Военный быт

Вологда находилась в тылу. Горожане по карточкам получали хлеб и другие продукты, оказались в лучшем положении, чем колхозники. В городе голода не было, но и сытости мы не знали. В быту отсутствовало электричество, оно поступало только на предприятия. Освещались керосиновыми лампами и коптилками. Общественный транспорт не ходил. Активной жизнью жил рынок. Он играл большую роль в нашей семье. Мама, Мария Николаевна Тёркина, по состоянию здоровья не могла работать на заводе, работала надомницей, плела кружева для кружевной артели. Вологодское кружево уходило за границу. Всю войну мама сдавала кровь для раненых, это тоже являлось статьёй дохода. Но главное, в маме был какой-то коммерческий талант. Она умудрялась где-то покупать муку, пекла нехитрые пирожки с яйцом и луком и продавала их на рынке. Нам с Лузой от тех пирожков ничего не доставалось. Но доход какой-то был. Соседки не одобряли её занятие, называли спекулянткой. Зато мы выжили, солдатская семья, у которой никакой другой помощи не было. Добрым словом надо вспомнить козу Римку, которая поддерживала наш скудный бюджет, было молоко и для себя и для продажи. А корм в виде веников заготовляли заранее, летом коза паслась в общем стаде. Было какое-то подспорье и от двух грядок овощей с огорода, находящегося рядом с домом. Вот так и жили.
В военные годы горожане мылись в общественных банях. Бань было немного в городе, поэтому очереди в них выстраивались огромные. Мы ходили в так называемую железнодорожную баню. Находилась она на проспекте Сталина, фасад её украшали колонны и фронтон, здание чем-то напоминало наш театр. Баня добросовестно работала все военные годы, дарила горожанам своё тепло, пар и воду. На ступенях широкой лестницы люди часами ждали  своей очереди, успевали обсудить все новости, военные и личные, рыночные цены и дефицит вещей. Добравшись до заветных дверей в банное отделение, получив номерок от бельевого шкафчика, счастливцы могли сколько угодно лить горячую воду на свою голову в двух больших залах, греть своё тело в парилке. Вместе с потом и грязью мы смывали, казалось, все невзгоды. В общем, обновлялись. Баня с достоинством несла свою трудовую вахту.
Луза училась в школе. Не знаю точно, как помогали вологодские школьники фронту, помню, что шили кисеты для красноармейцев, вкладывали записочки. Шили и вязали тёплые рукавицы не только с большим, но и указательным пальцем, чтобы можно было стрелять из винтовки. Ходили с концертами в госпитали к раненым. А госпиталей в городе было много. Они заняли все большие учебные заведения, некоторые учреждения и даже монастыри. Самый большой госпиталь находился в школе №8, построенной перед войной на улице Мира (Сталина). Позднее я её заканчивала. А школы были размещены в небольших старинных особнячках. Луза часто вспоминает эти школы, школы военных лет. Вспоминает своих друзей и подруг.


Рецензии