Авторская песня в С. -Петербурге и гала-концерт

Двенадцатый год в Свято-ТроицкойАлександро-Невской Лавре идут фестивали, самые разные. Но среди них, который вызвал интерес нашей редакции, относится к новому из них - фестивалю авторской песни, проходившему в третий раз в Духовно-просветительском центре "Святодуховский"27 - 28 декабря 2013 года по благословению наместника Александро-Невской Лавры епископа Кронштадского Назария викария Санкт-Петербургской митрополии и получившему название "В начале было Слово". Особенностью этого фестиваля является то, что он проводился в год 300-летия Лавры. Очень образно о современной Лавре сказал её наместник: «Александро-Невская Лавра – это не просто культурная достопримечательность. Это место, где переплелись десятки, а то и сотни исторических сюжетов, это центр духовного просвещения и высокой христианской культуры, расположенный в самом сердце северной столицы, призванный напоминать петербуржцам (да и всей нашей стране) «кто они, откуда они, и куда идут».

Не могу не остановиться на краткой исторической справке создания Лавры. Ещё весной 1704 года Петр Великий выбрал место для будущего Петербургского монастыря. Оно, как и все пространство нынешнего Петербурга, было покрыто болотами и лесом и требовало для своего устройства большого труда и времени. Между тем, не прекращавшиеся военные действия в борьбе со шведами за обладание устьем Невы не давали возможности приступить в скором времени к осуществлению мысли об основании в Петербурге монашеской обители.
Александро-Невский монастырь был задуман Петром как образцовый. Здесь он желал претворить в жизнь свою идею "утилитарного" использования монашества для служения миру - он замыслил монастырь как благотворительное, исправительное, учебное и лечебное заведение. В нём предполагалось устроить приют для увечных и отставных воинов, для инвалидов Северной войны, душевнобольных, создать при нём госпиталь, в котором должны были нести послушание все иноки, а так же учредить лечебно-исправительное заведение для принудительного лечения пьяниц. Но эти намерения так и не были осуществлены в будущем. Жизнь и время распорядились по-иному. Иначе осуществление всех этих проектов противоречило бы самому смыслу монастыря, как источника духовного света и образца праведной жизни, где главное дело монашества - молитва.
Когда, со взятием 13 июня 1710 г. Выборга была достигнута безопасность столицы со стороны ближайших границ, Государь, будучи в Петербурге, в июле этого года "осматривал место, где быть строениям". Тогда и указано было "непременно на том месте быть Монастырю". Определено было именовать монастырь "Живоначальныя Троицы и Святого благоверного Великого князя Александра Невского" и быть по правую сторону Черной речки (первоначально Монастырка, так же как и река Волковка, была частью Чёрной речки). Упоминание об этой реке имеется еще в летописях 1500 г.

Обитель на берегу речки с первых лет существования Петербурга и поныне является ее "градообразующим" объектом, наравне с Петропавловской крепостью и другими старейшими постройками северной столицы, созданными гением Доменико Трезини, самого востребованного архитектора петровской эпохи. Почему Петр Великий столь уверенно наметил это место в зарождавшемся городе, дает ответ бытовавшая тогда легенда - здесь отряд новгородцев и ладожцев во главе с князем Александром Невским наголову разбил шведское войско. Однако днем рождения Лавры считается 7 апреля (25 марта по старому стилю) 1713 года, когда была отслужена первая Литургия в Благовещенской церкви - первой постройке монастыря. С тех пор святой благоверный Александр Невский считается небесным покровителем града Петрова, а слово "победа" сопровождает его все три с лишним века его яркой и драматической истории: это единственный город из когда-либо имевших статус столицы государства российского, в который никогда не ступала нога неприятеля.
30 августа 1724г., в третью годовщину Ништадского мира, согласно Величайшему повелению, останки св. князя Александра Невского из древнего Владимира были торжественно перенесены в Петербург. В Усть-Ижоре, у места Невской битвы, процессию встречал сам Петр. Ближе к столице к ней присоединились празднично украшенные галеры царской свиты во главе с "ботиком Петра Великого" - родоначальником русского флота. Под пушечный салют и колокольный звон рака с мощами была помещена в освященную к этому событию монастырскую церковь св. Александра Невского.

