Памятi Яна Палаха

     «А птахи прикриють своїми крилами моє обличчя й сонце»
                (Гійом Аполлінер)

Коли приходить 19 січня я завжди згадую Яна Палаха і ті похмурні дні 1969 року в Празі… Може тому, що я старий і надто багато пам’ятаю. А може тому що таких людей не можливо забути, бо їм птахи закрили обличчя крилами, коли вони не змогли більше дивитися на цю неправду...

Вірші можна писати вчинками,
Історія складається не з важких томів,
А з маленьких цеглинок «я».
Якщо чоботами розтоптано серце,
Якщо зачаровані мости
Тремтять під чужим залізяччям,
Якщо річка може тепер тільки плакати,
А люди, такі ще вчора веселі, тільки мовчати,
Якщо навіть світила неба стали єретиками,
Якщо навіть правду називають брехнею,
То хтось мусить знову згадати про Яна Гуса,
Хтось знову мусить ним стати,
Хтось мусить запалати, як сонце,
Якщо навіть воно гасне в цій темряві,
Якщо люди байдужіють,
Якщо наша старезна бруківка
Ця блискуча бруківка
На площі Святого Вацлава
Слухняно й покірно терпить
Нахабні кроки окупантів,
Завжди знайдеться коробка сірників
Запалити свічку,
Яка ніколи не згасне….


Рецензии
Памяти Яна Палаха

«А птицы прикроют своими крылами моё лицо и солнце»
(Гийом Аполлинер)

Когда подходит 19 января, я всегда вспоминаю Яна Палаха и те пасмурные дни 1969 года в Праге… Может, потому, что я стар и слишком много помню. А может, потому, что таких людей невозможно забыть, ведь им птицы закрыли лица крылами, когда они не смогли больше смотреть на эту неправду...

Стихи можно слагать поступками,
История складывается не из тяжелых томов,
А из маленьких кирпичиков «я».
Если сапогами растоптано сердце,
Если волшебные мосты
Дрожат под чужим железом,
Если речка может теперь только плакать,
А люди, еще вчера такие веселые, только молчать,
Если даже небесные светила тали еретиками,
Если даже правду называют ложью,
То кто-то должен снова вспомнить про Яна Гуса,
Кто-то опять должен им стать,
Кто-то должен засиять, как солнце,
Если даже оно гаснет в этой тьме,
Если люди черствеют,
Если наша старинная мостовая,
Эта блестящая мостовая
На площади Святого Вацлава
Послушно и покорно терпит
Наглые шаги оккупантов,
Всегда найдётся коробка спичек
Зажечь свечу,
Которая никогда не погаснет…

Анна Дудка   19.01.2014 09:14     Заявить о нарушении
У меня в оригинале слово "вчинками" - то есть "поступками"... В остальном - всё корректно. Спасибо за перевод!

Шон Маклех   18.01.2014 23:19   Заявить о нарушении