Спасаловка на Деньге

                Из раздела «Спасатели-общественники».

                Фото: вывоз пострадавшего на примитивной волокуше.
               
                КСП В СОЛЬВЕ.
    В ноябрьские праздники я снова на Денежкином. Заявил на «единичку» две группы заводских новичков – ДСО нужны разрядники. А заодно получил командировки на себя и Бетехтина в КСС.Наша задача - организовать пост спасслужбы (КСП)в Сольве. Уже несколько лет североуральцы сбрасывают на меня работу в ноябре в своём районе. Ограничиваются регистрацией групп на выходе и дежурством в городе.  Правда, в отчёте указывают о работе своего отряда тоже в районе Денежкина камня. Отчёты о дежурствах и сметы командировочных расходов регулярно поступают к начальнику спасслужбы Гордееву и в бухгалтерию Облсовета. Но где они дежурят? – за многие годы я так и не понял. Уходят, якобы, до нашего приезда, возвращаются после нас. На традиционных маршрутах я их ни разу не встречал. Халтурят, видимо.

    С автобуса – сразу на маршрут. Первая ночёвка под Шарпом, на второй день мы уже в Сольве. Обогнали пару групп, заняли  половину дома, на дверях которого уже несколько лет красуется прибитая мною табличка «Пост ОблКСС». Это чтобы вслуч-чего уплотнить нахалов, осмелившихся позариться на комнату, или не пустить, если придут позже нас.
    К ночи в приюте более десятка групп, забиты все избы. Как обычно регистрируем всех прибывших, уточняем маршруты, по необходимости консультируем.
    Утром вскакиваю пораньше – показать шнуркам «недремлющее око КСС» всегда полезно. А на этот раз в особенности: пришел циклон, висит низкая облачность. Бегу по избам, отменяю восхождения. Но своих-то я поведу: чувствую, что толщина облачности небольшая и надеюсь, что вершина Деньги выше облаков.
    Ходил я этим путём много раз, знаю каждый камень на склонах. Чтобы группы не попёрлись следом, пускаю слух о тренировке спасателей на гребне Жёлтой сопки. Облака как раз и лежат на гребне.
    Всё удаётся: в облаке видимость метров 60-80, ориентироваться легко, верхняя граница ниже предвершинного плато, на главную вершину забежали при ярком солнце.
    Я доволен: показал нашим новичкам, как можно ходить в горах в облачности. А заодно и разъяснил, почему этого не следует делать – подвёл к провалу Шегультанского цирка, чтобы понюхали крутые ледовые склоны. Сорвешься сослепу – костей не соберёшь.
    В Сольве ожидала банька – сообразили ребята из Тюменской КСС. Они ежегодно приезжают на праздники отдохнуть. Естественно, в служебную командировку. С запасом водки.
Посидели хорошо. Тосты перемежались сольными номерами под гитару – есть у тюменцев поэт-песенник.

                КАЗАНЦЫ С «ГОРНЯШКОЙ»
    Новый день начинается с тревоги. С кордона Шарп прибежал гонец и объявил, что вчера с восхождения не вернулись четверо казанских парней. Я не удивлён: если пошли через Сорокинские ворота, то попали в облачность уже на границе леса. Блудануть в облаках – дело плёвое. Лишь бы не вышли на склоны Шегультанского цирка – там без кошек делать нечего.

    Собираю всех руководителей групп, объявляю начало поисковых работ.  Система поисков у меня давно продумана. Есть даже десяток картосхем массива с прорисованными маршрутами поисковых групп. Объясняю каждому руководителю задачу группы, методику поиска, связь посыльными в случае обнаружение места схода с гольца в зону леса заблудившихся. К вечеру мой штаб будет в Шарпе, тюменские спасатели остаются в Сольве.
    Задачи групп несложные: пройти определённый участок склона массива по границе леса. В зависимости от сложности рельефа участки длинной от 5-6 километров до 10. Учитывая, что придётся тропить лыжню, работать придётся весь световой день.
    Среди туристов есть и недовольные: срываются их единички и двоечки. Заверяю, что участие в поисковых работах будет засчитано как полноценное прохождение их маршрутов. Свердловчане знают, что я член МКК, а вот иногородним приходится делать запись в маршрутку от имени ОблКСС, благо штампик КСС у меня всегда с собой. Штампику верят больше чем словам.