После советского периода, с 1996 года  в Александро-Невской лавре начался процесс возрождения монашеской общины. Окончательная передача всех зданий Лавры Церкви состоялась в 2000 году. Наместником Лавры с 1996 года стал архимандрит (с 2009 года - епископ Выборгский, с 2013-го - епископ Кронштадтский) Назарий (Лавриненко), активно занимающийся восстановлением Лавры. За это время было сделано многое: отреставрировано 10 тысяч кв. м помещений; заменено около 300 окон, 46 из которых находятся в Свято-Троицком соборе; иконописно-реставрационной мастерской Лавры было создано 11 иконостасов, расписаны 3 храма, 1 часовня, сделано 12 проектов храмового убранства. Более 1000 икон было написано работниками иконописной мастерской Александро-Невской лавры.

И работы по дальнейшему развитию Лавры продолжаются. 28 декабря становлюсь свидетелем установки шестого по счёту колокола в звонницу главного храма. Подготовительный этап работ, связанный с установкой крана перед входом в храм и крепёжными работами длится около 3 часов. За это время собирается много людей, желающих стать очевидцами события. Они подходят к колоколу, шепчут молитвы, крестятся и притрагиваются к нему. Подхожу к нему и я, притрагиваюсь к холодному литью. На мой вопрос крановщику «сколько весит колокол» он отвечает, что вес его равен одной тонне и семьсот килограмм. Сам процесс подъёма колокола и водворение его в звонницу составляет около получаса. Все работы проходят штатно.

От прочитанного, услышанного о Лавре, и увиденного мною в последующем складывается чувство гордости за нашу историю. Поэтому считаю для себя высокой честью быть приглашённым на фестиваль в Лавру в качестве гостя и члена жюри и разрешённого самим наместником проживание в гостинице паломников. Предстояло выполнить две основные задачи: первую - описание всего происходящего, беседы с коллегами, в том числе интервью у творческих личностей, священников; вторую – непосредственное участие в работе жюри и в гала-концерте. Конечно, надо ещё было обязательно посмотреть на предновогодний Петербург. И на всё это мне отводилось два дня. Успею ли? Должен успеть. Надо просто сменить беготню одного мегаполиса на другую. Обычное дело для репортёра.

Утро 27 декабря, Московский вокзал. Мой поезд прибывает по графику, время – почти девять часов. В Москве в это время начинает сереть, здесь же до рассвета ещё два часа. Ничего не поделаешь, север, зато летом здесь ночи белее. В остальном никакой разницы не чувствую. Суета вокзальная везде одинакова. Переходы здесь, правда, подлиннее будут. Идёшь-идёшь, и никак не удаётся от толпы оторваться. Иду так, будто по Москве, уверенно, никого не спрашивая, в общем, ощущаю себя настоящим петербуржцем. А всё потому, что накануне отъезда посмотрел маршрут в Интернете, он оказался простым, как говорят на Руси «всё прямо и прямо». Одна остановка на метро и вот вам Площадь Александра Невского, выхожу из метро, перехожу площадь, небольшой мост через речку Монастырку и… передо мной она – Лавра.

Быстро нахожу гостиницу паломников. Мне на второй этаж, но на время задерживаюсь на первом, так как очень вкусно пахнет свежим хлебом. Оказывается, здесь продаётся только что испечённый монастырский хлеб. Уже не пропаду. Хлеб – всему голова. У горничной узнаю, что меня ждали, но на завтрак в трапезную я уже опоздал. Не беда. Осматриваю номер. Он вполне меня устраивает. На тумбочке возле окна лежит библия. Всё скромно, по-суворовски и аккуратно. Отсутствие телека, радио и интернета, а, следовательно, надрывающей рекламы меня радует. Наконец-то отдохну в тишине. Её так порой не хватает.

