От эвакуации до репатриации Глава1

ОТ ЭВАКУАЦИИ ДО РЕПАТРИАЦИИ. Глава 1.                часть 1.СТАЛИНГРАД.Я родился в конце июня 1942 года в Сталинграде.Мой отец воевал на фронте ,а мы с мамой жили в доме у дедушки,там же жили и моя бабушка и мамина младшая сестра.Дом находился не далеко от железнодорожного вокзала.Фашисты наступали и город всё время бомбили.Стёкла в окнах от разрывов были разбиты и завешаны кусками простыней.В бомбёжку мама меня на коляске катала из комнаты в комнату,так ей было спокойней.Бабушка простаивала в длинной очереди,что бы получить положенный на семью хлеб по карточкам.Очередь занимала с ночи...Бывало,что хлеб заканчивался и оставались без еды.Дед,которому было 62 года работал грузчиком на пристани и удавалось добыть пару луковиц или тройку картофелин,которые доставались маме потому что она кормила грудью ребёнка.В сентябре начались сильные ветра,стало очень холодно,печи топить было нечем.Бомбёжки становились всё чаще,не было покоя ни днём ни ночью да ещё ранние холода...Дед где то добыл мешок угольной пыли и удалось нагреть одну комнату в которой все прятались от холода.Семья стояла в очереди на эвакуацию и дед с младшей дочкой каждый день ходили отмечаться.Было очень тревожно,ходили слухи,что немцы уже пытаются форсировать Волгу и стянули множество танков и артиллерии.К бомбёжкам прибавились и артобстрелы...От разорвавшегося снаряда на пристани дед получил ранение в ногу и то ли по несчастью,то ли по счастью семья получила пропуск на баржу,которая отправляла беженцев до Астрахани.Спешно собрались, напялив на себя потеплее,взяли оцинкованое корыто в котором была моя постель и пелёнки,дед взял самое дорогое-зингерскую швейную машинку,бабушка по пропуску получила на три дня хлеб.Дед променял золотое кольцо на 2 литра спирту и купил 4 сахарных свёклы и полтора кг.манки.вот и всё с чем попали на баржу.Спирт был в четырёх грелках,которые держали за пазухой,как самое дорогое.Барж было три и на каждой по несколько сот людей,в основном старики и дети,которые держались семьями.Баржи были замаскированы еловыми ветками и плыли только ночью,а днём стояли у берега поросшего лесом.На четвёртые сутки только наша баржа добралась до Астрахани,две другие подверглись бомбардировке и погибли...Люди были измотаны и голодом и холодом и страхом от постоянных обстрелов.В Астрахани не далеко от речного причала проходила железнодорожная ветка.По ней паровозик подвозил теплушки-такие вагоны длиной 20 м.внутри которых была настелена солома.В такую теплушку помещали человек по 50 и наполнив увозили за 10 км,где формировался состав из 30 вагонов для отправки в Среднюю Азию.Деду удалось занять край вагона -три метра.Загородили простынью привязанной к верёвке натянутой поперёк вагона и получилось ,,купе,, на всю семью.В Астрахани беженцам выдали хлебные карточки,которые можно было отоваривать каждые четыре дня на определённых станциях.Двое суток стоял наш состав на запасном пути ,а мимо шли длинные составы с солдатами,на платформах везли танки и артиллерию.В их теплушках играла гармошка,пели песни,они не знали какой кошмар их ждёт впереди...На третьи сутки наш состав пополз,люди все были и испуганы,многие больны и все голодали,никто не знал,что их ждёт впереди.Переговаривались тихо,двигались медленно,не было сил.Мама с сестрой с поля натаскали соломы ,лежать на постеленом было мягко,но ночами очень холодно.Меня из ванночки вытащили и в ней держали воду,на станциях набирали кипяток для которого дед у кого то выменял трёхлитровый бидон.На разных пунктах простаивали сутками,собирали в степи сухие кусты,разводили костёр и варили маме жиденькую манную кашу приправленную сахарной свёклой,а остальным какую то мешанку из продуктов,которые удавалось добыть деду,на что он оказался очень удачливым.Около 10 суток добирались до Кизил Орды за эти дни только в нашей теплушке трое умерли от голода и болезней.Здесь мы узнали страшную весть,что немцы прорвали оборону и рвутся к Сталинграду.