О том, что мы пишем, как пишем...

Критика
О том, что мы пишем, как пишем…

После выхода №13 «Эксперимента» некоторые читатели высказали мнение: очень мрачные у вас авторы, мрачно пишут.
Меня их замечание не удивило, потому что я удивлялась тому несколько ранее, ещё до выхода этого номера, когда юные авторы только присылали свои работы в редакцию. Что не рассказ  –  то о суициде, смерти, наркоманах, психических травмах…  Пишут об этом все: и дети сложной личной судьбы (из неблагополучных семей), и дети из очень благополучных,  вполне нормальных семей.

Почему такое предпочтение этой тематике?
Я объяснения не знаю. Если ранее, в таком случае, я кивала на смуту первых перестроечных лет (начала-середины 90-х годов), то теперь кивать приходится только на последствия этих же лет, возможно, ещё на «тяжелый наркотик» нашего безумного современного телевидения? Дети, молодежь, конечно, находятся под каким-то «наркотиком беспокойства».  Есть такой, неясный пока никому, «синдром начала ХХI века». Правда, названия и полного определения ему пока что, видимо, никем не дано и не придумано. Но он есть, нагнетается, культивируется,  -  да, пока как безымянное средство - тревога, беспокойство, неопределенность завтрашнего дня; как сопутствующее массовому зомбированию населения, а молодежи  –  так в первую очередь.

Да и мудрено ему не быть! Ведь никто не произносит четкой речи перед обществом: что будет завтра? Каким будет завтра? Куда идём? Какая программа  выдвигается стоящими «у руля»? Один лишь президент, как перелётная ласточка, порхает с юга на север, с запада на восток, всё что-то где-то улаживает. А ради чего? Ради кого? Зачем? Где тактика здесь, где стратегия? Цель? На флаге, вроде бы, патриотика, а ради чего? Самой патриотики? Мистической Родины, которую большинство в голоде, холоде, бесприютности давно уже воспринимает как родину-мачеху?..

Горько это говорить, горько, непатриотично как-то с точки зрения той патетической патриотики, которой сейчас «формалы» пытаются заполнить вполне реальное, но  п у с т о е  пространство  бездуховности, которое удаётся насаждать такому «невинному», «вполне законному», современному телевидению  (в первую очередь  –  именно ему, плюс видеопрокату и т.п.). 
Эту пустоту, эту шелуху лжепатриотики  подтверждают факты: количество беспризорных детей в стране исчисляется миллионами  (о чем пишут многие СМИ).
Второе: работы и зарплаты у большинства молодых нет (а, значит, их сознания не видят и перспектив), отчего самым «жизнеспособным» выходом в такой ситуации им видится путь вливания в сильные коррумпированные или бандитские группировки (что, собственно, в глазах обедневшего большинства обывателей равнозначно)...

Третье: реальных возможностей обеспечения жильем молодых семей тоже пока не видится… Следующее: всё русское студенчество круглый год обуто в кроссовки, а в зимнее время ещё и одето в поролоновые курточки…  Откуда тут быть здоровью, откуда произрастать корешкам патриотизма?..  И так далее, и так далее…
А тем временем,  какие-то странные люди странного происхождения (отнюдь, не люди тех убеждений, с какими выросли и сформировались все мы в своей массе) в последнее время галдят о похоронах русской интеллигенции(!). Это же надо было додуматься  -  в каких апартаментах? каких «ЦэРэУ»?  –  уподобиться родить подобную идею!? Это где же и кто порешил из всех нас, по-видимому, «выковать»  «амэрыканских мэнэджэров», что ли???