Однако отдыхать с дороги – роскошь в моих условиях. Вскоре с нетерпением выхожу проветриться на улицу. По рекомендации горничной заглядываю в подвальчик монастырского кафе. Вкусно пахнет выпечкой. В пост чашка чая с горячим пирожком приличного размера с картошкой и грибами явно поднимает моё настроение. В небольшом зале очень уютно. На широкоформатном экране на стене демонстрируется видеофильм, посвящённый 300-летию Лавры, комментирует который Юрий Шевчук.
Немного отдохнув, выхожу в город и незаметно оказываюсь на площади перед памятником Александру Невскому. Контуры фигуры полководца и его коня ещё недостаточно проявляются в отступающей темноте. Около одиннадцати утра. Тепло. Снега совсем нет. Невольно на ум экспромтом приходят строчки, которые быстро записываю в блокнот:

Что с погодою творится,
Кто стоит при ней на стрёме?..
Толи осень беленится,
Толь зима в ленивой дрёме.
Или тучи вдруг проспали,
И метель в застое с вьюгой…
Может, силы их упали
Или ветер сбрендил с юга?
Странно… в северной столице
Новый Год встречать без снега,
Без румян в морозных лицах,
Без снежков, саней и меха.
Но без всякого обмана,
Только свет скользнёт в окне,
Вдруг из синего тумана
Князь предстанет на коне.
Зоркий взор присущ натуре -
Быть угрозам ли извне?
Конь под стать его фигуре…
Кони нынче все в цене.
----------------------------------------
Нет! Всё ж время божье мудро,
Как есмь Альфа и Омега…
Припоздало только утро,
Это ж север, но… без снега.

Людей на Невском мало, на тротуарах непривычно просторно и необычайно чисто. Впечатляет. Нет, это - к, сожалению, не Москва. Отнюдь, я не изменяю своей столице, но всё же в ней родной - суеты, толкотни и шума поболе будет. Звоню руководителю фестиваля Лилии Стариковой и сообщаю ей о своём благополучном приезде и устройстве в гостинице. Она радостно приветствует меня и советует до вечера время использовать по своему плану и посмотреть город и Лавру, а к 18.00 быть в духовно-просветительском центре для работы в составе жюри. Продолжаю прогулку и стараюсь, как можно, больше пройти и посмотреть. Приближение Нового Года чувствуется на каждом шагу. Захожу в мини-маркет купить что-нибудь к чаю. В магазине один из покупателей, атлетического вида мужчина, предлагает мне свою карту со скидкой в 5%. Не знаю, как реагировать. Кассирша смеётся, говорит, пользуйтесь, коль дают, берёт карту из рук мужчины и мне удаётся сэкономить несколько десятков рублей. Понимаю, перед Новым Годом, у многих появляется желание дарить добро. Не люблю ходить в должниках и дарю мужчине свой авторский диск. Расстаёмся друзьями, но пора возвращаться в Лавру.

В Лавре проживает много паломников и лучше о них может рассказать священнослужитель, отвечающий за организацию паломничества. Беседа с начальником паломнической службы Лавры иеромонахом Антонием (Простихиным) оказалась очень интересной и полезной. Я попросил его высказать своё мнение о деятельности паломнической службы Лавры и поделиться мнением о предстоящем фестивале.

Он мне рассказал, что православная паломническая служба Александро-Невской Лавры создана в 1999 году с целью организации однодневных и многодневных паломнических поездок по святым местам России и зарубежья, экскурсий по Санкт-Петербургу с целью просвещения, участия в богослужениях и таинствах, ознакомления с духовным наследием Русской и Вселенской Православной Церкви, а также с церковной жизнью приходов, деятельностью подвижников благочестия, историей православных монастырей, историческим и культурным наследием, с памятниками церковного искусства, иконописи и зодчества. Мы считаем, что наряду с верностью многовековым традициям паломничества необходимо реформировать и техническую сторону коммуникаций, идя в ногу со временем.

Согласно проведенным маркетинговым исследованиям, лидерами по посещаемости паломниками являются храмы и монастыри г. Санкт-Петербурга, Ленинградской и близлежащих областей: Александро-Свирский и Введено-Оятский монастыри, Тихвинский и Псково-Печерский монастырь, известные своими святынями, а также Святая Земля (Израиль). В то же самое время, присутствует большой интерес к истории и современности Александро-Невской Лавры, особенно в памятные дни трехсотлетия древнейшего монастыря Санкт-Петербурга.

