Манарбек Бексеитов. Он был и останется первым
Минуло двенадцать лет с того трагического дня, когда перестало биться сердце талантливого музыканта и педагога. Человеческая память несовершенна, избирательна, и в круговерти будничных забот нам свойственно забывать ушедших. Увы, в истории имеют место печальные случаи, когда даже огромные заслуги перед современностью с легкой руки иных деятелей-фальсификаторов словно бы невзначай затираются и присыпаются легкой пылью забвения: новое время - новые песни. Но не пристало творческим людям становиться «манкуртами, не помнящими родства»: в преддверии юбилея славного земляка мы, коллеги и благодарные ученики, вспоминаем о Манарбеке Касымовиче, восстанавливая основные этапы его незаурядной творческой биографии ¬- значительной страницы в истории нашего города.
Манарбек Бексеитов родился 16 июня 1939 года в ауле Тас-Булак Балкашинского района Акмолинской области. По окончании Семипалатинского музучилища по классам домбры и баяна преподавал в Кокшетауской детской музыкальной школе, заочно продолжая обучение в Алматинской консерватории. С момента открытия в Кокшетау музыкального училища и до своей безвременной кончины Манарбек Бексеитов был бессменным директором единственного в области профессионального музыкального учебного заведения. Трудно переоценить его роль в становлении и развитии объектов музыкальной культуры города и области: оркестр казахских народных инструментов музколледжа, ансамбли «Кокшетау» и «Окжетпес», казахский оркестр областной филармонии были организованы Манарбеком Бексеитовым. За концертную и просветительскую деятельность коллективы неоднократно награждались почетными грамотами и дипломами. В 1986 году на II Республиканском конкурсе в Алматы оркестр был удостоен звания лауреата. Коллективы, созданные и возглавляемые Манарбеком Бексеитовым, радовали своим искусством не только жителей города и области, представляя казахстанскую музыку за рубежом, выезжая на гастроли в Польшу и Венгрию. Оркестр казахских народных инструментов музучилища и ансамбль «Окжетпес» принимали участие в программах республиканского телевидения. В репертуаре коллективов, полюбившихся кокшетауцам, прочное место заняли образцы казахской классики в обработке Манарбека Касымовича и его собственные произведения. «Визитной карточкой» композитора Манарбека Бексеитова стали песни «Акку ані» и «Кокшетау вальсі», кюй «Кокшетау маршы».
Манарбек Касымович запомнился коллегам и ученикам не только крепким и постоянно развивающимся профессионалом. Воспоминания современников проникнуты искренним ощущением невосполнимой потери замечательного, доброго и жизнелюбивого человека.
– Лично для меня он был не только учителем, настолько теплым и доброжелательным было его отношение к ученикам, – вспоминает преподаватель колледжа культуры имени Акана-сері Ботагоз Нургалиева. – Мне посчастливилось учиться у Манарбека Касымовича и в школе, и в училище. – Благодаря его продуманной методике, которую я с успехом внедряю и в собственную преподавательскую работу, учиться было очень интересно. Как руководитель он был постоянно занят, но буквально за пять минут мог дать верную установку ученикам, поправить ошибки, подтвердить сказанное собственным исполнением. Он был и музыкант от Бога, и педагог с большой буквы. Перед экзаменом он всегда собирал своих учащихся и поднимал нам настроение: мог пошутить, рассказать какой-то анекдот, забавную историю из жизни. Никогда не отчитывал в этот момент, старался позитивно настроить. Его заслуги перед современными профессиональными музыкантами Кокшетау велики, ведь именно он принимал типовое здание ДМШ и выбивал помещение для музыкального училища. Он был не только замечательным педагогом и мудрым руководителем, но и крепким дирижером. И в деятельности нынешнего руководителя казахских оркестров колледжа и филармонии Турлыхожи Базарова именно школа Манарбека Касымовича стала надежным фундаментом будущих успехов.
– Большинство педагогов, работающих сейчас в музколледже, это воспитанники Манарбека Касымовича – не прямо, так косвенно, - рассказывает Айнагуль Аубакирова, заведующая отделением казахских народных инструментов Кокшетауского музыкального колледжа имени Биржана сал. – Вообще, наша сегодняшняя работа – прямой результат его отеческой заботы и поддержки. Ведь в то время нам, сельским ребятам, приходилось тяжеловато: нужно было адаптироваться в новых условиях, преодолевать языковой барьер. Он мог запросто объяснить непонятную тему по теоретическим предметам, проконсультировать совершенно бескорыстно. Объяснял, что все это нужно нам для будущего. Оставлял нас после занятий оркестра, подолгу беседовал со студентами на разные темы. Бывало, мы закрывались перед экзаменами в классах на ночь - тайком от преподавателей, чтобы дополнительно позаниматься. Однажды Манарбек Касымович нас «застукал», но вместо ожидаемых упреков мы получили от него целый портфель пирожков! Даже по возвращении из консерватории, уже в качестве преподавателей, мы сохранили смешную студенческую привычку почтительно вскакивать с места при его появлении, настолько непререкаем был его авторитет. Это был истинный лидер. Мы, педагоги отделения казахских народных инструментов, привыкли собираться у него в кабинете по утрам на импровизированную планерку, независимо от того, есть у нас уроки или нет. Если кого-то не было, он искренне беспокоился, начинал лично вызванивать каждого. После его смерти образовалась какая-то пустота, ведь он был идеалом для нас. А его заслуги перед городом и областью неоспоримы: достаточно сказать, что оркестр казахских инструментов, основанный им, был первым в северном регионе республики и долгое время оставался единственным. Оркестры, которые открывались намного позже, возглавляют наши же воспитанники, а значит – последователи школы Манарбека Бексеитова. Благодаря его усилиям в конце 90-х годов в колледже был открыт класс кыл-кобыза – инструмента, который в советское время был под негласным запретом. Словом, о чем бы мы сейчас ни вспомнили, говоря о становлении профессиональной музыкальной школы Кокшетау, восходит к имени Манарбека Касымовича. Думаем, что имя Манарбека Бексеитова должно быть присвоено одной из улиц города.
«Курс», №24 (524), 18.06.09.
Свидетельство о публикации №214011700457