И при  том – синдром планетарного, прямо-таки, неблагополучия, эсхатологического исхода изо дня в день, постоянно вбивается-втемяшивается в наше сознание. Ладно бы только в наше, пожилых людей, которых уже всячески стараются списать со всех счетов… Так нет же, и в головы всех мыслящих, думающих  –  юных, молодых, только начинающих жить…

Отсюда и внутренняя неуспокоенность, отсюда и «ныряние» в наркотики, неверие ни в себя, ни в завтрашний день… Отсюда и творческие рассказы  -  о суицидах, насильниках,  деформированной психике и т.д.
…Клянусь, как перед Богом, что при всех своих жизненных трудностях всегда оставалась оптимистом с молодой душой. Правда, внутренне крепко трансформируясь ч е р е з эти трудности. Но даже и моё сознание, столь близкое, в общем-то, к природе, устало уже сопротивляться этим надуманным, а ныне  массированным атакам  со стороны СМИ, какого-то повального кликушества вдруг столь разговорившихся, разных мастей, болванов…

И очень хотелось бы бросить оптимистический клич юным: - Да не верьте вы этой хунте деньгодобытчиков! Да не так всё плохо на земле, в стране, среди людей. Верьте в себя, доверяйте Космосу, препятствуйте автомобилестроителям и нефтедобытчикам (они торжествуют  –  вот понастроят новых автозаводов на Руси, вот загрязнят её ещё более!).  Да от недомыслия и слепоты всё это! Записывайтесь в партию зеленых, молодежь, сопротивляйтесь нагнетаемой искусственно экологической катастрофе,  -  ведь вам жить завтра, а кислорода становится всё меньше, а океан, обещают специалисты, скоро зальёт и часть материков в итоге таяния арктических льдов…


Сопротивляйтесь, противоречьте тем, из плеяды «тупой, ещё тупее», вместо того,  чтобы мучиться неопределенными страхами, которыми изобилует пресса, ТВ, видеопрокат…
Опасайтесь реальных катаклизмов (как результата неразумной человеческой деятельности), но которые сегодня еще р а з у м н о е человечество в силах предотвратить. А суицид – это самое простое, к чему может прийти человек от кажущейся безысходности. Посопротивляться, попротиворечить, воспрепятствовать  –  вот к чему хотелось бы призвать ваш дух, молодые.

Ведь зачем-то же природой даны человеку и Воля, и Достоинство, их необходимо не самоубивать, их нужно развивать и применять в добрых делах человеческих. Так хотелось бы понимать наше назначение на Богом и природой обустроенной прекрасной планете Земля…

Мне могут сказать:  -  А ты много противоречила, тогда, в свои годы, когда все были под партлапой коммунии?
Отвечу:  -  Да, противоречила. Нет, не выходила на улицы с плакатами, не бросала в кого-то камнями,  -  до этого мое сознание не доросло. Но даже неопределенно-бессознательно я противилась тому времени уже потому, что 1) не вступала в партию, когда другие вступали поголовно, объясняя это возможностью сделать карьеру;
 2) не сидела на одном месте, даже когда (со стороны) казалось, что сижу очень неплохо: в редакции, в корреспондентах, на тёплом местечке. Какая-то сила внутренней свободы гнала с этих мест ещё быстрее, чем с тех, где было похуже.

Я подсчитала недавно: в период с 18 до 29 лет я сменила 9 мест жительства! (Ладно,  два из них вычеркну  –  это были кратковременные, всего лишь трёхмесячные попытки перемен в судьбе, подобные,  допустим, лишь развилкам на распутье. Ну, а семь других? Какой же это ветер подвижничества срывал меня с одного места на другое, бросал из одного города  в другой?). Я и формулировку тогда  для себя придумала:  человек бегущий, т. е. убегающий…

Нужны были новые впечатления, опыт, просто движение, как противоядие от застоя. Это движение дало мне очень много. Если бы в свое время я не сорвалась  –  вроде бы ни с того ни с сего  –  из Москвы в сторону северную, представляю, как много было бы непонятно мне в жизни в дальнейшем! Это поистине было реальным расширением моих (зрительных, в первую очередь, а по сути  - социальных) горизонтов. Да, парни приобретали это в период службы в армии, а моему, хотя и женскому, но очень подвижному, живому уму, вероятно, тоже требовался этот простор сознания; эта потребность и не давала примириться с реальностью, двигала вперед, к неизвестному, и, главное, нелегкому, непростому  –  всё в жизни опять и опять начинать с нуля!
 
