Как я учился

Это было время детдомовских детей и детей, у которых отцы в полях войны затерялись. У некоторых-то отцы были, конечно. Эти дети были ухожены, приходили в костюмчиках, сытыми глазами на мир послевоенный смотрели. Детдомовские стаей ходили, их обидеть было себе дороже. В классе не без дураков было. Умных, конечно, больше. Умными многих учителя делали. Были учителя все, как на подбор, из старой, дореволюционной России, отдавали себя служению без остатка.

Но это было при И.В.Сталине. Всё ещё верили в Коммунизм и в светлое будущее. И
как было не верить? Такую гитлеровскую махину одолели!
Особенно помню учительницу с первого по четвёртый класс. Она же была одна, как не помнить-то! Елизавета Григорьевна Усталова, потом уже - Лямина, как оказалось, была в более дружеских отношениях с моей мамой, чем это могло бы быть.
С моей мамой, почему-то, многие были хорошо знакомы, что меня потом всю жизнь удивляло. Мать же была неграмотной. Может быть, с отцом это связано?
Усталова-Лямина выпустила меня из четвёртого класса с похвальной грамотой.
Именно у неё я на всю жизнь вызубрил таблицу умножения и писал диктанты только на пять.
С пятого по седьмой класс я ещё учился не так безобразно. Сталин ещё только умер, народ был в трауре. Учителя ещё старались. Но Хрущёв всё испортил! Объявив Культ Личности, Хрущёв вырвал из сердец народных веру в святое дело Революции!
Пошли шатания. Народ потребовал свободу от жёсткой линии Партии. Появилась пятьдесят восьмая статья. Хрущёв, сам не понимая, что натворил, пытался сдержать порыв народа к непонятной для народа же свободе. Свободу-то получить подсказывали Европа и Америка. Коммунисты, конечно, потихоньку распоясались, перестали сдерживать свои аппетиты, строя себе дачи, санатории, охотничьи хозяйства по истреблению живности.

Учителя опомнились, обнаружили, что им очень мало платят за самоотверженный труд. Стали они нахватывать уроки. Качество подаваемого материала пошло на убыль. Я ещё пытался что-то ухватить на уроках астрономии, химии, геометрии.
По литературе, несмотря на мою повышенную грамотность, посыпались тройки.
Алгебра и физика вообще вышли за пределы моего понимания. Учительница была меня старше на пять лет, не более. Приходила на каждый урок в новой одежде, в то время, как я ходил в школу в том, что сегодня и бомжи не надевают.
Любовался, конечно, этой учительницей, гипнотизировал её, раздевая своим взглядом художника.
Не до понимания объяснений материала было.
Меня откровенно готовили,в лучшем случае, на разнорабочего в каком-нибудь цехе завода. Единственно, что я освоил в совершенстве, рисование. Здесь я был маг, волшебник и виртуоз. Но до самого выпуска из школы об этом не знала ни одна живая учительница. Наоборот, мне подсовывали стенгазету за стенгазетой, чтобы я ещё хуже учился!
В стенгазетах я с упоением помещал рисунки природы, портреты великих писателей.
Только много лет спустя до меня дошло, что мои рисунки рассматривали, как наклеенные репродукции из журнала "Огонёк" или ещё откуда. Когда я на выставку принёс копию И. Шишкина "Корабельная роща", и тут мне не повезло. Её учительница тоже приняла за репродукцию.

В общем, выполз я на четвереньках из школы с самым плохим аттестатом, какой только мог заработать. До седьмого-то класса вспоминал учителей не так, чтобы с обидой. А уж с восьмого по десятый эти учителя были - излом да вывих! Жизнь их испортила. Страна же кукурузу растила на песке и усиленно готовилась к войне.
Где уж тут Государству до учителей-то!

Завод мою физику довольно основательно подправил. За деньги-то я и сам не заметил, как полюбил всякие сопротивления, фарады, Кулоны да Омы.
В институте мне тоже эта физика не очень-то показалась страшной. Преподаватель полюбил мои пейзажи да портреты. Воспринял, что физика в особом качестве мне не понадобится при создании картины маслом. В общем, всё сделал, чтобы я без трйки в дипломе не оказался. Спасибо ему! В память врезался его портрет. Нарисовал бы по памяти, да сегодня уже поздно это сделать-то.

Учительница первого-четвёртого классов долго приходила к нам в гости, всё интересовалась, расту ли я? Я плохо рос, потому что плохо питался. Так и не вырос с отца. А сын с отца вырос. Такой же высокий. И такой же успешный! Во всём! Жаль только, что живёт в Казахстане.

январь


Рецензии
Мы, как я поняла из рассказа, примерно одного возраста. Помню, как умер Сталин, все плакали. О кукурузе я выступала на областном слете юных кукурузоводов, тогда в первый раз увидела стебель кукурузы с початками. А речь мне написали, я ее только с выражением прочитала. У нас на Урале кукурузу до Хрущева не выращивали. Ну а учительство, для меня это актуальная тема,оно бывает разное. Я разных учителей встречала, одни оставили в душе теплый след, другие учили тому, как не надо поступать, потому что от их поступков на душе кроме обиды, ничего не оставалось.Говорят, что учитель - это не профессия, это образ жизни. И в других областях нашей жизни встречается много разных людей, и плохих, и хороших, просто учитель не только знаниям учит, он еще и с душой какие - то манипуляции производит. Тут нужны только чистые помыслы. С уважением! Лидия

Лидия Белоусова   25.01.2014 14:55     Заявить о нарушении
Учителя, действительно, бывают разные. Но те, которых я претерпел, были бедными.
А бедность мешает делу так же, как богатство мешает стать учителем. Ведь в учителя-то шли студенты в надежде улучшить свою жизнь. А не получалось. Так что, я сегодня никого из тех, кто ставил мне оценки, не осуждаю. Все они, мало-мальски меня выучили до, фактически, трёх высших образований! Я и инженер-конструктор второй категории, и художник, и дизайнер. А стихи пишу левой и правой смеясь! С теплом!!!

Валерий Мухачев   25.01.2014 21:53   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.