1. Дневники. Клуб юных моряков. Кострома, 1970 г

(Фотография со страницы ВКонтакте Детского морского центра г. Костромы)

29 СЕНТЯБРЯ 1968 г. КОСТРОМА. (ВМЕСТО ПРЕДИСЛОВИЯ)

Недавно наш 6-б класс побывал в настоящем путешествии. Мы плавали по Волге на пароходе «Кузьма Минин».
 В классе нам объявили:
- У кого есть желание совершить речную прогулку, приходите завтра к 7 часам утра домой к Серёже Реутову – поедем кататься на большом корабле «Клуба юных моряков».
 Я решила ехать: ведь бесплатно. Да и вообще интересно!
На другой день все девчонки пришли к Реутову, а из мальчишек явились только двое – Аверин и Ступин. Мы пошли на пристань юных моряков. Там, на втором этаже причала, у нас была линейка вместе с моряками. Капитан рассказывал, как вести себя на корабле. Не безобразничать, не мешать работе команды и не лезть, куда не следует. А юные моряки будут стоять на вахте в капитанской рубке у штурвала и в машинном отделении.
Ребята все были в форме – в белых матросках с голубыми воротниками, в бескозырках и ремнях с якорями. У них военная дисциплина!
Потом мы поехали на большом двухпалубном пароходе «Кузьма Минин» в Чернопенье. Шёл он тихо. Сначала мы робко ходили по пароходу, а потом стали носиться, играть в прятки. За время нашего плаванья мы узнали на «Кузьме Минине» все выходы и входы, излазили все лестницы. Особенно мне понравилась центральная лестница: широкая, нарядная, расходящаяся потом вправо и влево. Ещё мне очень понравился просторный салон в носовой части корабля.
В Чернопенье мы причалили, вылезли на берег и пошли в магазин за покупками. Накупили всякой-всячины, в основном – конфет. Прогуливались по длинной улице во главе с Ноной Васильевной, смотрели на дома и ели конфеты и пряники.
 На обратном пути мы опять начали бегать и играть. Потом заметили, что погода испортилась, поднялся сильный ветер, и корабль начало качать. У речки КУбань «Кузьма Минин» почему-то причалил, и нас пересадили на небольшой кораблик серого цвета. Мы разместились в маленькой кают-компании, чтобы не стоять на ветру. Но наши мальчишки решили слазить на капитанский мостик (им разрешили). И я полезла вслед за ними по лесенке из железных скобок. На мостике было очень ветрено. Но зато там стоял и командовал капитан, а штурвал крутил мальчишка в штормовке. Мне очень понравилось на мостике!
Мы приехали домой в 6 часов вечера, хотя должны были вернуться раньше. Мама меня сильно ругала, потому что она уже беспокоилась. А я разве виновата, что мы так долго плавали? Зато на двух кораблях прокатились! Может, я запишусь в «Клуб юных моряков» на следующий год…

25 ИЮЛЯ 1970 г.