Мы были свидетелями сколько войск, состав за составом, двигалось в Сталинград,чувствовалось,что назревает грандиозная битва.В Кзыл Орде получили паёк -две буханочки хлеба,похожего на мокрую глину,но и этому были рады и это на 4 дня...Пассажиров теплушки коснулась новая беда-начали заедать вши.Они прыгали с одного на другого и не было никаких средств борьбы с ними.Два раза натаскали кипятку и удалось помыться,у деда сильно гноилась рана,но он терпел и не жаловался.На станции Арысь дед купил рыбу наварили уху и первый раз поели приличную еду.Мама многие годы вспоминала,что ничего вкуснее не помнит.                часть2.УЗБЕКИСТАН.На 18 сутки наш состав прибыл в Ташкент.Отсюда беженцев развозили по разным городам Узбекистана и состав стоял на станции товарная у посёлка Шумилова.Семьям выдали на каждого по горячей лепёшке.Они были из черной муки с отрубями,но очень вкусные.Привезли фляги и каждому дали по косе (национальная тарелка конической формы)супа из картофеля с чечевицей,а детям по косе горячего молока !!!Вот вам и Ташкент-действительно город хлебный.Наш вагон был распределён в город Самарканд !Так я в возрасте 5 месяцев на целые 58 лет попал в самый дорогой и милый моему сердцу город САМАРКАНД !На вокзале нас встречали толпы местных жителей,били в барабаны,танцевали,казалось,что здесь нет этой смертельной войны.Угощали кусочками лепёшек,предлагали жильё.Дедушка договорился и хозяин нас на арбе запряжённой осликом повёз по чёрной дороге в старый город.Мама со мной и сестрой забрались на арбу,а дед с бабушкой и хозяином шли рядом.Хозяина очень интересовала швейная машинка и корыто в котором я лежал,похоже таких вещей здесь не знали.Нам предложили комнату в 14 кв.метров около которой находился навес,двор был квадратный и в нём жили ещё две семьи звакуированных.По сравнению с углом в теплушке эта комната казалась дворцом.Наш двор располагался не далеко от развалин старинной мечети Биби Ханым, а вокруг её располагался громадный базар,на котором чего только не продавали.Среди эвакуированных было много поляков и евреев ,слышилась речь на идиш ,а так как и мой дед был евреем,он быстро сошёлся с людьми.Дед решил семьёй печь пирожки и продавть их на этом базаре.Хозяин дал нам керосинку,несколько кострюль и казан.Дед выменял на спирт,который здесь ценился даже очень,мешок муки,мешок картофеля,бутыль посного масла.И дело пошло.Бабушка жарила пирожки мама с сестрой их продавали и оставались деньги на скромную,но сытую жизнь.Здесь была местная баня не далеко от комплекса Регистан и все стали периодически мыться,что позволило избавиться от вшей.Но мама в декабре заболела сыпным тифом.Её положили в больницу,она умирала.Врач поляк говорил,чтобы её спасти нужен сульфидин,но где его взять ???Опять помог спирт,дедушка нашел через знакомых этот сульфидин и маму вылечили.Молоко у неё пропало и меня шестимесячного кормили мучной кашей на молоке,которое дедушка покупал для меня.Я от такого питания очень растолстел.Пососедству жили много узбекских семей,эти люди были очень гостеприимными и добрыми.Если соседи варили какую еду,обязательно тарелку несли нам и угощали.Если чего то не хватало,спрашивали соседей и они помогали решить проблему.                часть 3.ГЛАВА СЕМЬИ.В маминой семье всем самым важным заправлял её отец.Он был из знатного рода,который проживал в Смаргони,некогда Польском городе.Окончил приходскую школу и учился на финансиста.Были очень тяжелые годы перед первой мировой войной и он пошел работать хлебопёком.От отца получил небольшое наследство и стал ростовщиком-давал деньги под проценты.В 1915 году у него было двое детей и жена от родов третьего ребёнка скончалась.Ребёнка врачи спасли,а мать не смогли.С троими детьми он женился на девушке из очень бедной семьи,которая была младше его на 17 лет.Семья вначале перебралась в Минск,но там были страшные погромы .Уже в 1917 г.родилась моя мама и дед перевёз семью в город Царицын.Там он купил большой дом и устроил пекарню.Пекли булочки,пирожные,пирожки и в лотках торговали этим в людных местах.