 Кто-то меня может пожалеть: вот дура! А я говорю:  -   Да это же было моим счастьем! Свободой! Независимостью! Это было  –  и противоречием той дурацкой эпохе, которую я тогда ещё умом не определяла как застой, но на уровне чувств, терпения, восприятия  –  оценивала как душегубку. (Кстати, в ту пору я ещё не знала перевода своей замысловатой фамилии. Теперь понимаю, что даже в ней был символ моих миграций:  элефтер, с греческого, означает освободитель. Думаю, первая буква слова где-то затерялась в дебрях веков, а его основная часть, по каким-то критериям судьбы, передалась и мне, и «дошлёпала» даже вместе со мной до ХХI века…)

3) …Огрызалась на начальство  (в том числе, и в силу своей профессии) почти во все годы своей жизни, если, конечно, начальство этого заслуживало. А чаще эти партшавки действительно заслуживали того.
4) ...Ну, и многое другое, на что хватало прежде духа, да не по силам уже теперь. (Впрочем,  чаще это было донкихотством, войной с мельницами, т.е. с системой, а я, всегда беспартийная, оставалась одной, единичкой в этих противоборствах, а значит   –  чаще бывала бита. Потому-то и предлагаю вам объединяться).

…Наверное, ваши ранние рассказы, стихи  –  и эти, мрачные,  -  тоже есть противодействие той среде, во многом  –  мерзкой среде, в которой приходится взрослеть вам. Первые шаги противодействия, быть может. И уже одно то, что эта мрачная «писанина» (как процесс, психологический акт), быть может, оградит от гадостей ваши души, -  уже одно это, конечно, важно. И здесь мнение читателей  –  уже дело вторичное, если есть этот психологический эффект самозащиты в юном человеке.

А жизнь–борьба  –  она, пожалуй, ещё втянет в свои дебри почти каждого молодого человека. Главное, у вас должны быть добрые помыслы. Помните: именно они объединяют вас со Вселенной, подпитывают и вас, и Космос, они –  строительный материал Доброй Вселенной.

 Мне иногда приходит эта мысль: взять на себя – мысленно  – защиту мира перед Всевышним: а вдруг в какой-то момент именно эта моя добрая мысль и есть та единственная капля, которая перевесит на космических весах в пользу добра?
А если так будет понимать Слово и его материализацию во Вселенной большинство людей,  –  какой же титанической, доброй энергией, Волей может быть насыщено околоземное пространство? Именно так я вижу борьбу Добра  со злом «в этом мире большом…»



Уверена, не будет никакого конца света, потопов и т.п., если люди будут и думать, и действовать в пользу добра. Мне кажется, об этом свидетельствуют и большинство Священных книг, которые знает история человечества…
- Возьмёмся за руки, друзья,  -  пел Окуджава в 70-х. Правильно пел. Но сегодня нужно взяться ещё и за ум, и за свой собственный, и за общечеловеческий тоже. 
Думайте глобальнее, юноши и девушки. Иначе за вас станет думать какой-то дядюшка Сэм. А он, между прочим, прескверный старикашка. Это знают уже в Хиросиме и Нагасаки, в Палестине и Югославии, в Ираке и Узбекистане.  Об этом догадываются в Белоруссии и Казахстане. Не слепы, пока, кажется, и в нашей державе. Но молодых зомбируют  –  по-черному! Не поддавайтесь. И тогда завтрашний день – ваш.
Февраль-2006
 
Валентина Лефтерова
(«Эксперимент», №1(15) /2006, с. 44)
               


Рецензии
Еще в самом начале прочитанного возник вопрос: в каком веке мы живем? Возможно предположить, если время А.П.Чехова назвали серебряным(начало ХХ), следовательно наш - медный. Или золотой?...:)
Медные трубы, медный колокол - это все наше. Медные котлы и медный грош, привкус меди во рту...
Наверно, стоит взять на вооружение духовное наследие серебряного века.
Можно с этим соглашаться, а можно и нет.

Алиса Кэрроловна   17.01.2014 17:07     Заявить о нарушении
Признаюсь, не совсем поняла Ваши замечания, и не нахожу, что на них ответить.
Серебряный век интересен и привлекателен, но, увы, далёк от сегодня, и мира души очень многих наших молодых современников, о ком и шла речь в статье. Других противоречий не вижу, кроме тех, о чём написала несколько лет назад...

Валентина Лефтерова   29.01.2014 23:47   Заявить о нарушении