Журналисты
Провожу сравнительный анализ восприятия категорий манипуляция и коммуникация в разных студенческих группах, это пилотажное исследование, без серьёзных расчётов и выборочной совокупности, но результаты всё равно заставляют задуматься.
Студенты-журналисты презентовали себя как создателей Массовых Коммуникации, называя себя "Мы". Надо сказать, что даже студенты 2-го курса включили себя в эту профессиональную идентичность.
Студенты-политологи говорили об этом как о субъектно-субъектных S-S и субъектно-объектных S-O отношениях.
Журналисты объясняют категорию коммуникации с помощью глаголов ДОСТАТЬ, ВЫТЯНУТЬ, УБЕДИТЬ, ПРИНУДИТЬ, ПЕРЕМАНИТЬ, ЗАСТАВИТЬ. Коммуникация для журналистов это МАНИПУЛЯЦИЯ, ПРОЦЕСС, ОБМЕН МНЕНИЕМ, ЗНАНИЯМИ, ЗНАКАМИ.
Политологи объясняют категорию коммуникации с помощью прилагательных ОСОЗНАНИЕ, СКЛОНЕНИЕ, ОБЪЕКТИВНО;а также Существительных: ОТНОШЕНИЕ,ВОЗМОЖНОСТЬ, УПРАВЛЕНИЕ, ТИП, СПОСОБ. Коммуникация для политологов - это СРЕДСТВА СБЛИЖЕНИЯ, СПОСОБ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ, СОВОКУПНОСТЬ МНОЖЕСТВ…
Манипуляция для журналистов - это ПОСТАНОВКА ЧЕЛОВЕКА В НУЖНУЮ СИТУАЦИЮ РАЗНЫМИ СПОСОБАМИ; ВОЗДЕЙСТВИЕ С ПОМОЩЬЮ ИНФОРМАЦИИ, с целью СОЗДАНИЯ КОМФОРТНЫХ УСЛОВИЙ.
Манипуляция ДЛЯ ПОЛИТОЛОГА - ЭТО УПРАВЛЕНИЕ, Руководство, СПОСОБНОСТЬ ПОВЛИЯТЬ, ПОДАВЛЕНИЕ ЧУЖОЙ ВОЛИ с ИНДИВИДУАЛЬНОЙ целью ПОЛУЧЕНИЯ преимуществ (власть, закон и др.).
С журналистами не просто общаться, не просто задавать им вопросы. Выбор профессии это всегда не только осознанный выбор, но и "компенсация полученных травм в детстве и отрочестве", на это всё накладываются ещё особенности социализации журналиста как специалиста или профессионала. И продукт деятельности журналиста – это интерпретация того, что он видел, чувствовал, слышал, видел или понял, его концепция, модель происходящего!
Так на конференции психологов, посвящённым социальным эпидемиям в Санкт-Петербурге был создан круглый стол журналистов и психологов. Было понятно, что и язык и картины мира в этих двух профессиях разные и почти не пересекаются. Председательствовал - виртуоз в деле журналистики В.В.Познер, который поразил меня красочностью своих интерпретаций и достраиванием не существующих смыслов. Надо сказать, что диалог шёл только между журналистами, складывалось впечатление, что психологи были приглашены на этот круглый стол в качестве зрителей. Попытки моих коллег как-то изменить ситуацию и поменять поле взаимодействий натыкались на противостояние ведущего. Приводились примеры, факты, которые говорили о параллельных картинах, но этого никто не хотел слушать. Мой коллега - политический психолог, был обвинён в приверженности к пятой колоне, в смыслах, которые он даже не имел в виду, в том, что он не говорил. Полагаю, что многим из журналистов трудно слушать ИНЫХ, не похожих на себя. Есть клише, стереотипы, штампы и это помогает не тратить лишних сил на такие энерго-затратные способы коммуникации как убеждение. "Манипуляция - это всё что нам нужно!" - провозглашают профессионалы от журналистики и им подражают юные, только формирующиеся специалисты. В воздухе витает напряжение, может быть искусственно созданное, и может быть и бессознательно. Намеренно усиливаются некомфортные чувства окружающих для достижения нужного результата. Можно удивить всех абсурдом сказанных слов и, уже задача оппонента объяснять всё окружающим.
Свидетельство о публикации №214011801043