Графоманы или экспериментаторы? Обзор альманаха

Слово  о  коллегах
Графоманы  или  экспериментаторы?

Какой-то период своей жизни, владея вполне общественно-активной профессией (журналиста), увы, пришлось существовать весьма уединенно, имея к тому вроде бы объективные причины. В этот самый период как-то мимо меня прошли некоторые немаловажные, интересные (на мой современный взгляд) литературные явления в нашей региональной жизни.

Многие местные литераторы (и профессионалы, и любители) издали сборнички своих произведений  –  стихи, рассказы, критические статьи. Одни из них  - более, другие  –  менее удачны, но все же желающие высказаться  –  нашли способ это сделать, и уже одно это  замечательно!

К  сожалению, намного позже их выхода из печати удалось мне подержать в руках пробные (почему бы не назвать их так?) выпуски Серпуховских альманахов, в т.ч. №1 и №3 за 1996г. (под редакцией Н.Казакова), под названием «Серпуховский графоман».
Понимаю так: если на этих номерах и прекратился выпуск нового издания, значит, осталось оно как бы малозаметным явлением  в региональной жизни? Логично вроде бы? Или  –  исчерпало себя как литературное начинание? Не встретило понимания у окружающих? 

И хотя тираж был не велик  -  и тот не разошелся у серпуховичей?
Внимательно ознакомившись с попавшими ко мне (лишь в 2002г.) номерами «Серпуховского графомана», лично я, к примеру, приятно удивляюсь и радуюсь тому, что это явление  –  попытка издания регионального литературного альманаха  –  имело место.

Нельзя не заметить, не признать того, что Николай Казаков (и, видимо, группа  энтузиастов, объединившаяся вокруг него),  попытались пробудить (ли?), расшевелить (ли?) наше, в большинстве своем безгласное, аморфное общество, да попросту непривычное облекать в форму свои мысли, знать цену собственному мнению, желать быть услышанными, приобщенными к общему делу, и т.д., т.д.

Группа граждански активных людей выступила с почином в духовной сфере общества. Увы! Их не услышали, не разглядели, не захотели, в первую очередь, ни увидеть, ни услышать. Ни поддержать. (Ибо ясно, что сегодня дать возможность публично высказываться людям думающим, пишущим  –  индивидуалам, личностям, значит, поддержать их финансово, хотя бы на начальном этапе, ибо полиграфия стоит весьма недешево).

А редактор издания пытался не просто напечатать  какие-то жанровые работы начинающих литераторов, но и дать аналитические обзоры общественно значимых фактов, над которыми в нашей повседневности, увы, задумываются очень немногие люди. Дать социологические размышления (не оценки, их предлагалось сделать самим читателям). Имею в виду заметки Н.Казакова «Серпухов в зеркале книжной статистики», напечатанные в «Колонке редактора» в №3 (об опросе серпуховичей о домашних библиотеках и вообще книжных приоритетах в их мнениях), и рассуждения о графомании в №1, и т.п.

Полагаю огромным минусом в социальной жизни региона, что такое, на самом деле, неординарное  начинание, «кануло в Лету», проще сказать, эаглохло.
Иногда мне думается: не давать простора для публикаций первых опытов  пишущих –  чудовищно. Представим, что художники, или музыканты региона лишены возможности высказывать свои чувства посредством красок или звуков, музинструментов?  Это  –  как лишение верующих их Храма. (Искусство разве не религия для его приверженцев?)

Графоманить ведь тоже можно по-разному: с душой и чувствами, а можно упражняться просто от скуки, и даже, наверное, от зависти? К другому сочинителю? Можно, тем самым, открыть в себе талант, а можно дать явные образцы не-литературы? Для одних это  -  как болезнь творческого роста,  для других  –  плохо  осознанная попытка самопреодоления в чём-то?

В прочитанных мною сборничках «Серпуховского графомана», конечно, не все напечатанное показалось равнозначным. Одни вещи (стихи, в основном)  восхитили или понравились, другие разочаровали или оставили равнодушной. Постараюсь очень кратенько обозреть прочитанное. Для начала приведу просто таки замечательное стихотворение 12-летнего (возраст на момент публикации) пущинского автора Андрея Цыганова:

О чем играла скрипка?

В одном из переходов
Московского метро
Играл скрипач народу…
Всем было всё равно.

А он играл и в холод,
И в дождь играл скрипач,
В любую непогоду
Был слышен скрипки плач.

О чём играла скрипка?
Ответить мог скрипач…
Но не поймет никто
Его душевный плач…

А люди были жадные,
В футляр от скрипки той
Летели гроши малые,
И только их хватало
На хлеб с простой водой…

Для двенадцатилетнего подростка, можно сказать, сильное стихотворение! В духе Шандора Петефи, пожалуй. В духе зачинающегося буржуазно-капиталистического строя… В смысле формы и содержания  –  в нем есть образ и чувства (сочувствие скрипачу). И вывод о проходящих, безразличных людях. Тема вечная… Трогательно!

