Пожалеть и простить глава3

А с соседскими девочками и даже с мальчишками у Лизы дружба сложилась.
Говорила она мало, так, несколькими фразами общалась, но уж так вышло, что была всегда в центре внимания.
Им было уже по 12-13 лет и компания была хорошая. Мальчишки играли на гитаре и все пели песни. Играли в лапту и в волейбол. Много было разных игр. Зимой -горка,санки.

Сейчас 13летние в такие игры не играют. А раньше было очень весело. Когда замёрзнут и метёт метель, заходили  к кому - нибудь домой. Отогревались горячим чаем. И к Лизе тоже часто заходила вся компания.
Мама Лизы ставила чайник, доставала варенье. Мокрые  валенки и варежки сушила у голанки.(так в те времена у нас называли  печь- голландку.)
Иногда   мама   брала гитару и пела частушки под "Цыганочку".
Ребята и девчонки говорили:
-Лизка, какая у тебя хорошая мама.

Лиза была симпатичной  девочкой и фигура  у неё была  хорошая.  От парней не было отбоя.  И любовь у неё была первая,  незабываемая. Но только не понял её любимый
 мальчик. Вернее, она потеряла  своего парня из-за  молчания.  Боялась говорить. И тут помешала  ей речь. Хотя Лиза ему очень нравилась и он был влюблён  в неё.

 В одиннадцать лет Лиза узнала, что есть в городе логопед и сама пошла лечиться.
Когда мать узнала об этом, сказала: "Пусть ходит, может успокоится."
Но не помогло.
-Ничего ,вот закончу школу и уеду в Ленинград. Там уж точно вылечат - думала Лиза.

Она рано поняла, что от родителей  ждать хорошего нечего. Ничего они ей не могут дать. Надо самой строить жизнь, будущее.

Родители даже книжки запрещали читать.
- Нечего свет жечь, глаза испортишь. Вон, учебники читай. Учись. И что ты только нашла в этих книжках? - поучали они.

Нет. Так , как живут мои родители, я жить не буду - думала по ночам Лиза.
- Хочу быть образованной, культурной. И обязательно получу среднее образование, хоть и говорят они, что не надо мне идти в девятый класс. А я хочу. Пусть пойду в вечернюю школу, но получу среднее, а там посмотрим.

Так ночами Лиза убеждала себя, что она всё сможет, добьётся всего.

- И буду я жить в городской квартире, а не в такой землянке, где даже посуду по человечески не вымыть.  Все воду берегут. А у меня будет ванна и горячая вода!
И детям своим я дам всё, что не имею с вами и буду выслушивать своего ребёнка. Сама ему книжки покупать буду. Докажу вам, на что я способна.


Ох, Лиза, Лиза. Если бы ты знала, сколько хлебнёшь горя, прежде, чем всего этого добьёшься.  Какой ценой  заплатишь за всё это. Да и не всё ещё получится, как хочется и мечтается,  среднее образование Лиза  получит, но только, когда ей исполнится за тридцать ,а её сын в это время принесёт домой табель с пятёрками за восьмой класс.
 
Однажды она сказала родителям: "Еду в Ленинград. С подружками."
Мать заохала , заплакала.
- Пропадёт ведь. Говорить не может, а туда же. Это всё подруги сбивают
с пути -причитала  мама.

Пригласила на семейный совет своего дядю. Он работал директором школы, знал, как говорить с молодыми.
Выслушав Лизу, сказал- "Пусть едет. Молодец. Правильно решила."

Так Лиза получила путёвку в жизнь.

Она многого добилась, мечты сбываются. Конечно, не все ,но приехав в гости к родителям, ей  было чем похвастаться.

Когда Лиза поведала маме, о том, что ей предлагают  должность старшего  бухгалтера,  услышала то, чего больше всего боялась.

-Нашлись  добрые  люди, пожалели - сказала мама.
-Как же ты работаешь бухгалтером,  если говорить не можешь? - добавил отец.

-А я ведь действительно с вами говорю плохо, родители. А вы не знаете даже от чего это. Вы не можете поверить, что с другими я говорю лучше, чем с вами. Для вас я была убогой, убогой и осталась. Вы же так меня называли? Забыли?  А я помню.

Лизу душили слёзы, но она должна была высказаться. Наболело и нет мочи молчать.

- А помнишь, мама, ты купила мне кожаную  папку.  Я была рада, но по твоей просьбе я уступила её сестре,  которая на три года младше  меня.  Сестра была настойчива, не такая, как я.  А ты, мама, принесла с работы канцелярскую папку для бумаг и я в седьмом классе, с большим количеством  учебников, ходила с ней в школу.  Ты не задумывалась, как я себя  чувствовала,  когда по дороге в школу из этой папки вылетали  ручки и учебники?  Я собирала их опять в эту папку и завязывала на завязочки. Смотрела по сторонам, стыдно было, если кто увидит.  Зато сестра  ходила в третий  класс с кожаной папкой. Она же была младшенькая.
А "убогой"  и так пойдёт. Я люблю сестру и она не  виновата. Она просила и получала. Даже школьную форму она сама, отрезав лишнее, делала покороче,а я нет.

Я была всегда одинока. Вела дневник, но вы влезли даже туда и оставили свою запись. Лишили меня быть наедине со своими мыслями. А дневник был моей отдушиной.

Лиза так уверенно и горячо это всё говорила, что родители молча сидели и во все глаза смотрели на неё. А она без единой запинки им всё это выдала.

Наконец мать вставила слово - Но мы вас одевали. Форма была такая же, как и у других. А почему ты не говорила, что тебе папка не подходит?

-Господи, кому я доказывала и зачем?  Только себе и доказала.

Лиза уставшая, села на стул. Говорить она больше не хотела. Ей оставалось только пожалеть и простить родителей. Она верила, что они любят дочку, но по своему.   Не  знают они, как любить и   как   с детьми общаться правильно. Их никто  этому  не учил.
"Ошибки родителей неизбежны, но чаще их причина- не злая воля, а условия жизни наших родителей и то воспитание, которое они получили в собственном детстве."

 Раньше , особенно в деревнях, люди относились совсем по другому к больным. Даже незначительный недуг (пусть это будет хромота, или заикание легкое) они воспринимали, как убогость. Все жалели больного, но ни для кого он равным не был.

Лиза никогда не оставляла родителей без внимания, посылала часто им посылки, приезжала с подарками.  Ей очень хотелось сделать приятное им.  Родители приезжали и к ней в Ленинград  и Лиза радовалась, что они, ничего не  видя в своей  однообразной , трудовой жизни,  могли всё - таки увидеть красоту такого города.  Побывать в Эрмитаже.  Полетать на самолёте.  И самое главное - Лиза подарила им внука! Она видела сияющие глаза своей  мамы, когда та обнимала  первый раз   своего  единственного  внука.  Мама в тот момент была  счастлива и дочь  тоже.


             


Рецензии
Здравствуйте, Валентина!
Сочувствую Лизочке! Но она права, сказав о родителях:
" Не знают они, как любить и как с детьми общаться правильно. Их никто этому не учил. Ошибки родителей неизбежны, но чаще их причина- не злая воля, а условия жизни наших родителей и то воспитание, которое они получили в собственном детстве."
Но ведь не только воспитание влияет, но и собственная воля, как это получилось у Лизы.
Победило её упрямство и сила воли. Молодец девочка!
С искренним уважением и теплом,

Элла Лякишева   28.01.2024 00:01     Заявить о нарушении
Спасибо, Элла, за отзыв и за понимание.

Валентина Гишаева   28.01.2024 11:45   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.