Принципы

Отказавшись от третьей чашки чая, предложенной бабушкой моего воскресного ученика, я нетерпеливо барабаню пальцами по столешнице. Молодой человек жует медленно, будто в замедленной съемке, и, похоже, готов съесть еще пару кусков пирога, лишь бы затянуть это чаепитие на кухне и сократить время предстоящего занятия. Насытившись, а может, вспомнив мой принцип: «Позже сели — позже встали», юноша неохотно поднимается и направляется в комнату. Иду за ним.

Каждый свободный уголок здесь облюбован кем-то из классиков мировой литературы: книги повсюду. Усаживаемся за стол, и я почтительно отодвигаю томик Пушкина в изящном переплете, который всякий раз будоражит мое воображение капитанско-библиотекарской дочки. В доме так много хороших книг, что со стороны молодого человека будет просто преступлением не стать великим писателем в будущем.

Смущенно прикрыв бессмертные строки «Евгения Онегина» грамматическим справочником, я молчу, ожидая оправданий по поводу домашнего задания.

— Май диэ тичэ! Хэппи ту си ю!

Далее следует ряд дежурных комплиментов, к которым у меня выработался иммунитет: сессия в моем учебном заведении в самом разгаре. Интуиция подсказывает, что и в этот раз выполнение задания пало жертвой размышлений над судьбами отечества или темой вечной любви. Разочарованная, но не застигнутая врасплох, движением фокусника я достаю заранее приготовленные «карательные» материалы. Ученик смиренно выполняет упражнения, а мне становится стыдно за негуманные меры. В конце концов, он же не проспал и не проиграл в компьютерные игры! Он просто читал Александра Сергеевича, и неважно — Пушкина или Грибоедова. Мысленно ругаю себя за жестокое обращение с юношей, но требую выполнения всех упражнений до конца. Видимо, годы работы преподавателем вызвали необратимые изменения в моей личности, отчасти лишив мою душу жалости и сострадания. Нет, я не могу нарушить свой прокурорско-педагогический принцип: «Незнание или невыполнение не освобождает от ответственности».

Во время разбора новой темы взор ученика остается неясным, как очертания Лондона в дымке и копоти индустриальной революции, но вскоре я замечаю, как просветлело его лицо. «Вот оно! Работает! Наступает-таки момент, когда процесс познания приносит не только страдания, но и удовольствие!» — радуюсь я. Мой пыл, однако, сразу охлаждает мысль о том, что тень улыбки на лице юноши появилась вовсе не от постижения нового аспекта английской грамматики — просто время урока подошло к концу. Ученик начинает театрально благодарить меня, уверяя, что только здесь и только сейчас он понял, что такое СТРАДАТЕЛЬНЫЙ залог.

Я растрогана и не замечаю его иронии. Украдкой смахивая слезу, иду к выходу. Учтивая поспешность, с которой парень провожает меня до двери, возвращает чувство чуть было не утраченной реальности, и я протягиваю ему листочек  формата А4.

— Только это? — ухмыляется хитрец.

— Это список того, что нужно сделать из этой книги, — победно говорю я, потрясая учебником грамматики, который по толщине может поспорить с любым из полных собраний сочинений классиков в этой комнате.

— Все? — возмущается подросток.

— Ну это как совесть позволит! — парирую я словами своего самого эффективного педагогического принципа.

«Он все сделает. Закон для всех один», — с чувством выполненного долга покидаю я комнату своего сына и иду на кухню. Там моя мама, бабушка будущего писателя, наливает чай в большую кружку и тайно мечтает о лаврах пушкинской Арины Родионовны.


Рецензии
Родители по определению не способны обучать своих детей. Нужны посторонние люди.Если уж говорить о принципе -главное здесь воспринимать ребенка, и его способности, и конечно его успехи, или неудачи объективно. А родителям это не надо. Они всегда дорисовывают, долепливают, довыдумывают в своем чаде то, чего в нем нет и в помине.
Это по поводу Принципа.
А написано хорошо. Я даже не знаю в чем дело, каким-то теплом веет...

Игорь Гудзь   07.02.2016 21:57     Заявить о нарушении
Большое Вам спасибо за тёплые слова, Игорь! :-)

Вы правы, конечно, со своими детьми заниматься очень трудно, потому что они все равно не воспринимают тебя, как педагога. Мой сын так максимум, что делает, так начинает со мной договариваться накануне урока английского языка, что я на него не буду ругаться, если он плохую оценку получит! :-) Я ему помогаю по мере необходимости, конечно, но он не любит меня просить о помощи, потому что я начинаю ему дополнительные задания давать. Так что мы с ним не занимался английским языком к моему стыду.
Вы как угадали, рассказ был написан по впечатлениям от занятий с одним из моих самых любимых учеников, который, кстати, сейчас действительно учится в Литературном институте. Уверена, что он станет хорошим писателем. А "теплом" поэтому и веет, что у меня самые тёплые впечатления от тех занятий! :-)

Большое Вам спасибо за отзыв, Игорь! :-)

Варвара Соколовская   08.02.2016 11:53   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.