Пережили революцию,гражданскую войну,но в 1923 году пришли красноармейцы,конфисковали всё имущество и пытались деда расстрелять,как кулака,но он чудом остался жив.Когда началась Отечественная война у деда было шестеро детей,три сына и три дочери.Сыновей от первого брака забрали по возрасту на фронт.Старшая дочь была замужем и жила в Москве про младших дочерей я писал,а младшему сыну было 20 лет и он учился в артиллерийской военной Академии в Ленинграде.Когда устроились на новом месте,дед в военкомате сообщил в каких частях служат сыновья и что младший сын курсант.В первый год получили извещения,что оба сына пропали без вести.Один на Белорусском,а второй на Украинском фронтах.В семье хранили надежду,что найдутся,но они так и не нашлись...Эвакуированным  выдавали только хлебные карточки,никаких пенсий или пособий не было и нужно было самим зарабатывать на жизнь.Вот дед и решил ,чтобы семья пекла пирожки...Все вырученные деньги отдавали деду и он их рационально использовал.Он никаких записей не вёл,а всё было у него в голове.Одежду и обувь всегда покупал носкую,что б хватило на долго.Денег на питание не жалел,крупы,муку,посное масло,керосин покупал сам,а остальное покупала бабушка,она с дочерьми готовили еду,занимались уборкой и стиркой.Дед был очень строгим,никого не наказывал,но слушались его безприкословно,достаточно было одного взгляда.Несколько лет содержали семью выпечкой,но это был очень тяжёлый труд и не сулил хороших доходов.Поэтому дед присматривался к тому,чем занимаются соседи и что пользуется на рынке большим спросом.Соседи шили телогрейки,но такой работой занимались многие и товар спросом не пользовался,если только в сезон холодов.Очень большой спрос был на сапоги.Они были и удобны и не выходили из моды.Руководителей колхозов и других предприятий поощряли выдачей комплекта материалов для изготовления сапог.Но мастеров способных изготовить сапоги было мало.Вот дед и решил взяться за шитьё  сапог.Он в молодости дружил с сапожником и даже помогал ему в этом деле.Начал с того,что разрезал старый сапог и сделал по нему выкройки голенища и нижней части.Он уже покупал инструмент у старьёвщиков имел и лапку и щипцы для затяжки на колодку.Купил несколько пар колодок ходовых размеров и комсоставский набор материалов.Сначала он на машинке сшил заготовку.Возился долго,несколько раз порол и снова шил,но получилась.На колодку оббитую снизу металлом положил стельку ,натянул задник и носок и прибил деревянными гвоздиками в два ряда подошву.Прибил медными гвоздями каблук.Первую пару сапог шил целую неделю.Хоть самому эта пара не очень нравилась,на базаре их купили не торгуясь.Следующие пары и шил быстрее и получались аккуратнее.Несколько сапожников рассматривали дедовскую продукцию и были поражены,как красиво и прочно,толстыми нитками сшито.Они давали делать верх заготовщику у которого была отечественная швейная машина,которая не могла шить толстыми нитками,а у деда была машина SINGER у которой не было конкурентов.Вскоре все сапожники стали заказывать шитьё заготовок деду и он стал ЗАГОТОВЩИКОМ,чем занимался до последнего дня своей жизни.Умер дедушка в 1961 г в возрасте 81 года.                часть 4.РАДИОПРИЁМНИК ,,БАЛТИКА,,.Мой отец, по окончании войны в июле 1945,приехал в Самарканд ,город куда была эвакуирована его семья.Его приняли на работу главным инженером пивзавода.Этот завод представлял пустырь на котором строились корпуса и был заставлен трофейным оборудованием пивоваренного завода вывезенного из немецкого города Дрезден.Многие узлы и агрегаты имели повреждения от массовых бомбордировок,которым подвергся Дрезден и восстонавливать их было не просто.На строительство,восстановление и монтаж оборудования ушли 2 года и первую продукцию завод выдал только в мае 1948 года.Все годы продукция Самаркандского пивзавода славилась и была на расхват.Мы жили на территории завода,папа к празднику 1 мая,получил премию и купил радиоприёмник ,,БАЛТИКА,,.