать с воды, я даже вывернул байдарку на борт, но одному справиться не удалось: мой носовик вообще потерял ориентацию и ещё лёжа на боку стремился покинуть судно.

    Так и пронеслись мы по всем сливам. Саша отцепился в середине порога и с помощью страхующих выбрался на берег. Я пытался вытолкнуть байдарку из основной струи к берегу, но её снова и снова затаскивало в дорожку валов. И только у финиша мне удалось выбраться в более слабое течение у левого берега, где мне помогли страховщики на ЛАСе. А дорожка валов на сотни метров уходила в центр Суходольского озера. Болтаться бы мне по этим валам дальше в озере.
 
    Я не особенно расстраивался: завтра предстояла вторая попытка. У меня уже был опыт: на союзных соревнованиях на Кавказе я тоже перевернулся в первой попытке, но на второй прошёл удачно. Правда, излишне осторожничал и занял место только во второй десятке. Но не всегда же побеждать!

    После закрытия стартов, в пороге оказалась студенческая супружеская пара. Они сплавлялись по Вуоксе и перед порогом должны были причалить для обноса. На причаливании не справились, перевернулись. На «Салюте», без фартука и надувных емкостей. И без спасательных жилетов. Девчонку выловили уже в середине порога, её и несло вдоль берега. А вот парень вцепился в байдарку и прошёл с ней весь слив. Уже на входе в озеро ему наперерез помчались оказавшиеся на воде экипажи, но к этому времени байдарка ушла под воду, а голова несчастного последний раз показалась в валах за несколько десятков метров до моего подхода. Я уже готовился выпасть из байды, но утопающего не было видно, больше на поверхности он не показался. Несколько минут мы безрезультатно утюжили затихающие валы. Не хватило какой-то минуты.
На берегу билась в истерике овдовевшая студентка. Её как могли, успокаивали девушки всех наших команд. Я испытывал чувство вины – мог спасти, но не успел.

    К моему удивлению, соревнования не закрыли, на следующий день состоялись вторые попытки. Мой экипаж от второй попытки отказался. Точнее, отказался я, Саше всё было «до лампочки». Он и после с удовольствием рассказывал как «вывез Митрича на Лосевском пороге». Превратил неудачу в анекдот.

    Не знаю, почему я отказался продолжить выступление. Может, понял, что этим экипажем надеяться не на что, может, повлияла разыгравшаяся на моих глазах трагедия. Надо сказать, что наша команда её не видела – занимались хозяйством у палатки. Это я один был на берегу и прыгнул в чужую байду. На трёх байдах мы рванули на помощь, но оказать её не успели.

    Во второй попытке неплохо выступили Слава с Галей, заняли, если не ошибаюсь, третье место в смешанных экипажах. Или близкое к третьему. Через год на этом пороге они стали призёрами первенства России уже в составе сборной Свердловска. Третий экипаж выступил средненько, ну а я получил баранку.
    Впечатлений от поездки было много. Вот только хвастаться было не чем: результат не впечатлял. Для меня он вообще был нулевым. Хотя команда и заняла какое-то место во втором десятке.
                1971г.

    Сейчас я живу в Санкт-Петербурге, до Лосевского порога –  рукой подать. Но съездить туда всё не решаюсь. Надо бы побывать на месте где я дважды выступал в соревнованиях, один раз неудачно, второй, на первенстве РСФСР, вполне успешно. Но при мысли о Вуоксе вспоминаются не удачные и неудачные старты, а эта трагедия и чувство вины: чуть-чуть не успел, секунд не хватило.


Рецензии
Трагедия, хорошо Вас понимаю.
Проходил Лосевский порог один раз в жизни на плоту.
Адреналина в кровь поступает много.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   11.09.2015 13:32     Заявить о нарушении
значит попрыгали по валам!

Анатолий Емельяшин   12.09.2015 23:18   Заявить о нарушении