Русский либерал-идеолог о святости и честности

Н.А. Бердяев в статье "О святости и честности", написанной в годы Первой мировой войны (еще до февраля 1917), еще до Гейзенберга и Бора сформулировал принцип дополнительности: "Приходится с грустью сказать, что святая Русь имеет свой коррелятив в Руси мошеннической. Это подобно тому, как моногамистическая семья имеет свой коррелятив в проституции. Вот этот дуализм должен быть преодолен и прекращен".

Здесь им поставлен как бы основной вопрос в условиях современной ему России, и я бы сказал словами классика, "бывают странные сближенья": святость и моногамность - с одной стороны, мошенничество и проституция - с другой. Видимо, это легкий намек на "распутинщину", явление, как теперь доказано, существовавшее более в нечистом воображении тогдашней спекулятивной журналистики и гнилой части общества, в основном привластных искателей материальных благ.

Далее Бердяев заключает в духе своего обычного либерально-креативного мистицизма: "Нужно вникать в глубокие духовные истоки наших современных нравственных язв. В глубине России, в душе русского народа должны раскрыться имманентная религиозность и имманентная мораль, для которой высшее божественное начало делается внутренне преображающим и творческим началом. Это значит, что должен во весь свой рост стать человек и гражданин, вполне свободный. Свободная религиозная и социальная психология должна победить внутри каждого человека рабскую религиозную и социальную психологию. Это значит также, что русский человек должен выйти из того состояния, когда он может быть святым, но не может быть честным. Святость навеки останется у русского народа, как его достояние, но он должен обогатиться новыми ценностями. Русский человек и весь русский народ должны сознать божественность человеческой чести и честности. Тогда инстинкты творческие победят инстинкты хищнические" (конец цитаты).

"Вашими бы устами да мед пить. Может, Вы и метод знаете, чтобы так и случилось?" - хотелось бы спросить Бердяева словами другого классика. И только ли это "русский" вопрос?

Бердяев надеялся, что Великая война, обострившая проблемы народной жизни, заставит народ перемениться или подскажет конкретные пути. Комментарии насчет исторически найденного, точнее, все еще не найденного, ответа на этот вопрос были бы слишком пространными.


Рецензии
Ну, я так и не понял, Петр, что же ты сказал, а, главное, хотел сказать.
Ну, да и ладно.
Но обрати внимание на некую совершенно невменяемую прозаистку по имени
Елена Конюшкова и ее полемику с Бердяевым.
Конюшкова ведет полемику с Бердяевым (ржу нимагу), которого нет, и который в силу этой причины не может размазать ее по стене.
Это я шучу, конечно.
Бердяев был настоящим русским интеллигентом. Таких уже больше нет.
По крайней мере, уровня Бердяева, у нас с тех пор мыслителей так и не появилось, и похоже, что и не появится.
Так вот, Конюшкова эта. Идеалы гуманизма для Бердяева несущественны. Так Конюшкова думает. У этой наглой особы "нет оснований подозревать его в гуманизме". Какова?
А еще Бердяев испытывает иррациональную ненависть к русскому народу.
Он у него и свинский, и ленивый, и ничего не смыслящий, и даже такой, что и повторять неприлично.
"Я не могла быть знакома с тем народом, о котором он писал" - самозабвенно врет Конюшкова, забыв взглянуть на себя в зеркало.
Привет, Кот.

Кот Базилио 2   13.06.2015 10:54     Заявить о нарушении