Чавин, сечин и чанкильо. глава 11

ГЛАВА 11. ПРОЛИТЬ СВЕТ

- Поселения простых жителей находились неподалеку от храмового комплекса, а здесь жили только священники. Простые люди тут не жили, - говорит мне все тот же юноша, который комментировал выставленные в музее экспонаты для снимавшего фильм оператора. И при этом указывает на макет уаки U, около которого мы как раз остановились.

Понятно, что не жили... кто же их туда пустит. И, представляя на месте макета реальный комплекс, пусть даже только ту его часть, которую археологи раскопали на сегодняшний день, как тут снова не подумать про численность — в этот раз про численность служителей культа. Сколько же их тут жило, даже по минимуму, чтобы обслуживать весь этот комплекс — он включал и большие храмы, и три площади, и подземные галереи, оборудованные многочисленными комнатами.

Но возвращаясь от мысли о священниках к мысли о еще более многочисленных пилигримах, которые, как предполагается, стекались в религиозно-церемониальный комплекс Чавина де Уантара со всех сторон. Так вот — если бы такой комплекс был только один... однако нет, у Чавина были конкуренты. - и многочисленные

Такие же U уаки были построены и функционировали и в других местах сьерры и сельвы, и особенно ими изобиловало северное и центральное побережье Перу.

Напомню: в рамках строительной концепции U эти уаки выглядели так. Центральная пирамида с усеченным верхом. Перед ней - небольшой атриум (не обязательно, но встречается часто). Два здания, рукавами стоящие по обе стороны пирамиды и вдоль площади. Площадь, образованная этими тремя зданиями. Иногда в этих комплексах встречаются, кроме больших центральных площадей, еще и небольшие — прямоугольные, квадратные и утопленные, а также круглые и утопленные.

Так сколько же было у Чавина в свое время конкурентов? Ведь считается, что паломники приходили в него и из сьерры, и из сельвы. И, главено, с побережья тоже.
;
Про уаки непосредственно в сельве нам ничего не известно; вопрос с уаками сьерры оставим на потом, а сейчас обратимся только к перуанской косте. Вычеркиваем из списка те уаки, что функционировали до того, как Чавин был введен в строй.. и что же у нас получается...

А получается вот что. В долине Лурин уак типа U было семь. А в долине Чанкай — только больших уак — пять. Двенадцать... и вы думаете, что это все? Нет. Если бы. Это только в двух долинах уак было двеннадцать. А всего долин на северном и центральном побережье Перу – знаете сколько? По карте я их насчитала 22. И уак в них — сообщает нам археолог Kornbacher (1999) — не просто уак, а тех, что являют действительно монументальную архитектуру — их в этих долинах в Начальном периоде, было, по крайней мере, тридцать.

Тридцать. Из тех, что уже обнаружены, из тех, что уже частично раскопаны и где проведен некалиброваный радиоуглеродный анализ.

Это если считать только большие и известные нам на сегодняшний день уаки в форме U. А кроме них, еще были и мелкие. А кроме больших и мелких – сколько вообще тех, на которые археологи пока еще не обратили свое внимание и ни в какие каталоги и реестры не занесли.

Ведь как бывает. Из-за того, что уака такая большая и что она закрыта со всех сторон землей, никто ее всерьез за уаку и не принимает, а все считают, что это так... просто на местности высится холм естественного происхождения. Сколько их тут таких... не станешь же все экспериментально копать. А более современные методы исследования... тут у перуанских археологов все в финансирование упирается. Даже для раскопок Карала Супе Ruth Shady — перуанский археолог, вот уже много лет руководящая этим проектом — приложила усилия, чтобы получить грант от National Geographic. Раскопки в Карале ведутся и по сей день, вот уже почти двадцать лет.

Но , бывает, в вопросе: где копать, а где нет – гораздо лучше, по сравнению с археологами, подкованы уакерос.

“Уакеро” - это слово, производное от слова “уака,” и означает оно человека, который ведет индивидуальные и никем не санкционированные раскопки в уаках в надежде найти там древние сокровища и затем продать их к своей вящей радости частным коллекционерам. Многие в уаках действительно находят и древние артифакты, и изделия из золота – и черный, и серый рынки перуанских античностей достаточно горячие.

Некоторые уаки эти труженики-уакерос так раскопали, что просто диву даешься при виде проделанного объема работа. Например, в уаке Мина Пердида – так там счет идет на сотни тысяч кубометров. Уакерос даже докопали до основания центральной пирамиды — а ее высота -... ммм... точно сейчас не вспомню, но в среднем высота уак составляет 17 метров. И все ведь этим труженикам лопаты вручную приходится делать. Поразительно, на что может подвигнуть человека его горячий энтузиазм.