Это была настоящая диковинка,ещё ни у кого такой вещи не было и к нам приходили товарищи отца и соседи  слушали музыку на коротких волнах и удивлялись диковинке !Я учился во втором классе и мне было очень интересно узнать,как в приёмник забираются люди ,да ещё с музыкальными инструментами и из него говорят и поют...Я заглядывал в приёмник сзади.Там была картонная крышка с круглыми дырками через которые я видел стекляные светящиеся стаканчики,по бокам которых бегали голубые огоньки.Папа сказал,что это радиолампы и в них всё образуется.Я даже не мог учить уроки из головы не выходило,как в этих лампах помещается столько людей да ещё с инструментами ???Когда дома никого не было,я отодвинул приёмник,открыл задвижки и снял заднюю крышку.Сердце моё так билось,там стояли и стекляные и железные лампы и штуковина,которая поворачивалась,когда крутишь ручку приёмника.Я крутнул другую ручку,засветилась шкала,зелёным светом загорелся глазок и полилась музыка.Но хоть бы одного человечка,не видел ни кого,но кто же играет ???В домах у людей было радио-Чёрный картонный рупор из которого говорили гундосым голосом,но в радио приёмнике столько всего и говорит понастоящему...И кому я не задавал вопрос,кто же поёт в приёмнике-никто мне ответить не мог.Папа приносил каждый день бидон пива и распив у него поднималось настроение.Мама его ругала:-ты от этого пива раздуваешься,как пузырь,я потихоньку тоже пробовал пивко,но оно горькое,мне не нравилось и я удивлялся,что в нём такого,что мужики кружками хлещут.Папа увидел,что приёмник сдвинут и его крышка вставлена не до конца.-Ты зачем лазил в приёмник ?-спросил он.-Я хотел увидеть тех,которые говорят и играют музыку-сказал я.Папа рассказал,что там никого нет,а когда люди разговаривают изо рта выходят звуки,эти звуки МИКРОФОН превращает в электричество,а на радиостанции ПЕРЕДАТЧИК это электричество превращает в РАДИОВОЛНЫ ,которые летят по всему свету и радиоприёмники их ловят и превращают в звуки.Вот здорово,подумал я,как до такого додумались люди ?А папа сказал,чтобы в этом разобраться нужно хорошо знать математику и физику.Мне очень хотелось разобраться и я с того дня стал считать математику самым главным предметом в школе.В те годы у всех в квартирах были радио точки и целый день бурчал громкоговоритель,то последние известия,то погоду,то о спорте.Это радио я и разбирал и чинил.Как то мне пришла мысль включить радио в приёмник.В нём сзади были гнёзды с надписями-звукосниматель и громкоговоритель.В гнезде громкогов.радио техонько говорило,а когда я включил радио в гнездо-звукосниматель ЭВРИКА,я сделал открытие-что говоришь в радио,приёмник громко повторял.У меня появился МИКРОФОН.Я у радио удлинил провод, выходил с ним во двор и приёмник громко повторял всё,что я говорил и пел.Я рассказал это мальчишкам в классе и несколько стали тоже радиолюбителями !В те годы уже продавали граммпластинки завода МЕЛОДИЯ на 78 оборотов и я приставал к родителям,чтобы купили проигрыватель.Добился этого,когда уже учился в пятом классе и с каждой зарплаты папа покупал новую пластинку.Потом появились пластинки и на 33 оборота на которые помещался десяток песен и даже длинющие рассказы,сказки и театральные постоновки.У меня был самодельный картонажный театр с крутящейся сценой.Я поставил СКАЗКУ О РЫБАКЕ И РЫБКЕ нарисовал много декораций и героев .Сцена освещалась лампочками от батареек и спектакль шёл под граммпластинку.Мои зрители-девчёнки и мальчишки из соседних домов были в ВОСТОРГЕ !!!Этот приёмник стал моим практическим пособием при изучении радиотехники,ведь я с шестого класса не пропустил ни одного занятия радиокружка в Доме Пионеров. В 8-ом сделал довольно сложный переносной приёмник на миниатюрных радио лампах,в десятом появились транзисторы и приёмники стали помещаться в мыльницу.На втором курсе института делал самодельные телевизоры ,один с самым ,на то время,большим экраном и был в нашем городе одним из лучших мастеров по ремонту приёмников и телевизоров.В Казани на производственной практике по окончании 4-го курса, попал в общежитие,где жили трое инженеров -электронщиков.