    В девять утра группы готовы к выходу. Первыми убегают с моей запиской добровольцы-лыжники. Их задача до ночи проскочить до Всеволодска и дать телефонограмму в КСО Североуральска и в Свердловск. Там в этот день должен дежурить Лёня Басов.
    На развилке уходят в сторону Жёлтой сопки первые три группы поисковиков. Одна будет подрезать склон до Малого Шегультана, другая – южный склон, в междуречье Супреев. К ночи они должны вернуться в Сольву. Третья обследует Пихтовый Увал до избы на Тальничной и выйдет в Черёмухово.
    На Малом Шегультане вверх идёт ещё одна группа с задачей подрезать склон до Большого Шегультана.
    Шегультанский цирк я планирую проверить сам. У меня в рюке уже который год лежат старенькие кошки. Конечно, подниматься по ледяным склонам я не собираюсь – пройдусь по выносам, по границе ледяного фирна и мягкого снега. А вдруг бедолаги всё-таки сунулись во впадину и сорвались. Кошки на тот случай если замечу на склоне что-то подозрительное и придётся подниматься вверх.
    В избе на Б. Шегультане группа из Серова. Пробили лыжню до цирка и вернулись – выше облачность. Предлагаю им быть связующим звеном, сидеть ещё сутки в этой избе. О происшествии они знают – гонец к ним заглядывал. Поэтому и не полезли в облака на восхождение. Восхождение они планировали грамотно: из цирка влево на Кулаковский увал и Сорокинские ворота.
    Подрезать склон Кулаковского увала до долины Сухого Шарпа  посылаю группу из СГИ. Ещё одну группу на Белкинский увал я пошлю с кордона, но уже завтра.

    Не проходит и полчаса, как со стороны кордона показываются два лыжника. Это мои «бегунки» во Всеволодск. Понимаю, с плохими вестями они возвращаться не должны. Улыбаются: всё обошлось, потерявшиеся вернулись, переночевав у костра. Сидят в избе на Шарпе.Посылать телефонограммы нет надобности.

    Всё. Спасаловка закончена. Посылаю бегунка вслед ушедшей вверх группе. По лыжне он их догонит быстро. Другие группы, конечно же, не остановить, им работать до глубокой ночи, трём до выхода на Сольву, одной –  к этой избе на Шегультане. Жаль ребят – трудятся зря. Впрочем, почему зря? Многие, если не все, впервые участвуют в серьёзных поисковых работах. Запомнят, как они организуются, чем чревата безалаберность и что такое контрольные сроки. Да и маршруты свои они могут продолжить: потерянные два дня были запланированы на восхождения, которые из-за низкой облачности состояться, по правилам, не могли.
    Не спеша катим в Шарп. Спешить уже некуда: подъём на ГУХ должен был проводиться сегодня, завтра – переход под Белый, послезавтра восхождение и уход по Широкой грани хотя бы до Кондорки. А там – выход во Всеволодск к последнему автобусу. Не возвращаться же назад.

    В Шарпе, в избушке две группы, и обе из Казани. И оба руководителя пытаются вешать мне лапшу на уши. Дескать, облачности не было, не блудили.  Заночевали у костра по причине заболевания одного из восходителей. «Горняшка» одолела – не было акклиматизации. Потерял силы, не смог идти.  Горная болезнь? На километровой высоте? Такого и в бреду не придумаешь! Но жители средней полосы убеждены, что такое возможно: ведь Урал – это горы!

    Не стал разубеждать и оспаривать. Может следующий раз будут лучше готовиться для «гор». Ведь что-то же прихватило парня.Он и сейчас ещё бледненький.


Рецензии
Спасибо, Анатолий!
Пробежался по заголовкам, много знакомых мест: Семёрка, Конжак, Денежкин камень... Было приятно. Горняжка на Денежке, надо постараться придумать такой анекдот. Это, видимо, от "впечатлительности")))
Хочется предложить глянуть "Дороги юности" http://www.proza.ru/2014/05/06/1701
или "Тяжесть выбора" http://www.proza.ru/2014/05/31/2024
Или посмотреть сборник "Тропы Памира" или "Далёкие горы".
Здоровья и всего самого доброго!
С теплом и уважением,
Виктор

Виктор Афсари   12.03.2019 20:59     Заявить о нарушении
Прочитал Ваши очерки. Спасибо.
Я далёк от альпинизма, я - водник, и немного лыжник. В горах бывал только пробираясь в истоки горных рек для сплава по ним. Но это не те горы, не вершины.
Успехов во всём, и Здоровья.
С уважением,

Анатолий Емельяшин   13.03.2019 15:10   Заявить о нарушении