У меня появились интересные новости! Вчера, когда я шла из кино, случайно посмотрела на доску объявлений. Мне сразу бросился в глаза большой плакат. В нём было написано, что в августе начинаются занятия в «Клубе юных моряков», и принимаются туда ребята с 13 лет. Значит, меня должны записать, мне ведь только ещё 14. Очень хотелось бы поучиться на юного штурмана! Но одной идти как-то страшновато, поэтому я, не теряя времени, взялась агитировать друзей с нашего двора. Сначала сагитировала Галю Трудову, потом Андрюшку Некрасова.
И вот сегодня с самого утра мы отправились на областную станцию юных техников – записываться в юные моряки. Пришли туда, а там ни одной живой души. Потом встретился какой-то парень и сказал, что это ошибка, а занятия начинаются в сентябре. Мы очень удивились: зачем же надо было плакаты развешивать и писать про август? Но тут Андрюшка предложил позвонить из телефона-автомата. Звонили мы очень долго, наверное, полчаса, и наконец, кто-то взял трубку. «Вам, ребята, нужно идти на Волгу, на причал»,- ответили нам. Мы приободрились и отправились на пристань, которую я помнила ещё с тех пор, как каталась в 6 классе на «Кузьме Минине».
На пристани было много мальчишек в тельняшках. Мы спросили у них, где можно найти капитана. Оказалось, что он ведёт занятия на втором этаже, в салоне. Мы поднялись по широкой лестнице и увидели, что на лавках сидят юнги, а капитан в красивой морской форме рассказывает им об устройстве паруса, например о том, что один из углов кливера называется галсовым. Названия были – прямо как из морской книжки про пиратов! Мы присели послушать. Наконец, занятия закончились, и капитан подошёл к нам. Мы спросили, нельзя ли записаться в «Клуб юных моряков». Капитан привёл нас в свою просторную каюту со знаменем в углу, усадил на стулья и прочитал целую лекцию о поступлении в Клуб. Оказывается, нужно заявление, справка от врача и 6 рублей денег – на питание во время практики. Это будет что-то наподобие городского пионерского лагеря, только с освоением разных морских навыков и  плаванием на учебных судах. Дисциплина в Клубе – строгая! Например, прежде, чем что-нибудь сказать капитану, нужно подойти с такими словами: «Товарищ капитан-инструктор, разрешите обратиться!». Как у военных моряков! А завтра в Клубе будут праздновать День Военно-Морского флота СССР.  Жалко, что мы не посмотрим…
Приходить на причал нам нужно 1 августа к 10 часам утра – со всеми документами. Теперь главное для меня – добыть справку, а за остальное я не беспокоюсь: мама не будет против…

1 АВГУСТА 1970 г.

Сегодня рано утром я зашла за Галей Трудовой, чтобы пойти в «Клуб юных моряков». Андрюшка Некрасов идти с нами отказался, потому что испугался строгой военной дисциплины.
День выдался плохой, пасмурный, унылый, и я даже подумала, что нас могут не принять: девчонки всё-таки. Но вот и причал. На мостках дежурит мальчишка в полной морской форме. Сначала он не хотел нас пропускать: посторонним нельзя, и всё тут. Но мы сказали, что идём записываться на морскую практику, и тогда он нас пропустил.
Капитан увидел нас с Галей и велел подождать, пока отплывёт теплоход «Кузьма Минин», а потом уж будет серьёзный разговор. «Минин» отошёл быстро, с музыкой. Управляли им юнги. Они уходили в рейс на целый день.
И вот капитан пригласил нас и ещё нескольких новеньких мальчишек в уже знакомую каюту со знаменем. Мы расселись по стульям, и капитан сообщил, что зовут его Андрей Фёдорович Жданов, и он руководит «Клубом юных моряков». Многое он рассказал нам о клубе. Оказывается, чтобы стать юным штурманом, надо сначала поучиться на матроса, узнать всё о корабле и шлюпке, освоить семафорную азбуку. Во второй год  занятий ребята обучаются на рулевых и только в третий год – на штурманов. А потом мальчишкам можно поступать в морские или речные училища и становиться  настоящими штурманами, затем - капитанами. А девчонкам можно подать документы в высшее речное училище в городе Горьком – на судовых радистов. Мы с Галей решили, что это нам подходит, и поступать надо.
Капитан сказал, что нам повезло: мы будем начинать занятия в клубе с самого интересного – с практики. Будем ходить на шлюпках, кораблях, вязать морские узлы! А зимой – учёба на Станции юных техников. Андрей Фёдорович  сообщил, что сейчас мы ещё полные салаги, но это ничего, и мы будем со временем настоящими моряками. Этим летом  наша главная задача – познакомиться с судном и со шлюпкой, кое-чему научиться. Как выразился наш капитан-инструктор: «Надо хотя бы научиться отличать нос от кормы, а бак от юта». Так что настоящая морская жизнь для нас начнётся с 4 августа.
Вышли с пристани мы с Галей в прекрасном настроении! Нам даже показалось, что скоро на небе проглянет солнышко!

4 АВГУСТА 1970 г.