Когда я сказал,что радиолюбитель они надо мной начали издеваться.Попросили посмотреть телевизор в комнате отдыха,который не работал и который не могли починить их умельцы.Я  используя тестер ,нашёл повреждения,попросил детали и паяльник,когда соседи мне эти детали нашли,я телевизор сделал и меня они признали радиолюбителем на равных.Приёмник ,,БАЛТИКА,,я берёг много лет и только в 2000 году подарил его в рабочем состоянии музею промышленно-экономического колледжа в котором работал.                часть 5.ЭТОТ ДЕНЬ ПОБЕДЫ!!!Люди вздохнули облегчённо,наконец закончилась война.Отец вернулся с фронта,мы стали жить в центре города в большой квартире.Мамина сестра поступила в медицинский институт,мама тоже устроилась на работу,а меня определили в детский сад.С большим энтузиазмом люди взялись за восстоновление разрушенного войной хозяйства.Но очень много людей с войны не вернулось.Среди них и два сына моего деда,его младший сын после войны был направлен в Петрозаводск,где женился и много лет работал в военном училище преподавателем.Он с женой часто навещали родителей и летом отдыхали в нашем солнечном городе.После войны дед съездил в Сталинград.Он с трудом отыскал свою улицу,но на ней всё было разрушено.От дома,где жила его семья осталась глубокая воронка.Он на развалинах нашел оторванный набалдашник,который когда то украшал кровать.Этот набалдашник дед привёз и показывая искорёженный металл приговаривал-,,Это стало бы и с нами если б не удалось эвакуироваться,,.Город в котором мы остались жить был многонациональным,но никогда не было никакой розни.Все жили очень дружно.Вместе отмечали праздники,помогали друг другу в трудностях.Особо хочется поблагодарить узбеков.Они в такие трудные годы приняли в свою страну сотни тысяч беженцев,делились с ними последним куском хлеба,а сколько взяли в свои семьи беспризорных детей и воспитали из них хороших людей.В наш город из центра страны было эвакуировано много заводов.Теперь оборудование стали возвращать в свои города,но много заводов оставили в нашем городе.Начали  давать продукцию Самаркандский завод КИНАП,Мотороремонтный завод,КРАСНЫЙ ДВИГАТЕЛЬ,ЧАЕРАЗВЕСОЧНАЯ ФАБРИКА на 4 республики,ВОЛЬФРАМТРАНС,АВТОРЕМОНТНЫЙ.Заработал УЗБЕКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ;МЕДИЦИНСКИЙ ИНСТИТУТ и множество техникумов.Все были при деле и молодёжь и взрослые,везде требовались СПЕЦИАЛИСТЫ.В выходные дни в парках играл духовой оркестр и семьями посещали кино,парки,театр,в областном Доме Офицеров гастролировали любимые артисты.Приезжали Леонид Утёсов,Лидия Русланова,а после фильма Молодая Гвардия выступали молодые -Нона Мордюкова и Вячеслав Тихонов.Жизнь постепенно налаживалась,к каждому празднованию Великого Октября проводили снижения цен.Люди трудились с энтузиазмом перевыполняя послевоенные пятилетки.                часть  6 ДАЛЁКОЕ ДАЛЕКО.После войны всё городское население жило в коммуналках.Общая кухня на четыре квартиры.Здесь у каждого свой угол-стол на котором примус,керосинка или керогаз.К стенке прибит рукомойник,под ним помойное ведро.Уживались мирно.Воевали редко,если только за место,где прибить рукомойник.Уборная была в общем дворе.А в спальнях,под кроватью,у детей и стариков стоял горшок с крышкой.Предметы того домашнего обихода можете посмотреть в музее.Уборная была на пять кабинок,которые закрывались кривыми досчатыми дверями.А стены были шедевром народного творчества.Здесь были нарисованы иллюстрации к камасутре, а написано в борьбе за чистоту такое...Например:-Советская власть запрещает мимо класть.Когда шли в туалет,если кто спрашивал-ты куда,отвечали-иду думать.В общем дворе у каждого был сарай для угля и дров,был отгорожен дворик.В сарае умудрялись держать кур и даже поросёнка.Куры разгуливали в общем дворе и с соседями не ссорились,если только петух по ошибке забрался на чужую курицу,тогда с криками прибегал другой петух и начиналась драка не на жизнь,а на смерть.За водой ходили за 100 метров в колонку.