Дед Анфим

Крепкий был мужик! В Петровской Гвардии служил. Не знаю, была ли тогда эта Гвардия, но Преображенский полк был. В подробности залезать не буду, потому что много чего листать придётся. Дед Анфим жил в деревне Нива. Нива стояла почти рядом с речкой Сивой. Тут уже получается какое-то поэтическое слияние двух названий.
Как сейчас помню, лес весь вышерстили ещё до моего рождения. Так что, поля - кругом! На фоне чернозёма - единственная улица с приземистыми домами. Дома от того и приземистые, что брёвна были дорогущими, так как привозить их надо было издалека.
А вблизи росли двухсотлетние кряжи примерно так же, как у плешивого мужика два десятка волос поблизости лба. На эти-то кряжи никто и не зарился. Вот, дед Анфим, тогда ещё - молодец, каких поискать, и пригласил в сотоварищи отца Касьяна, славившегося непомерной силищей. Вдвоём да с парой откормленных жеребцов и сладили с последним островком леса. Сам-то Касьян, сын отца-богатыря, был тогда ещё не в силе. Потом уже тоже удивлял народ силищей-то.

Построили две избы под одной крышей. Избы, как бы, отдельные для себя и для сына. Шесть катышей и хватило, чтобы около двух метров в избах тех получилось.
Рубили, конечно, всё лето эти многовековые брёвна. Да заволакивали одно на другое чуть не до первого снега. Полы да потолки сначала в одной избе постлали.
Ну, да что об этом!
Сын-то у Анфимыча не в его кость пошёл. Только и был способен на обучение наукам. Оно как-то и пригодилось. Особенно в Гражданскую войну. Всё при штабе да при штабе. Имеется в виду Отечественная война.
Дед Анфим хоть и крепок был, а всё кашлял. Что там внутри его першило, не ведомо.
Только я уже застал его не в том возрасте, когда можно на коня сесть или так рявкнуть, что сердце в пятки проскочит, у кого надо. Я приехал в Ниву не как работник, а как самый дорогой гость. Дочь деда Анфима Фрося на стол поставила крынку молока, чашку творога, манную кашу на молоке, хлеб домашней выпечки.
Фрося предупредила меня, что молоко пятипроцентное, творог с неснятой сметаной, а каша манная тоже на молоке и без воды.

И говорить нечего, что от такой пищи у меня загорелись глаза на творчество.
-Дедушка, давай, я тебя нарисую?
Дед Анфим подскочил на месте, как ужаленный!
-Что ты, что ты! Никак нельзя! Я умру, если ты с меня портрет снимешь!
Я с сожалением посмотрел на его колоритные формы, да делать нечего. Нельзя так нельзя.
Ездил я так в деревню Ниву на велосипеде. Километраж, конечно, не малый, но был я сухожильный, в дороге нисколько не уставал. Сам Леонид Анфимыч тогда жил с нами, был мне за отца, так что я ездил на правах близкого родственника.
Покушать каши на таком молоке было одно удовольствие, а о твороге и говорить нечего! Чудо, а не творог!
Я, конечно, там что-то ещё вкушал, но память сохранила только это молоко, этот творог, кашу и ещё хлеб домашний!
Ни дать, ни взять - курорт да и только! В Сиве купание, писание этюдов, дружба с девчонками, что ещё надо?
Помню, меня тогда поразил мост через реку. Полностью сварен из металла, стоит на бетонных сваях, только на берег рельсы не протянуты, пошалить нельзя.

Так мне тогда никто и не объяснил это головотяпство. И никто не дал объяснений, почему посадили кукурузу. Поле практически лишилось в тот год вообще какого-нибудь урожая.
Время не то, чтобы ползло потихоньку вперёд, а как-то быстро менялось. Старились не только дома, машины и Государства. Старились люди. Фрося устала ухаживать за коровой. Исчезло молоко. Потом приехал дед Анфим в Ижевск. Леонид Анфимыч привёл его в наш дом.
-Рисуй меня! - пристал ко мне старик. - Хочу умереть!
Было ему тогда восемьдесят шесть лет.

Кому бы говорил! С азартом взялся за дело. Нарисовал почти во весь рост. Ноги только не поместились на лист бумаги полностью. Хотелось покрупнее лицо изобразить. Я, конечно, не рисовал деда Анфима с мыслью, чтобы он скорее помер.
Он, ведь, мне плохого ничего не сделал. Но, получалось, что я его каждым своим штрихом кисточки в землю закапывал. Я тогда этого не понимал, рисовал с упоением и хорошими мыслями. Но, у деда Анфима это самое в уме сидело!

Ну, стал он ждать скорой смерти. Год ждал, снова приехал.
-Рисуй меня! В тот раз, наверно, мало времени рисовал!
Что говорить, если в тот раз я писал портрет акварелью, то в этот раз на масляные краски перешёл. Ясно, что написал портрет ещё лучше.
Бедный дедушка Анфим! Почему ему так хотелось умереть? Думаю, что не мог он помочь дочери в хозяйстве, вот и страдал душевно.

Пришлось мне организовывать его смерть ещё следующие три года. Но греха на своей душе не ощущаю!

январь


Рецензии
Крепкий дедок попался, однако, даже смерть от него бежит вприпрыжку!)))

Казаков Виталий   17.01.2014 18:57     Заявить о нарушении
А сын-то слабым оказался! Дед Анфим помер в девяносто, а сын - в семьдесят семь.
С теплом!!!

Валерий Мухачев   17.01.2014 20:46   Заявить о нарушении