Итак, мы с Галей отправились в Клуб на первое занятие. Капитан-инструктор собрал всех в салоне, рассказал про распорядок дня на практике и начал выдавать форму. Белые форменки мы прикидывали на глазок, растягивая рукава в разные стороны. Мне попалась форменка с плохим воротником – ничуть не синим, а почти белым, так что полоски были мало заметны. И тельняшка была какая-то рваная, а бескозырок девчонкам вообще не полагалось. Ну, что же делать…  Не было в Клубе хорошей формы. Только несколько старших мальчишек, которые занимались здесь уже не первый год, имели красивую форму и фуражки-мичманки, и это всё было не клубное, а своё.
В Клуб вместе с нами записалась ещё одна девчонка – Надька. Но мне она сразу не понравилась: пристаёт к мальчишкам. А они ведь сюда пришли морским делом заниматься, а не шуры-муры разводить.
Нас разделили на три отделения. Мы с Галей и с Надькой попали во второе отделение. Нашего старшину зовут Миша Малахов. Он совсем взрослый, ему лет 16. В клубе уже третий год, всё знает, всё умеет, и выправка у него прямо военная. За таким старшиной, как за каменной стеной. Понравился мне и старшина всего нашего экипажа Костя Тихонов. Спокойный, деловой. Старшинам надо подчиняться беспрекословно, а если будешь пререкаться, то получишь наряд вне очереди. Всё серьёзно.
На обед мы пошли строем – вдоль Волги, а потом каким-то узким переулочком на улицу Кооперации. Там была столовая. Накормили нас вкусно.
После обеда капитан-инструктор сказал, что пора знакомиться со шлюпками. Из кладовой мы взяли огромные вёсла и понесли их к шлюпкам. Шлюпок было несколько: ЯЛ-4 и ЯЛ-6. Мы с Галей попали на «шестёрку»: там было шесть вёсел: каждому гребцу по веслу. На руль сел молодой инструктор и начал нам рассказывать об устройстве шлюпки, о некоторых морских названиях и командах. Мы отошли от причала и поняли, что грести такими большими вёслами тяжело, не то, что на лодочке, на которой я каталась в доме отдыха. Да ещё надо было слушать команды и грести всем одновременно, чтобы вёсла уходили в воду не вразнобой, глубоко не погружались и не поднимали много брызг. Инструктор нам считал: «И-раз, и-раз…». А иногда командовал: «Правое табань, левое навались»: значит, гребцы, которые сидели справа, должны были грести в обратную сторону, и шлюпка быстро поворачивалась. Сначала было трудно всё это запомнить, но потом мы приспособились.
В общем, день прошёл очень интересно!

6 АВГУСТА 1970 г.

У нас в Клубе каждое утро начинается с построения на палубе тральщика. Я стою как раз за спиной нашего старшины Миши Малахова. Проходит перекличка, старшины сдают рапорты капитану-инструктору, а потом он командует: «На флаг смирно! Флаг и вымпел поднять!». На крыше дебаркадера есть мачта, мальчишки стоят там и по команде поднимают флаг и вымпел. Очень торжественно!
А потом мы отправляемся на «Кузьме Минине» в какое-нибудь не очень далёкое плавание или идём тренироваться в гребле на шлюпках вдоль левого берега Волги. У меня от валькового весла на ладонях появились мозоли: вот как я старалась хорошо грести.
А однажды, когда мы с Галей подавали вёсла в шлюпку, а мальчишки их принимали и укладывали вдоль бортов – нас снимали на киноаппарат. Это у нас понемногу снимается документальный фильм к 10-летию КЮМа. Интересно потом будет на себя посмотреть!
А ещё иногда у нас бывает свободное от занятий время. Тогда мы собираемся в кают-компании и ведём разные разговоры или играем в настольные игры, в шашки, шахматы. Там есть и интересные журналы, например – «Пионер», «Костёр», так что можно почитать. А наверху, в салоне, стоит довольно большой детский бильярд. Там всегда очередь из желающих поиграть. Интересно же! Нас с Галей и Надькой мальчишки научили правилам, и мы тоже играем.
К сожалению, в Клубе нам не выдали морских ремней, сказали, что должны раздобыть их сами. Я поручила тёте Шуре съездить на барахолку и купить мне морской ремень. Но она привезла совсем не то. У чёрного ремня пряжка была не с якорем, а просто с маленькой звездой, и даже не блестела, хоть я её долго чистила. Тётя сказала, что морских ремней там нет. У некоторых наших мальчишек пряжки тоже солдатские, только звезда у них большая и блестит. Говорят, что у меня вообще ремень-самоделка. Но старшины рассказали, что можно будет купить пряжки с якорем в специальных магазинах в Плёсе или Кинешме. Мы туда ещё не ходили.