В коммуналках не было не душевых кабинок,ни ванн,не было даже джакузи.Мыться ходили в баню.Бани были в каждом районе города.В банях были общие мужские и женские отделения и номера.В общую билет стоил 1 рубль,детский 50 копеек,а в номер 5 рублей.В баню несли эмалированный таз с бельём на стирку,полотенца,мочалки,мыло.Про шампунь ещё не знали,а то обязательно бы взяли.В общей бане был предбанник с скамейками и шкафчиками для раздевания.Банщица на каждый билет давала оцинкованый таз и замочек с ключём.На ключе был шнурок,которым его,что бы не потерять, привязывали к ручке таза.Меня мама до второго класса водила в общюю женскую баню,и бабы ворчали,его женить можно,а ты в женскую водишь.Они не стеснялись,а я очень стеснялся,был тонкий и мог обернуться мочалкой три раза.Или набирал в таз воды,напускал мыла,и сидел в нём.Я спрашивал маму,почему так много толстых тёток,пузо и сиськи висят до колен.Мама объясняла-это болезнь,называется обжорство.Первый холодильник Саратов купили в 1955 году,потом,через десять лет его мне подарили на свадьбу.А первый черно-белый телевизор КВН у нас появился в 1958-ом.У него был маленький экран и линза в которую наливали пол ведра глицерина.На экран наклеивали плёнку в верху голубая полоса,внизу зелёная,а середина розовая.И получалось цветное кино.Программа была всего одна,когда кино или голубой огонёк со своими стульями приходили соседи.В 1968 году мама получила благоустроенную квартиру,все соседи оказались в одном доме.И нужно бы радоваться,но все скучали по коммуналкам.                часть 7 ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ.                Мама редко посещала родительские собрания или была занята на работе,или я ей про собрание не говорил.У меня все годы был конфликт с учительницей литературы.Она жила не далеко от нас и встречаясь с мамой жаловалась,что я не только не занимаюсь литературой,но безобразно веду себя на её уроках.Мои безобразия заключались в том,что я на уроках литературы решал задачи по математике ,физике,химии заданные на завтра,и в том,что я был идейным противником разбора произведений классиков,считая это праздной потерей времени.Я читал много,но ни за что не стал бы читать,то,что мне кто то пытался навязать.Мои любимые авторы-Марк Твен,Фенимор Куппер,Жюль Верн,Герберт Уэлс,Рейдер Хаггард,Даниэль Дефо,Майн Рид,а из русских писателей мне нравились Тургенев,Куприн,Гоголь и Гайдар.Когда я учительнице литературы в 9-ом классе сказал,что от знаний ваших классиков люди не произведут ни больше хлеба,ни больше тракторов и что не существует никакого соцреализма,а есть просто РЕАЛИЗМ,она со мной перестала разговаривать.А у любимых авторов я перечитал всё,что удавалось найти в библиотеках нашего города.Но я никогда не читал взахлёб,для меня более важными были те конструкции,которые я делал.Мне по наследству достались инструменты от моего беглого папаши  и я ими владел очень не плохо.В школу в кабинет биологии сделал домик Мичурина с садом,долго возился над ульем,ведь сделал точнейшую копию,даже рамки залил парафином и в нём гвоздиком нанес сотни отверстий имитируя соты.Сделал макет морского дна с растениями,рыбами и подсветкой и много другого.В кабинет химии сделал две действующие устоновки по крекингу нефти и возгонке спирта.Но самое большое число самоделок было в кабинет физики и в радио кружке Дома Пионеров.Когда я учился на третьем курсе института и пришел с подругой на традиционный вечер в школу,то на выставке сделанной для гостей было много моих самоделок.Когда заканчивалась четверть у меня по всем предметам были не плохие оценки,но по литературе тройки были только за сочинения,которые сидя на последнем ряду мне удавалось списать.Если учительница литературы хотела мне выставить двойку,то на четвертном педсовете на неё набрасывались учителя математики,физики,химии ,биологии,для которых я был лучшим учеником и она ставила тройку.Я закончил школу и в аттестате зрелости среди большинства пятёрок,по литературе красовалась ТРОЙКА.
