Отрывок из романа 21

                21
Из-за того, что я стал детсадовский, я намного меньше стал видеться с приятелями и играть во дворе. Зимой только в выходные. В будни возвращались с мамой в темноте, и во дворе уже никого не было. А в другое время года иногда
и вечерами, а  двор жил своей жизнью – «гонял собак».

У меня появилась новая забота, готовиться в школу. Это мама так говорила - пора готовиться в школу, или хватит болтаться по улицам, пора готовиться в школу. Но некоторые моменты подготовки я помню. Мне начали покупать какие-то школьные принадлежности: тетради, учебники, хорошо помню чернильницу-непроливайку и всякое другое. Долго не могли купить ранец. Да и всё остальное покупалось не в раз, а постепенно, то одно, то другое и не потому, что на всё сразу денег не было, а из-за каких то трудностей.
Мама при случае в разговорах вставляла - как трудно мальчика собрать в школу, везде трудности. Когда это в СССР не было трудностей. Но говорилось об этом редко и без возмущения (главное чтобы не было войны), народ то был привычный (войну пережили и это переживём). Не знаю почему, но в разговорах она меня называла мальчиком.
Вот мальчику ботиночки по случаю купила, мальчику скоро в школу идти, мой мальчик заболел. Когда звала домой и дома говорила Коля, а так мальчик, да мальчик. Хорошо хоть прозвище не дали пацаны. А отец говорил сын (какой у
меня сын растёт). Звал конечно и Колей, а когда сердился и Колькой, но больше сыном, тоже с прозвищем пронесло.

Так вот задолго до школы начав эту самую подготовку к школе, мама боялась не успеть.
И правда, пенал мне купили за день до первого сентября. Деревянный, покрытый лаком с отодвигающейся крышкой с отделениями для ручки, карандаша, перьев, резинки. Долго было стыдно, что у всех уже давно есть, а мне ёщё не купили.
Уж леса то в стране в смысле древесины больше всех в мире было, а пеналов не было.
Из нашего двора со мной в первый класс собиралась только одна девочка и друг Равиль. Равиля не взяли, на первое сентября ему не исполнилось семь полных лет. Было обидно и ему и мне, мы уже договорились сидеть за одной партой.
А с Людой Квашниной мы попали в один класс. Хорошо, что не посадили вместе, во дворе надоела.

Главным же действием  всей подготовки к школе был пошив мне костюма в ателье
в Новосибирске. Школьная форма тогда существовала, но очевидно строго не спрашивали иначе бы мама никогда бы не решилась отступить от правил. Всегда делала, как скажут или как положено.
И вот отпрашиваясь с работы, пораньше забирала меня из садика и мы с ней
ехали на троллейбусе или шли пешком в ателье. Мне это слово не нравилось, как и не нравился дядька портной. Позже я узнал, что есть национальность евреи,
а в то время и в той местности проскакивало слово жид. Я не знал про первых и что означает второе, но когда мама на примерке спросила нельзя ли побыстрее закончить с пошивом, портной возмутился - дама ви хотите бистрее, или рукава одинаковие. На меня этот говор произвёл впечатление. На улице я спросил маму, почему этот дядька обругал её дамой. Мама что-то объясняла мне, но я сказал, что дядька всё равно плохой и я не хочу к нему больше ходить. Дело было летом 1965 года и закончилось через 4-5 примерок вместе с выпуском из детсада. А о том портном иногда напоминают фильмы, где слышится одесский говор.

В первый поход в ателье, скорее всего это было в субботу, мама была в белом, однотонном, приталенном  платье без рукавов, в белых туфлях-лодочках на высоком каблуке, с причёской типа «бабетта» и с ниткой каких-то бус. Наверное, это был один из самых эффектных летних маминых нарядов почему-то
запомнившихся мне в детстве.
А вообще она одевалась скромно по двум причинам недостаток средств и неумение и нежелание заводить деловые нужные знакомства (блат).  Довольствовалась тем, что есть и не имела склонности к приобретательству, стяжательству и желанию выделиться. Дома имелась швейная машина с ручным приводом и мама часто ею пользовалась. Шила и перешивала на всю семью.
Выписывала журналы с выкройками и что-то мастерила, а конкретно уже не помню.
Отец тоже умел пользоваться и шил даже из кожи и брезента. Помню чехлы для ружей, патронташи, сумки, маскировочные халаты для охоты и даже палатку.
В школьные годы они и меня научили по моему желанию, что-то я шил для уроков труда и для утренников.   


Рецензии