Для сравнения. Когда Рут Шейди из университета Сан Марко (Лима) приступила к раскопкам Караля, то ей в помощь выделили армейские подразделения – чтобы копали и найденное под контролем археологов просеивали. А тут в Мине Пердиде такая колоссальная работа оказалась по плечу частной предприимчивости и голому энтузиазму.

И иногда бывает так, что уака становится известной науке благодаря предварительной грабительской работе, проделанной уакерос, потому что всем понятно: без особой на то причины да еще в больших объемах уакерос ничего копать не станут.

А так обычно стоят себе холмы и стоят – и сотни таких увидишь, пока доедешь из Лимы в Тумбес к перуано-эквадорианской границе. Стоят – и никто их не трогает. Видно, пока не на каждую из них хватает своего уакеро или своего археолога .

Стоят – только на самом деле никакие они не природные холмы, а древние уаки, которые по-прежнему хранят в себе сокровища и тайны — и так стоять инкогнито они могут еще долго. Даже в Карале Супе, который сейчас считается самым древним центром всех Америк, археологи приступили к раскопкам не так давно – только в 1996 году.

И вот получается, что примерно в то же время, что и Чавин, то есть, в Начальный период, монументального размера уак типа U сейчас обнаружено, как я сказала, 30 — и это только на северном и центральном побережье Перу.

А еще были U уаки, построенные в Докерамический Период, и некоторые из них могли продолжать действовать и в Период Начальный, совпадая по времени с периодом открытых дверей в Чавине.

Тут я хочу сказать два слова насчет хронологической классификации, которая прозвучала в тексте раньше — и вообще о хронологических классификациях, используемых в Перу.

Общепринятых — две, но, кроме них, у них есть несколько вариантов. Здесь — для простоты и ясности изложения — я обращаюсь только к одной из них и при этом избегаю ее углубленных и детализированных модификаций, в частности, региональных. Эта классификация была изначально предложена Rowe (1962) — если вы такого еще помните, о нем шла речь несколько глав тому назад.

Рассматриваемый нами отрезок времени подразделяется на три периода. Late Preceramic period, то есть, Поздний Докерамический период на побережье Перу — он охватывает период с 2500 по 1800 до н.э. За ним идет Initial period, то есть, Начальный период — с 1800 по 900 до н.э. Дальше следует Early Нorizon, Ранний Горизонт — с 900 до н.э. до 200 до н.э.

Поэтому если у нас в предыдущих главах возник вопрос — кем заполнить центральную площадь в Чавине в Начальном периоде, то сейчас к нему следует еще добавить: а также и те, что существовали одновременно с Чавином? Кем? Так, чтобы пилигримов хватило на всех?

Вопрос о современниках Чавина тут же порождает заодно и вопрос о его предшественниках — и вообще об истоках самого типового проекта U.

Считают, что его истоки находятся на центральном побережье Перу — там, начиная с Позднего Докерамического периода, уак в эмблематичной для того региона и того времени форме, то есть, в виде буквы U, было построено немало.

Прослеживая временную линию строительной серии U и двигаясь от прошлого к настоящему, мы видим, что у нее есть как начало, так и завершение. Строить их начали в определенный момент — в середине третьего тысячелетия до нашей эры и возводились они в течение тысячелетия - даже чуть дольше. Потом построенные U уаки могли функционировать еще до конца второго тысячелетия до нашей эры - как это произошло с Чавином - но новые U уаки по каким-то причинам строить перестали. Сами уаки как религиозно-административные центры строить продолжали — но их строительная концепция была уже совершенно другой.

Было ли это связано с тем, что строительная концепция U, используемая в древних и монументальных уаках, была четко увязана с определенными функциями, которые они выполняли? Со временем определенные функции могли быть утрачены, другие — приобретены, что и отразилось в новых строительных проектах. Этого мы тоже — чтобы наверняка — не знаем.

И тут я еще раз хочу вернуться к теме площадей и пирамид — как-то очень она меня затронула. Даже не столько тема пирамид, сколько площадей, хотя и те, и другие в данном U проекте выступают в тандеме. Но и пирамиды тоже удивляют своими большими размерами и тоже заставляют задуматься: что там — при таких колоссальных размерах — могло находиться и что могло над них происходить.

Так что сейчас нам предстоит виртуальный мини-тур по уакам, построенным на перуанском побережье - для осмотра некоторых пирамид и площадей. Сделаем несколько шагов в глубь веков и посмотрим, как выглядели древнейшие уаки и как выглядели уаки комлпкса U.

Глубь веков в данном случае никак не предполагает глубь, в которую проваливаешься - как в глубь без дна. В данном случае она ограничивается Позднекерамическим периодом прибрежного Перу. Он длился, как мы помним, с 2500 по 1800 до н.э.


Рецензии