В тот год,когда я заканчивал 10-ый класс маме на работе вместе с получкой дали три билета денежно-вещевой лотерееи .Я на них написал имена своё,сестры и слово-удача и засунул в какой то из учебников.Я знал,что буду инженером потому что учителя хвалили,говорили у него ЗОЛОТЫЕ РУКИ.А инженером нельзя научиться,нужно иметь к этому врожденный талант или точнее ген.Такой ген мне достался от отца,который был военный инженер механик и монтировал устоновки для заправки реактивных самолётов топливом.С этим хорошим геном,мне от отца достались и плохие,но я сумел их побороть.Но из-за плохих генов отец нас бросил когда я перешел в седьмой класс.Мы материально нуждались и не смотря ни на что я из Узбекистана мечтал ехать в Россию поступать в знатный инженерный ВУЗ.Когда я сдал выпускной экзамен по химии,в приподнятом настроении ждал маму с работы,чтобы обрадывать её ведь получил уже четвёртую пятёрку.Мама очень была рада.А я напомнил,что хочу ехать в Москву.Она сказала откуда взять денег.Я сказал только на билет туда наберём и я подработаю за июль.Она расстраивалась каждый раз при таких разговорах.Уговаривала поступать в наш медицинский институт.Она говорила там очень холодно зимой и зимы по 8 месяцев и нужно много теплых вещей,которые не только стоят дорого,но и не достанешь.Нам не откуда взять столько денег.Я даже было согласился и подал документы в мед институт.По профориентации абитуриентов пригласили на поточную лекцию по анатомии.В большой аудитории было три группы студентов.Профессор рассказывал о щитовидной железе,показывал таблицы препараты в склянках.Перед его столом стояла ванна накрытая застиранной простынью.А теперь будем препарировать щитовидную железу на трупе.Он вызвал ассистентов они подняли простынь...Они подняли простынь,я был в шоке !В ванне лежал очень разбухший труп женщины.Голова её была наполовину распилена,не было руки,груди,в теле торчали лейки,через которые наливали формалин.Мне стало плохо,потерял сознание.Благо мы жили рядом с горбольницей,где в поточной аудитории это всё происходило.Я забрал свои документы из приемной комиссии и больше меня мама не приобщала к медицине.Этими днями она принесла таблицу с выигрышами по лотереи.Я переискал во всех книгах нигде нет лотерейных билетов.Мама уже махнула рукой Бог с ними.А я вспомнил,что они в учебнике.А у нашего класса была традиция,мы после экзамена оставляли учебники в классе.Я на следующий день пошел в школу,она была заперта на подвесной замок.Но я знал окно в корридоре с давно выбитым стеклом.Влез в это окно ,классы не запирались,ремонт ещё не начинали.Я нашел свои учебники,а в алгебре три лотерейных билета.Я подумал,для поступления в институт учебники понадобятся и все собрал и принес домой.Дома я проверил лотерейные билеты.На тот на котором было написано УДАЧА мы выиграли мотоцикл с коляской ИЖ вот вам и деньги на поступление и борьбу с морозами...