В юбилейный год расширилась и география туров. С марта этого года служба предлагает паломникам новые программы и направления поездок по святым местам общемирового значения: Святой Земли, Турции-Византии, Европы, Синая-Египта, а также круизы на комфортабельных теплоходах по местам Северной Фиваиды (Городец-Горицы-Ферапонтов монастырь-Санкт-Петербург), на остров Валаам.
Экскурсии проводятся насельниками обители, а также опытными православными экскурсоводами; в зарубежных поездках паломников и туристов обязательно сопровождают священнослужители. Паломнические поездки по святым местам (в отличие от обычных туров) способствуют объединению и укреплению в вере православных людей. Участие в паломничестве — не только ознакомление с историей, традициями православных приходов, но также и посильный вклад в возрождение святых обителей.
Для приходов, епархий, религиозных общин (религиозных объединений граждан) и корпоративных групп разработана система специальных предложений. Верность традициям паломничества и современный подход к условиям поездок являются нашим кредо! Индивидуальный подход — к каждому участнику паломнической поездки!

Далее иеромонах Антоний остановился на проблемах паломничества и религиозного туризма. Паломничество и туризм, как виды туристкой деятельности, так он считает, должны иметь строгое разграничение. Паломничество и туризм — несопоставимые вещи, смешивать их нельзя и организовывать паломническую деятельность должны только религиозные организации. Также, по его мнению, на паломничество должны распространяться налоговые льготы, а экскурсоводами в таких поездках могут быть только люди верующие, обладающие широким кругозором и знаниями, в основном это могут быть преподаватели и студенты богословских ВУЗов.
О предстоящем фестивале в Лавре иеромонах Антоний отозвался положительно. Церковь идёт навстречу этим культурно-просветительным мероприятиям, потому что они повышают уровень славянской культуры, в первую очередь, молодёжи, настраивают молодых людей на проведение здорового образа жизни и повышают интерес к православию.

Время нашей беседы незаметно подходит к завершению. А вот уже и вечер. И фестиваль начинается с выполнения конкурсной программы. Но перед тем, как представить участников фестиваля и членов жюри, Андрей Грунтовский произносит слова молитвы и весь зал встаёт. Фестиваль открыт!
В конкурсной программе фестиваля принимают участие известные барды Санкт-Петербурга, в составе жюри - мэтры авторской песни, а так же представители Союза писателей России и Союза композиторов.
Выполнение конкурсной программы проходит на высоком организационном уровне. Все необходимые документы подготовлены и критерии оценок в пяти-балльной системе определены заранее и членам жюри это позволяет объективно и быстро оценивать выступления конкурсантов. Подведение итогов также проходит организованно, а спорные моменты обсуждаются и выносятся на голосование.

Но вот итоги IIIФестиваля авторской песни «В начале было Слово» подведены, дипломы подписаны, награды вручаются победителям.
В номинации "Автор-исполнитель" 1-е место присуждено Игорю Андриенко. 2-е место - Наталье Астраханцевой (Всеволожск). 3-е место получил дуэт "Душевный разговор" - Николай Григорьев, Евгений Логашев. В номинации "Исполнительское мастерство" лауреатами стали Ольга Семенова и дуэт Дарья и Александр Снатенковы (Гамбург). В номинации "Композитор" - Валерий Егоров. В номинации "Верность православной традиции" - Сергей Савин (Выборг). В номинации "Патриотическая песня" - Инна Павловская (Выборг). В номинации "Оригинальность жанра" - дуэт "Берегите тепло" - Анастасия Дубова, Антон Галицкий. Поздравляем наших лауреатов с победой!

