Инвестировать в Ничто

Этот опус можно наверное видеть как продолжение моего эссе "С Наступающим 1984м Годом" и о том как материальное переходит в нематериальное на наших глазах. Но происходящее сегодня переводит предмет обсуждения на совершенно новый уровень. Одно дело хранить информацию в цифровом формате, и совешенно другое - перевести маркеры ценности из мира материального, в киберпространство.

Поводом для данного опуса стала малозамеченная статья

Papering Walls With Stock Imperiled as Bourses Mull Digital-Only, оригинал здесь


О чём она?

До сих пор инвестиции в ценные бумаги компаний регистрировались на ациях, так называемых "сертификатах обладания" где каждая акция представляла пропорциональную выпущенному количеству акций долю имущества указанной компании (Для упрощения вопроса, не будем рассматривать бонды сегодня, хотя, судя по всему до них также дойдёт очередь). Покупая акции, инвестор получал сертификат с номерами акций, принадлежащих ему. Эти акции физически существовали, могли быть предъявлены для инспекции, куплены и проданы.

Этому приходит конец. Оператор Нью Йоркской Биржи равно как и биржи NASDAQ рассматривают возможность запрета на печать физических акций для вновь выходящих на рынок компаний. Это две крупнейших биржи в США. Если они добьются принятия такого хода событий, то весь 22 триллионный рынок Американских ценных бумаг станет фантомным, или, более политически корректным языком - перейдёт в электронный формат.

Давайте осмыслим глобальность перемены. Исчезает последний физический маркер связывающий деньги инвестора с предметом вложения этих денег.

Думаю, что лишь наивный человек считает, что финансами управляют люди ночами не спящие и бдящие интересы инвесторов. Голдман Сакс на живом примере показал, что продавая инвестору заведомо убыточные ценные бумаги, они одновременно делали прямо противоположную ставку, гарантировавшую Голдман Сакс прибыли на потерях инвестора.

Последний скандал с ЛИБОР показал как легко манипулировать рынком, когда под ним нет никаких физических основ. Номер туда - номер сюда и вот уже, скрыто от публики, банкиры пожинают плоды манипуляций с курсами валют.

В настоящее время в начальных стадиях находится процесс расследования манипуляций с драгметаллами. По оценкам независимых экспертов на каждую унцию физического металла приходится до 10 (по некоторым подсчётам и более) проданных "электронных" унций в GLD и им подобных ETF фондах. Если расследование будет доведено до конца, можно ожидать взрывного роста стоимости драгоценных металлов.

Но сегодня мы говорим об акциях. Перевод торговли ценными бумагами компаний в электронный формат неизбежно увеличит возможность злоупотреблений в этой сфере, не говоря уже о возможности потери или искажения данных на серверах торговых брокерских компаний.

Я слежу за происходящим вокруг явления называющегося БитКоин и растущих как грибы иных электронных "валют" (Чак Норрис только что заявил протест против создания НоррисКоин) напоминающих густую поросль финансовых пирамид в Перестроечной России.

Что такое "электронная" монета или электронная акция? Это ничто. Несколько бит информации, расположенных на удалённом сервере за 10 000 километров. О каком контроле возможно говорить? Непросто было разобраться в афере Мэдоффа при наличии физических акций, сложности в раскрытии подобных схем с электронными акциями вырастут экспоненциально. Опять же весь мир обошла история с ранним инвестором в БитКоин, кто выбросил в мусор старый компьютер, на хард драйве которого находилась тысяча БитКоинс, которые он купил несколько лет назад, когда они стоили по одной десятой цента за штуку.  При цене более 1000 долларов за БитКоин внезапно ценность харда превысила миллион.... Конечно он никогда не найдёт хард драйв. Правда и потеря невелика - всего 10 долларов.

В любом случае, происходящее продолжает линию тенденций, которые тревожат меня. Многие сферы жизни переходят в плоскости неподдающиеся контролю, открытые для манипуляций третьей стороны, и, в случае с инвестициями, предвосхищают массовое изъятие накопленного.

Помните фильм "In Time". К сожалению не знаю как он переведён в Российском прокате. В фильме показан мир, где невозможно сделать накопления. Валютой является "жизненное время". Это нечто электронное, условно привнесённое в общество, но взявшее под контроль всю человеческую жизнь. Количество остающегося времени отражается на дисплее под кожей на левой руке.

Контроль - вот оно правильное слово. Перевод материального в нематериальное выдёргивает контроль из рук граждан и передают его в руки контролирющего  меньшинства. Вы можете сказать что и сегодня мы под контролем, но невозможность сделать накоплений сделает контроль тотальным. Этакое "дискретное рабство".

Виктор Урусов

Такома

16 Января 2014


Рецензии