Думаю, порадовали читателей стихами и другие авторы: Катя Куликовская, г.Пущино,14 лет; Бэлла Озерова, Владимир Овсянкин из литературного объединения «Лопасненский родник», г.Чехов; и Юлия Цвижба, Алексей Маркин, Марина Коврова из Серпухова.
Удивительно свежей струей повеяло от лирики Владимира Тыщенко, после чтения которой сразу хотелось воскликнуть: -  Поэт!

Всего лишь два стиха напечатаны из творчества Виктора Лесных, но как заметны, интересны, чувствуешь какую-то новизну в них. Удивляешься: какие простые рифмы, а сколько чистоты в строфах, уже в первой строке, например: «Был воздух свеж…»
Очень чистые, искренние работы Любови Куприяновой (автору 30 лет, как указано в сборничке).

Конечно, отдельные публикации вызвали вопросы недоумения: зачем рядом с хорошими стихами помещать откровенную сумятицу? Плоды пустого  (бессмысленного)  рифмоплетства? Да еще в избыточном количестве? Может, отдельным авторам и интересно напечатать все, что вышло из-под пера, ну, а читателям охота ли переваривать всякий бред пустых минут графоманов? Всё-таки нужно видеть черту, разделяющую пустое от звуков сердца! Хотя, конечно же, иногда очень непросто это сделать, знаю по опыту.

Иногда и личную пустую строку пишущему бывает ох, как не просто выбросить за борт. Хотя, конечно, нужно уметь это делать, и как советовали неоднократно  классики  –  делать безжалостно. Ну, а тем, кто хочет видеть обязательно напечатанным свой серый мусор, можно посоветовать издать собственное ПСС, небольшим тиражом, для архива или  таких же «глотателей» бреда  (а их ныне развелось не так уж мало), либо семейной истории…

А читателям, я бы посоветовала, предлагать всё-таки самое удачное, тем более, что речь идет не о детском пробном творчестве, но людей достаточно зрелых. Но это, конечно, мое субъективное мнение. И, конечно же, предвижу встречные вопросы: «А судьи кто?», «Каковы критерии?» и т.п.  Ответ краток: да художественный вкус каждого читающего; ценителей, знатоков поэзии! Каждый пишущий лирику, отнюдь, и сам не лишен этого вкуса. Хуже  –  с требовательностью к себе, с уважением к читателям…

Рифмовать банальное  –  искусство не велико. Пропускать через сердце, чувства  –  это другое. Это уже Лира. Откуда и берутся вдруг свежие краски! И это привлекает (даже при избитости тем; в Поэзии, как известно, их набор не велик: Любовь, Природа, История, Философия, Дружба, Отчизна, Настроение (Грусть, Радость, Печаль и т.п.) и очень немногое другое. В поэзии  важна форма выражения, яркость в подаче, разнообразие комбинаций, искренность… Искренность в поэзии – особое, святое качество  (кажется, признается главнейшим и  во многих восточных философиях, религиях; буддизме, дзэнской поэтике, к примеру).

Мое мнение (повторю, речь идет не о детском авторстве, а о более-менее зрелых поэтах), что если даже одна строка, одно точное, нужное  слово «не идёт» (не находится, хоть убейся!)  -  лучше не печатать такое творение, дать ему отлежаться, дозреть, или хотя бы предложить его отредактировать кому-то со стороны (коллеге, редактору, что, кстати, не всегда еще может удачно получиться!).

А уж если весь стих – несуразица, абракадабра, самому себе неясная и очень нравящаяся этой неясностью, тем более спрятать его в архив, в резерв, для будущего ПСС, но  –  не читателю навязывать, знающему лучшие образцы мировой поэзии, умеющему сравнивать, отличать, ценить «изюминку», и т.д.

Ознакомившись с отдельными «никакими» (пустыми т.е.) работами в «Графомане», я подумала, что многие из протвинских, серпуховских, липицких школьников  и студентов пишут сегодня более интересную лирику. Подтвердить это могут многие публикации в нашем журнале, в том числе  и в этом, и в предыдущем номерах:  это и сочинения в стихах о наркомании  серпуховских школьниц (девочки заслуживают просто каких-то  –   жаль, не существующих в серпуховском обществе  –  премий за свои работы!), и стихи школьниц из Липиц Ники, Екатерины Филимоновой, и Ани Ушаковой из Кремёнок, и Тамары Моисеевой из Пущино-на-Наре…

Так что будем строже к своим творческим поискам! А издавать авторов региона  и  в 1996-м, и  в  2000-м, и  в  2003-м, и  всегда  –  просто необходимо! Филигрань умов, самородков, острословие  –  да это же честь и слава земли нашей! Почему о них нужно умалчивать? Не понимаю...
2003г.
Валентина Лефтерова
(«Эксперимент», №2(8) /2003, с.35)




 


Рецензии