28-го декабря в Лавре состоялся гала-концерт, в котором приняли участие члены жюри, гости и лауреаты фестиваля. Члены жюри: Валентин Вихорев - автор-исполнитель, член Союза писателей России, Андрей Григорьев - автор-исполнитель, Владимир Скворцов - поэт, член Союза писателей России, главный редактор журнала "Невский альманах" и информационный спонсор фестиваля; Борис Краснов - поэт, автор-исполнитель, член Союза писателей России; Ирина Важинская - поэт, автор-исполнитель, член Союза писателей России; Борис Бочаров - автор-исполнитель, член Союза писателей России. Члены оргкомитета фестиваля: Андрей Грунтовский - поэт, прозаик, публицист, художественный руководитель фестиваля; Елена Качаровская - поэт, редактор и секретарь фестиваля; Андрей Стрелков - автор-исполнитель, поэт, администратор фестиваля; Александр Лазарев - поэт, фотограф фестиваля; Алла Левитан - видеооператор фестиваля; Михаил Козырев - автор-исполнитель, звукооператор фестиваля; Наталья - звукооператор фестиваля; Лилия Старикова - поэт, автор-исполнитель, прозаик, член Союза писателей России, директор фестиваля. Гости фестиваля: дуэт Сергей и Елена Батуевы - соруководители студии авторской песни "Берег"; Наталья Гармакова - лауреат фестиваля в 2011 года; Игорь Славич - автор-исполнитель; Владимир Юрков - автор-исполнитель; Вадим Зубов - автор-исполнитель; Людмила Гарни - автор-исполнитель, поэт, член Союза писателей; Игорь Тихонов - автор-исполнитель.

Вот что мне сказал в заключительном интервью о проведенном фестивале его художественный руководитель и поэт Андрей Грунтовский: «У нас в Лавре уже двенадцать лет проводится фестиваль православной авторской песни... Но вот что я заметил: Во-первых, нам совершенно необходимо расширить рамки фестиваля и приглашать авторов пусть и далеких от воцерковления, но в своем творчестве ориентированных на духовные ценности. То есть, в первую очередь на качество поэзии (настоящая поэзия не может быть бездуховной). Во-вторых, нам (а инициаторы фестиваля поэты и авторы исполнители – я, грешный, и Лилия Старикова) хотелось бы вернуть авторскую песню к её славным истокам… Конечно, песня (как и вся поэзия в целом) в настоящее время не так востребована, как в шестидесятые-семидесятые… но, - вода камень точит. Современные фестивали авторской песни представлены в большинстве случаев исполнителями… Поэтому мы решили сделать новый фестиваль и назвать его «В начале было Слово». Таким образом, обратить внимание на обе темы: на первичность поэзии для авторской песни и на первичность духовности…
Что же показал фестиваль? А то, что авторская песня не умерла, как говорят иные, что она еще востребована и не погибла в шоу-бизнесе эстрадных песен… Конечно, надо еще много работать… Безусловно, поэтическое восприятие нашего зрителя за последние тридцать лет деградировало… но не погибло вовсе. Наше время требует новых песен, настоящих, высокодуховных, покаянных, публицистических, лирических… Словом, лозунг шестидесятых: «Требуется песня!» - не устарел. И требования к новой песне завтрашнего дня будут еще выше».

Всё это правильно, песня востребована, и можно говорить, пусть условно, об особой петербуржской её школе, она есть, планка у неё достаточно высокая, потому что на первом месте присутствует духовность поэзии и высокое исполнительское мастерство. Лично на меня оказали существенное влияние такие поэты, писатели и авторы-исполнители, как: В. Скворцов, А. Грунтовский, В. Вихорев, Б. Краснов, А. Григорьев,Л. Старикова, И. Важинская, Е. Кочаровская, А. Ахматов и др. Мне удалось в коротких перерывах пообщаться и обменяться мнениями о фестивале с интересными творческими личностями А. Голубковым, Н. Червон (Пермь), А. Стрелковым, Е. Захарченко. Был очень рад встрече с нашими избушечниками - Татьяной Бонд и Анатолием Болговым, которые пришли на гала-концерт, причём Анатолий это сделал в день своего юбилея, когда должен был сидеть за столом среди родных и близких. Но границы фестиваля, мне тоже так кажется, надо всё же расширять - эта необходимость заметна невооружённым взглядом. Расширять в смысле географическом, то есть более активно зазывать и другие регионы России. В этом дальнейшее развитие авторской песни существенно выиграет. Только здоровая конкуренция школ способна её оживить.