8 АВГУСТА 1970 г.

На практике мы зря времени не теряем. Недавно побывали в Лунёве и в Плёсе. Лунёво для меня не очень интересно, потому что я этим летом жила там с мамой в доме отдыха: все тропинки там знаю и на лодке по Волге каталась. А вот Плёс мне, действительно, понравился! Маленький, но очень красивый городок, в котором жил художник Левитан! Нам дали увольнительную на берег, и мы сразу побежали в речной магазин, но он оказался закрыт. Тогда мы стали гулять по набережной, которая тянулась далеко вдоль волжского берега. Поднялись на гору и смотрели на Волгу с высоты. Очень красиво! Потом мальчишки сказали, что знают старинную церковь, в которую любил ходить художник Левитан, и мы все вместе отправились эту церковь искать. Она оказалась действующей, и там даже шла служба. Нам захотелось войти внутрь и посмотреть. Но было страшно. Наверное, нельзя юным морякам в церковь идти, нехорошо это. Но мальчишки сняли бескозырки и вошли внутрь. И мы за ними. Там было очень красиво! Золотились иконы. Поп нараспев что-то говорил. Стояло довольно много старушек в платочках, которые оглядывались на нас неодобрительно. Мы немножко постояли, посмотрели и вышли на улицу. Хорошо, что с нами не было никого из взрослых: они не разрешили бы пойти в церковь: пионерам и комсомольцам, а тем более – юным морякам не положено.
Вообще за эти дни мы многому научились. Например, вязать морские узлы: прямой, рифовый, шкотовый, брамшкотовый, штык, рыбацкий штык, удавку. Научились стоять на сигнальной вахте в рубке и давать отмашку белым флагом встречным кораблям. Уже можем отличить сухогруз от нефтеналивного танкера. Всё это так интересно!

9 АВГУСТА 1970 г.

Сегодня на «Кузьме Минине» мы ходили в Ярославль, и нам этот поход очень понравился. После линейки мы отдали швартовы и пошли вверх по Волге. Андрей Фёдорович провёл с нами практическое занятие, рассказал, как надо снимать карту реки. Мы в блокнотиках рисовали все изгибы берегов, все бакены, створы и прочие важные для плавания знаки. У меня выходило очень хорошо, у Гали тоже.
До Ярославля шли 4 часа. Наконец вдали показались первые постройки, а потом мы увидели очень красивую набережную с беседками.
Экипажу дали увольнительную и отпустили на берег. Я в Ярославле уже бывала – на экскурсии с классом, поэтому уверенно повела Галю в центр города. Галя сразу потащила меня по магазинам, но я ей сказала, что лучше посмотреть ярославский Кремль – он такой старинный. В Кремле было красиво, там располагалось много чудесных церквей, а также были музеи.  Но у нас не хватило бы времени ходить по музеям, и я предложила слазить на высокую звонницу. Мы поднимались наверх по крутой винтовой лестнице, кругом был таинственный полумрак. Казалось, будто мы попали в старину, и сейчас нам навстречу выйдет какой-нибудь стрелец в красном кафтане и с алебардой. Наконец мы поднялись на самый верх, да так и ахнули. Такая красота! Отсюда был виден чуть ли не весь город, река Волга и речка Которосль. Сердце замирало от восторга и высоты!
Мы обратили внимание, что белые стены на звоннице были испещрены подписями тех, кто здесь побывал – туристами из Москвы, Одессы, Мурманска и других городов. Галя предложила написать на стене: «Кострома, 1970 г.». Я сказала, что это не очень хорошо – портить стены. Но ведь до нас здесь уже постарались. И Галя монеткой нацарапала надпись про Кострому.
Потом мы ещё немножко погуляли по городу, по набережной, посмотрели памятник героям Великой Отечественной войны. Но надо было возвращаться на теплоход, потому что наше увольнение подходило к концу. Пора в обратный путь – в Кострому.

(Продолжение см. на авторской странице)


Рецензии