Призрак Маша

Я работаю в музее. Так получилось. Когда знакомые узнают, что я со своим бухгалтерским опытом устроилась в музей секретарем, они удивляются. А я про себя думаю: «Знали бы вы, ЧТО это за работа, обзавидовались бы!». А работёнка действительно отличная: выполняешь поручения начальства, отвечаешь на звонки, посетителей встречаешь, следишь за порядком… А между делом не возбраняется музыку послушать, порисовать, разговоры поговорить… И люди тут сплошь интересные и в городе  нашем знаменитые, всё художники да искусствоведы. В общем, не работёнка, а золото! Вот только про зарплату не спрашивайте, все равно не отвечу…
И место интересное: маленький такой особнячок в центре города; словно затерявшийся между современными высотками и пришедший в наш мир суеты и скорости из какого-то совершенно иного, тихого, несуетного века… Века он XVIII, середины, не такой уж, если подумать, и древний, ну в сравнении, например, с Пирамидами. Но для нашего городка здание очень старое, и не понятно, как оно вообще сохранилось после Великой Отечественной. Короче, каким-то чудом сохранился. Сохранился, скажем прямо, неплохо, тем более, что его разок-другой реставрировали. Правда, не слишком усердно: фундамент просел, подвал сыроват, стены в трещинах, но сто;т ведь! И наверняка еще простоит долго, если, конечно, никто не покусится на территорию – любят у нас в городе Центр всякими высотками да торговыми центрами застраивать. А особнячок наш – милое дело – стоит себе и «наблюдает» за всеми перипетиями городского бытия. Строил его в свое время купец, и для жизни он был приспособлен неплохо. Да он и сейчас довольно удобен: три просторные комнаты, две маленькие (кухонька и с диваном для сторожей), туалет, коридор, подвал и чердак – песня, мне бы такой!..
Но, – ближе к делу. Случилась у нас недавно небольшая неприятность: заболел сторож, а второй (у нас их два, трудятся посменно) уехал в деревню и телефон его был недоступен. Уборщица, которая могла бы их подменить, была в отпуске. Директор наш тоже никак не мог в тот день поработать за сторожа. Делать нечего, сама предложила свою кандидатуру. А что тут такого? Подумаешь – посторожить хатку, то есть, ночь поспать здесь. Живу тем более недалеко. Возьму книжку почитаю, в Нэте посижу, чайку попью и – спать. Боязно немного одной, но ворота во дворе закрываются, двери тоже, а во дворе – Трезор, собака незлобливая, но уж больно кусачая (имелись прецеденты). К тому же телефон всегда под рукой, позвоню мужу, ежели что. Он было со мной навострился, да сынок у нас маленький, сюда брать неудобно – положить некуда, ну и вообще, малыша покормить, помыть надо, а в музее для этого не очень подходящие условия.
Так вот, взяв кое-какую еду и постельное белье, я отправилась «в ночное». Закрыла ворота, проверила, точно ли закрыла, выпустила Трезора из вольера. Он так обрадовался – бегал, суетился. Сначала я посмотрела фильм (скачала давно, а времени на него все никак не было), потом лазила в Нэте, висела в соцсетях, попереписывалась со старой знакомой, позвонила мужу, маме, – ну вроде и время спать пришло.
А сна-то ни в одном глазу. Еще раз заглянула на почту – ничего, в сети – никого: два часа ночи, однако. Пошла в «сторожевую» каморку. Но там ложиться не стала – душно невероятно. Решила в своем кабинете, благо диванчик стоит старенький. Застелила. Взяла телефон. Выключила свет.  Легла.