Второе, я бы не согласился полностью с доводом, что поэтическое восприятие зрителя деградировало. А почему в таком случае нельзя было бы сказать и о самой песне? Настоящие приверженцы авторской песни ей не изменили, они остались, но их становится всё меньше, так как это люди среднего и уже пожилого возраста. Но время то, когда авторская песня и поэзия 60-70 гг., собирали многотысячные аудитории, безвозвратно ушло. В начале девяностых, когда все запреты и установки были сняты, на арену вышел шоу-бизнес. Рок и его разновидности, рэп, попса, шансон и др. стали хобби тысяч. И получилось так, что каждое песенное направление получило свои аудитории и рынки. Когда среди студенческой молодёжи я провожу опрос «кому что нравится», к сожалению, получаю в ответ очень низкий процент любителей авторской песни. А некоторые даже спрашивают «а что это такое?». Кстати критерии её не определены с достаточной ясностью. И поэтому не следует тут уж очень отчаиваться. Просто надо лучше писать, играть, петь, тогда и процент молодёжи будет увеличиваться. Другой вопрос «куда и как пойдёт и будет развиваться авторская песня». Ответ на него – отдельная тема для дискуссий.

Об информационной поддержке и рекламе. Организаторами было сделано многое, они молодцы: в течение двух месяцев информация отражалась на сайтах Лавры и журнала "Невский альманах", кроме того на тридцати различных сайтах и в том числе на таком известном как "Бесплатный Петербург". Реклама шла на Православном радио и на радио Петербург в программе "Личность" - ведущие программ Елена Захарченко и Ольга Виор.  Интернет в наше время не диковина, он объединяет, это понятно, но порою бывает трудно публичному зрителю и творческим личностям, желающим принять участие в конкурсных мероприятиях, всё же найти в этих громадных потоках то нужное, что лежит на поверхности. При этом явно не помешало бы привлечь на свою сторону и телевидение.

В-четвёртых, принимая во внимание со стороны отдельных авторов возможность недопонимания их творчества и обид, не лучше ли выдавать им обычные грамоты «За участие…». Ведь были же спорные моменты у жюри, когда разница в завоёванных баллах конкурсантами была мало заметной. Мы стоим здесь перед дилеммой: с одной стороны надо повышать планку конкурса, но с другой стороны существует риск потерять часть способных авторов в последующих фестивалях.

Следующей особенностью фестиваля была фольклорная составляющая. Андрей Грунтовский назвал этот фестиваль в фестивале: «Фольклор. Двадцатый век». Далее он отметил: «Много лет занимаясь фольклористикой и проводя фольклорные фестивали (уже 23 года провожу их) я обратил внимание на одну особенность фольклорного движения. На сцене фестиваля ансамбли стараются показать наиболее архаичные (аутентичные) песенные образцы, но потом, поле фестивалей – за чаем, или дома или в дороге в экспедиции поются и другие песни: романс (городской и деревенский), тюремные песни, военные песни… А среди этого так называемого «позднего фольклора» - замечательные песенные россыпи. Почему мне показалось необходимым совместить оба фестиваля в одном? – А потому, что авторская песня во многом выходит своими корнями из позднего фольклора. Хочется, что бы наши авторы исполнители познакомились с необычайным богатством народной традиции (а некоторые из них приняли участие в фольклорной программе и весьма успешно). Ну а фольклористам радостно было исполнить песни, которые наряду с обрядовыми, также записываются в экспедициях, но не звучат обычно на фольклорных фестивалях…».

Вглядываюсь в жизнерадостные и красивые лица молодых женщин фольклорного ансамбля «Горница», вслушиваюсь в их напевы и душа, в свою очередь, наполняется необычайной энергией и душевной силой. Как мил и прекрасен спокойно спящий на груди молодой поющей женщины ребёнок.

В заключение своего репортажа мне хотелось бы от имени редакции и себя лично поблагодарить организаторов фестиваля за добродушный приём, а также сказать большое спасибо за фото-поддержку фотографам К. Петровскому и А. Лазареву.

Творческих вам удач и до новых встреч, друзья и коллеги!
г. Санкт-Петербург, 28 декабря 2013г.
Опубликовано в Международном журнале ТУРИСТ №1-2014
фото-отчёт фестиваля приводится в Избе-читальне


Рецензии
Удался, вижу, праздник))

Лев Рыжков   19.11.2014 18:55     Заявить о нарушении
Да, Лев, есть что вспомнить. Спасибо. С ув. ББ

Борис Бочаров   19.11.2014 19:57   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.