Я не представляю своего детства без Дома Пионеров.Здесь я занимался сразу в трёх кружках-юных электриков ;радио и авиамодельном.Нас в двух кружках обучал инвалид,потерявший на фронте правую руку Николай Валерьянович,какой это был прекрасный педагог и инструктор.Он нас научил читать электротехнические и радио схемы;разбираться в обозначениях на электро и радио деталях;проводить измерения электрических величин при помощи приборов и самое главное-конструированию.Что мы только не делали в кружках-мотали трансформаторы,собирали развёрнутые схемы,делали блоки питания,усилители,радиоприёмники,авиа планеры,лучшие работы кружковцев попадали на выставки,которые организовывала Пионерская организация.Какой нужной для воспитания детей была эта организация.Как мы будучи четвёртоклассниками волновались,сегодня будут принимать в пионеры...А как стыдно было попасть в пионерскую стенгазету в которой протягивали нерадивых учеников.Сколько сборов,игр и тематических вечеров организовывал пионерский актив.ДОМА ПИОНЕРОВ-кружки,студии,конкурсы,скольким детям привили их будущую специальность,сколько открыли талантов,всего не перечесть.Пионерская организация прививала детям любовь к животным,уважение к старшим,бережное отношение к тому,что создано трудом людей.Такие игры,как ЗАРНИЦА готовили ребят к защите своего отечества.Сколько собрано макулатуры и металлома.С нетерпением ждали летних каникул,чтобы встретиться с друзьями в пионерском лагере.Сколько в нём было интересного и походы и соревнования и КОСТЁР,на котором дети демонстрировали свои таланты.После лагеря прибавляли и в интиллекте и в здоровье.Сколько интересных книг написано про пионеров,даже были пионерские писатели-Аркадий Гайдар,Лев Кассиль,Валентина Осеева,Сергей Боруздин.Сколько доброго получили дети прочитав книги-,,ТИМУР И ЕГО КОМАНДА,, , ,,ВАСЁК ТРУБАЧЁВ В ШКОЛЕ И ДОМА,, , ,,КОРТИК,, всех не перечислишь.И АРТЕК никогда не забыть побывавшим в нём.Много значила для школьников газета ,,ПИОНЕРСКАЯ ПРАВДА,,её собирали и зачитывали до дыр.Не обязательно За дело Коммунистической партии,лучше бы если:ЗА ЗНАНИЯ,ЗА ЧЕСТНОСТЬ,ЗА ДРУЖБУ,ЗА РОДИНУ !!!БУДЬ ГОТОВ !!!Кому помешала эта организация детей ?Альтернативы пока ей нет.                часть 8 ЮНОСТЬ.                Когда я поступал в Университет на физфак нужно было сдать пять вступительных экзаменов.Я волновался только за сочинение,готовился к экзаменам с соседской девочкой Белкой,которая хоть и имела золотую медаль ,но в математике была не очень.Она поступала на химфак ,но и туда был экзамен по писменной математике.Первым экзаменом я сдавал сочинение,где его мы будем писать узнал только в день экзамена.Пропускали по одному и сопровождали до аудитории.Это была громадная комната в которой могли поместиться 150 человек.Я занял место на предпоследнем ряду,зная,что все сочинение списывают из принесённых шпаргалок их у меня тоже было несколько десятков.Я был приятно удивлён,когда увидел Белку,вошедшую в эту аудиторию.Она увидела меня и села рядом,ещё весь наш ряд был не занят.Когда аудитория наполнилась пришли трое экзаменаторов и начали раздавать листочки со штампом для написания сочинений,затем на доске написали три темы из которых мы могли выбрать любую.Я был разочарован,у меня не было по этим темам шпаргалки.Я намеревался уходить с экзамена,но Белка сказала,что даст мне шпору,а сама знает эту тему пекрасно.Она пошарила под юбкой и вытащила мне сложенные листочки.Я нашел начало и начал сразу писать на чистовик.Преподаватели сидели за столом беседовали между собой,а мы могли спокойно скатывать.Примерно за час я справился,подождал пока Белка с черновика перепишет в чистовик и дал ей свою писанину на проверку.Она меня назвала тупым,так как нашла два десятка ошибок,сказала ты даже переписать нормально не можешь...Вот я и получил за сочинение первую в своей жизни четвёрку.На писменной математике мы тоже с Белкой оказались в одной аудитории.Она меня искала,около меня мест не было и я пересел к ней.У нас с Белкой были разные варианты,я со своими заданиями справился и помог Белке,она задачу решила неверно и не могла пропотенцировать.Теперь мы поменялись оценками,мне 5 ,а ей хорошо.Вот я и студент,теперь все предметы в изучении которых у меня не было трудностей да ещё два преподавателя школы по физике и математике с этого года преподают на физфаке.Я с таким рвением взялся за учёбу,что и зимнюю и летнюю сессии первого курса сдал на отлично и получал повышенную стипендию.(продолжение следует)


Рецензии