Тишина такая – аж в ушах звенит. Темно; правда, с улицы свет от фонарей пробивается сквозь кроны деревьев в окна – все веселей… Хотя не, что-то не веселей: тени шатаются, будто кто-то в углах шевелится. Да еще крысы… Боже, я и забыла, что здесь крысы! Слышно, как зашуршали по чердаку, точно слоны топают!.. Нет, не могу, вдруг сюда, в комнату забегут, влезут ко мне в кровать…
Встала, включила свет, так немного легче… Взяла телефон… Ох, зарядку забыла! Мало батареечки осталось, ну ладно, влезу разок в Одноклассники…
 Влезть не получилось, батарейка разрядилась окончательно. Конечно, меня это расстроило и чувство тревоги усилилось еще больше. И вдруг свет в комнате погас!.. Мало того, погасли и фонари на улице! Я испугалась не на шутку, подбежала к телефону (нашему рабочему) – молчит. Точно – свет отключили и в доме, и на улице! Ужас-то какой – страх уже почти полностью поглотил меня. Это теперь придется сидеть в полной темноте, тишине и про «спать» можно и не думать. Я с трудом заставила себя встать с дивана – надо, думаю, пойти дверь открыть на улицу, там Трезор (хоть живая душа) и луна полная, светлее будет. А потом поищу на кухне спички, а может, и свечку найду. Но только встала с дивана, как услышала четкие шаги за дверью, в коридоре: топ-топ, топ-топ, легкие такие, невесомые, но явные. Там КТО-ТО ходил!.. Но ведь ходить там никто не мог! Дверь же заперта. Не было слышно, чтобы кто-то ее открывал или взламывал. Кто же тогда это мог быть?! Воображение быстро нарисовало невероятных монстров из всех самых страшных фильмов ужасов, которые я когда-либо видела. От страха стало трудно дышать, сердце колотилось как бешенное. Шаги стихли, но я явно ощущала присутствие кого-то за дверью. Я боялась пошевелиться. И вдруг…  опять шаги! Ну тут я уже потеряла всякое самообладание, с криком бросившись на дверь, выскочила в коридор и...
 И моему взору предстала жуткая картина: в лунном свете стояло, или точнее, висело облако… Оно будто состояло из мельчайших частичек тумана либо пыли, уж не знаю чего точно. Зрелище было страшным и притягательным одновременно. Страшным – из-за страшной догадки, что это призрак, а завораживающим из-за того, что это было так красиво!.. Частички тумана как снежинки мерцали в свете необыкновенно яркой луны… Облако все сильнее уплотнялось и принимало очертания… человека!!! Я завопила уже что есть мочи (Трезор отчаянно лаял во дворе) и шарахнулась назад! «Мама родная!!! Спаситееее!!!» – В три прыжка преодолела расстояние от двери к рабочему столу (а надо отметить, расстояние сие не малое), схватила за спинку стул и запустила им в призрака. Как и положено в таких случаях (в свое время читала книги про привидения) стул спокойно пролетел сквозь «тело».
И вдруг… «тело» это обрело черты… девочки, подростка, лет 14-15! В лунном свете явно прорисовывались тонкие ручки, узкая шейка и простенькое платьице. Волосы у девочки – ой, у призрака были распущены и незатейливо обрамляли добродушно улыбающееся (да, да, именно так, добродушно улыбающееся) ЛИЦО!...
  От удивления и пережитого потрясения ноги мои подкосились и я рухнула на пол, прямо возле стола. Призрак не двигался, а просто (если слово «просто» в данной ситуации вообще уместно) висел в воздухе и, улыбаясь, глядел на меня.
«Здравствуйте, Катя, – раздался детский голос у меня в голове. – «Ну наконец-то я могу с вами поговорить».
– Здрасссь… – выдавила я.
«Меня зовут Маша. Я живу здесь очень давно.»
– Ага – Я больно ущипнула себя за руку, пытаясь проснуться, но, видимо, это оказался все-таки не сон.
«Очень рада, что наконец дождалась вас».
 «Звучит плохо», – подумала я. «Дело в том, – продолжила неслышимым голосом девочка, – что вы моя дальняя родственница, а точнее, потомок...» «Изумительно! – подумала я (надо же, даже в такой, скажем, затруднительной ситуации у меня хватает сил на некоторый юмор). – Но зато, может, из родственных чувств она меня не убьет…» «Да не собираюсь я вас убивать, успокойтесь уже! – раздался в голове насмешливый голосок. – Мне нужна ваша помощь».
«А больше попросить некого?», – проскочила мысль.
«В том-то и дело, что помочь мне может только кто-то из родственников, кто-то, в ком есть моя кровь».
«Кровь?!» – Страх начал возвращаться.
«Ну не кровь, это так, к слову», – поспешил меня успокоить призрак. –Моя бабушка Прасковья Ивановна доводится вам, Катя, пра-пра-пра- (я, честно, сбилась со счету, сколько раз она произнесла слово «пра») бабушкой, по линии вашего дедушки со стороны отца…» «надо б записать», – мелькнуло в голове. А значит, и я прихожусь вам пра-пра-пра (я и эти «пра» не успела сосчитать, да, впрочем, не до того было). Помочь мне покинуть этот дом, который на долгие-долгие годы стал для меня темницей, может кто-то из родственников.
