Папа в Израиле. Бейт-Лехем

- АллА-А-А-А...Акбар! - завёлся на минарете муэдзин.
-Мужчина! кажется,Вас дочь зовёт! - обращается к папе одна из нашей тургруппы в Бейт-Лехеме (Вифлиеме).

(Ни фига себе! Никогда бы не подумала,что тембр моего голоса способен позвать на азан.К чёрту больницу,переквалифицируюсь в управдомы!)

Папины глаза - что те тарелки из "Огнива",и где-то уже на лбу..секундное замешательство,смотрим друг на друга-и начинаем ржать..) не совсем уместно на выходе из Базилики Рождества Христова,к слову сказать..

Тогда,в 2005,мне-израилетянке ещё было можно.На экскурсию "на территории".Хотя,и тогда уже было напряжённо,к слову сказать.

Урезанный бюджет сохнутовского туризма, который я считала на тот момент самым классным в Израиле, больно ударил по нашим с папой туристическим планам.А именно-не было моего любимого Сафари с заездом в парк роз в Зихрон-Якове, не было Хамат-Гадера и Сахне, не было сталактитовых пещер в Неот-Кдумим- и ещё многого из того, что было всегда.Что хотелось показать.

И машины своей тогда ещё не было.

Пришлось добирать экскурсии по всяким другим фирмам - подходящим по срокам и по маршрутам.

Первым по календарю выпал Бейт-Лехем с заездом в христианский Иерусалим.В голове с трудом укладывалось, как вообще возможно совместить эти две громадные экскурсии в одной, но обнадёжившись рекламными обещаниями сотрудницы турфирмы , я решилась и взяла 2 путёвки.
Во-первых,сразу стало понятно, что такое "еврейское зАраз" .Приехав в 5:30 на место сбора, мы прождали автобуса ещё 45 минут, а затем, загрузились в него с группой, следовавшей на Мёртвое Море.С коей доехали до Тель-Авива. По дороге автобус раза три пытался умереть, но в самый последний момент, бешено взрёвывая и хрюкая, прыгал с места в карьер.

Гида не было(он, оказывается,по канонам этой фирмы загружается только в Бат-Яме - а мы-то, привыкшие к подробному рассказу с самого начала поездки на что-то надеялись...наивные).
Гид появился позже, когда в Бат-Яме нас перегрузили в автобус, следовавший по маршруту нашей экскурсии.

Мальчик старался.Ничего не могу сказать.Он рассказывал,по мере следования, в каких районах страны-какие цены на жильё, где выгодно покупать что-либо, а где не выгодно, попутно бросая пару-тройку фраз из учебника истории средней школы...оставалось с горечью вздыхать "про себя", вспоминая глубину знаний сохнутовских гидов...

Ну что ж, подумалось нам, не рассказывают нового и интересного - фиг с ним, поглядим на месте.

До места ещё надо было добраться.Мальчик объяснил нам , что после въезда на "территории" ни один погранец-израилетянин не должен знать, что кто-то тут имеет теудат зеут(удостоверение личности), а тем более, что он-гид- и есть гид.

По указивке экскурсовода переходим в палестинский автобус.
Где нас поджидает "крутой пацан", у которого полгорода "схвачено".Крутой пацан -это, конечно, моя трактовка.Был мужик лет 60,приветливый, держатель магазина сувениров. Куда наша группа, как я понимаю, в благодарность за содействие фирме, и была доставлена. Цены в магазине были "туристическими".О скидках объявлено - но кассирами не услышано.

В магазине мы пробыли около часа.Может быть, поэтому, остальная часть экскурсии была не пройдена, а "пробегана", что создало определённые трудности для моего не шибко молодого родителя(71 год на тот момент), и возможно, именно такой временной расклад не показал нам и десятой части вифлиемских достопримечательностей.

Единственной задачей было успеть догнать бегущего гида.Про "что-то услышать" уже не могло быть и речи...

"Пригибаясь и отстреливаясь",пытаясь подхватывать на бегу спотыкающегося отца, я постоянно перефокусировала взгляд на линию горизонта,где мелькала красная "гидская" кепочка. За какие-то 3 минуты этого спринтерского забега за духовностью, я успела,параллельно:

- отшить навязчивых местных детей,требующих доллар
- отвертеться от торговца открытками
- не отвертеться от торговца крестиками из гематита,сбив цену в 10 раз(единственный,пожалуй,случай моей успешной предпринимательской деятельности вообще и в такой рекордно короткий срок в частности)
-не перейти на иврит

Храма не помню.Одно большое полутёмное пятно с вкраплениями червонного золота и красными отблесками.Запах ладана.Полная концентрация внимания на отце и на темпе...потом уже читала о том,что должна была увидеть.И люди рассказывали.

..и эта тётка в крике муэдзина..как вишенка на мороженном..

Мерзковато..злая,как собака...

Маскируясь под глухонемых, мы выехали из Бейт-Лехема.Вздохнув и перекусив,(время было уже 3 пополудни), выдвинулись в сторону Храма Гроба Господня.Пробежав до Храма, взбежав и спустившись по парочке крутых лесенок, застряли в очереди к святыне.Святыня должна была закрываться через 15 минут, очередь из 4-х групп была не маленькой, всем хотелось приобщиться.А папе-посмотреть и сфотографировать.И, поскольку " у руля"(у камеры) была я, то, соответственно,добравшись до Гроба, уже готовилась войти в пещеру..как вдруг...
Остервеневшая экскурсовод параллельной группы(Иерусалим трёх религий) кидается на меня и хватает за плечо.На изумлённый вопрос, чего это она, объяснила, что я из её группы, и сейчас не наше время...
Я офонарела и посоветовала ей полечиться.Поняв, что ошиблась,геверет ,не извинившись, отвалила.

Плечо болело.Выйдя из храма святого, поинтересовалась у гид-ши её психиатрическим профилем и паспортными данными.Она посоветовала мне пожаловаться Стене Плача. Пообещала ей рандеву в суде...
...И вот, наконец, пробежки по святым местам окончились.Мы благополучно загрузились в автобус, и всего за каких-то 3.5 часа доехали до Хайфы.Уставшие, одуревшие, злые...

На следующий день отец уже не хотел ехать на экскурсию в "Подземный Иерусалим".Уговорила.И, попав снова "в зону действия" Сохнута, отец воспрял.Он -Увидел Иерусалим.Он, турист,почувствовал то же, что чувствуем мы-жители этой страны,для которых Иерусалим-не просто название города...
А у меня осталось разочарование.И досада за бездарно потраченное время.Ведь, если отбросить "необходимые" турфирме посещения магазинов, входящих в сферу их влияния, остановок на еду- неоправданно затянутых ,и времени, потраченного на пересадки и ожидания транспортных средств, чистого экскурсионного времени было часа 3 из 9.
Я не говорю уже о полоумной дерущейся коллеге нашего гида...
___________________________________________
Сейчас,слава Б-гу,ситуация на рынке туруслуг изменилась кардинально. Появились отличные экскурсоводы.И фирмы.И одиночки.Конкуренция даёт возможность широкого выбора.

Так вот,о чём это я?
Я вам ,дорогие мои,не желаю так,как сложилось у меня в 2005-м.

Я желаю вам увидеть нашу страну такой замечательной,какая она есть.Многогранной,уникальной,бездонной..Я желаю вам возвращаться сюда снова и снова,открывая её для себя заново каждый раз.

Честное слово,она того стОит!


Рецензии