Но дело не только в этом, а в том, что когда-то, еще в пятнадцатилетнем возрасте, Так вот, будучи пятнадцати лет от роду, я сильно обиделась на бабушку (хотя причина была пустяковая) и решила ее немножко проучить. Я знала, где дедушка хранит фамильные драгоценности и решила их перепрятать. Взяла шкатулку (она была небольшая, но с достаточно ценными старинными украшениями) и залезла на чердак. Там было маленькое отверстие, между полом чердака и потолком комнат, – в него я и засунула шкатулку. Но, на свою беду, спускаясь с чердака, я наступила на подол платья и упала с лестницы, ударившись головой о порог. Больше я не встала. А бедные бабушка и дедушка так никогда и не узнали, куда делась их шкатулочка…»
Не знаю, что поразило меня больше – само явление призрака или этот спокойный рассказ ребенка о собственной смерти… Мне стало очень ее жаль.
– Чем я могу помочь тебе, Маша? – воскликнула я.
«Вы должны найти эту шкатулку – я укажу точное место – и забрать ее. Только после того, как верну ее, смогу покинуть этот мир».
– … а куда же отправляются, ну… когда покидают этот мир? – не удержалась я от вопроса. Призрак Маша улыбнулась: «Вам рано это знать». Потом девочка (ну, или то, что давным-давно было девочкой) подробно описала мне месторасположение клада, и я пообещала, что утром обязательно его достану. Засим призрак и удалился, заранее поблагодарив меня. Он – просто растаял в воздухе, не оставив никаких следов…
Я вышла в коридор, открыла дверь во двор. Свежий воздух мгновенно вернул меня в реальность. Уже светало. И вдруг раздался душераздирающий вопль… петуха! Господи, в центре города кто-то разводит петухов! Неужели на балконе?.. А Трезор мирно дрых под забором, не обращая ни на меня, ни на петушиные вопли ни малейшего внимания.
И я полезла на чердак, благо там всегда приставлена лестница. Так… три шага прямо, один влево, еже один влево, теперь два вправо… Вот здесь… здесь должно быть то, что не дает моей новой знакомой покоя... Ну и грязища! Хорошо хоть, крыс не видно. Я присела и потянула доску с пола вверх. Она поддалась на удивление легко; я дернула посильней, и доска вовсе оторвалась. Внизу, в пыли и какой-то трухе, лежало что-то, завернутое в старую тряпицу. Я развернула тряпку и…
Действительно, это была шкатулка! Небольшая, старинная, из какого-то потемневшего металла. Поспешила открыть, а там – перстни, серьги, броши. Красивые, у меня аж дыхание перехватило от такого зрелища! Взяв шкатулку, я очень осторожно спустилась вниз. И сразу бросилась всю эту красоту рассматривать, и даже примерять.
На душе было спокойно и даже… как-то радостно. Такая тихая радость, какая бывает после того, как сделаешь небольшое доброе дело. Вдруг я почувствовала, как сильно устала: еще бы! Такие переживания, и всю ночь не сомкнула глаз. Сама не помню, как уснула…
Проснулась от звона ключей в двери: пришел мой шеф. Я быстро вскочила с дивана.
– Вот, смотрите, Юрий Дмитриевич, что я нашла! (Сразу решила, что про Машу рассказывать никому не буду, самой уже с трудом верилось в ночное приключение).
– Ого, так это же настоящий клад! – восхитился директор нашего музея.
Он долго разглядывал находку, повертев в руках сначала саму шкатулку, а потом попеременно вытаскивая ювелирные изделия и давая им приблизительную оценку во времени: «Вот это явно XVII век… Хм, это, должно быть, XVIII…»
В общем, было решено показать сначала знакомым антикварам, а потом сдать шкатулку государству. Так я и сделала. Кстати, те тридцать процентов, которые достались мне лично, оказались немалым богатством для нашей семьи. Да еще власти выделили деньги из бюджета на ремонт здания (наверное, думали еще что-нибудь найти).
А я с той ночи иногда просыпаюсь, особенно когда случается полнолуние, и лежу, или встаю и смотрю в окно… И думаю о Маше, девочке, которая трагически погибла, а потом еще, так сказать, скиталась по музею долгие столетия… И о том, что наконец-то она там, куда очень долго и тщетно стремилась – в ином мире…
А еще о том, хорошо ли, что теперь я знаю, что есть эти миры. Тот, в котором много лет провела Маша и еще какой-то – мир, куда она так хотела попасть…


Рецензии