Размышления над стихами Иосифа Джугашвили

Как-то попались мне в интернете стихи... Прочёл...
Сентиментальный мотив, трогательная юношеская нежность,
и обидчивость тоже юношеская, почти детская...
Читаю подпись автор: Иосиф Джугашвили...
Это стало для меня откровением...            

            "Шел он от дома к дому,
             В двери чужие стучал.
             Под старый дубовый пандури
             Нехитрый мотив звучал.

             В напеве его и в песне,
             Как солнечный луч, чиста,
             Жила великая правда –
             Божественная мечта.

             Сердца, превращенные в камень,
             Будил одинокий напев.
             Дремавший в потемках пламень
             Взметался выше дерев.

             Но люди, забывшие Бога,
             Хранящие в сердце тьму,
             Вместо вина отраву
             Налили в чашу ему.
             Сказали ему: "Будь проклят!
             Чашу испей до дна!..
             И песня твоя чужда нам,
             И правда твоя не нужна!"
                1895 год
                Иосиф Джугашвили

В сердце родился отклик на поэтические напевы юного Сталина...
Думалось: как же это случается, что такое нежное создание
превращается в тирана и монстра, ворочавшего человеческими жизнями,
топившего в крови и морившего голодом миллионы людей,
и упивавшегося почти абсолютной властью над шестой частью человечества?


Власть она развращает,
а если не так, проверь!
- Что б делал ты, если знаешь?
- Прошу тебя, дай ответ!

Представь ты себя мальчишкой,
мечтателем - ты представь!
- Жизнь бедного дьяка с книжкой,
с молитвой в небесную сталь!

И вот: ни герой, ни Бог, и,
и даже ни царь даёт
тебе в эту даль дорогу
и красной звездой небосвод...

Сумел бы ты чистым остаться?
Сумел бы себя оградить?
от средства, в котором коварство
борьбы - "Убивая жить!"

Иуда, Нерон ли, Сталин,
предателем и палачём,
не зарекайся - станешь,
не думай что ни причём!


Невольно вспомнилось Библейское:

"Двух вещей я прошу у Тебя, не откажи мне, прежде нежели я умру:
суету и ложь удали от меня, нищеты и богатства не давай мне,
питай меня насущным хлебом,
дабы, пресытившись, я не отрекся Тебя и не сказал:
«кто Господь?» и чтобы, обеднев, не стал красть
и употреблять имя Бога моего всуе".
.................(Притчи 30:7-9)

Библейский стих побудил задуматься:
Представил я себя на его месте...
И вот, шаг за шагом, в мои руки попадает власть...
"Власть - развращает, а абсолютная власть - развращает абсолютно..."
... Поистине: "Нищеты и богатства не давай мне, Господи!"
- Не давай рабства и большой власти - не давай!


Интересная информация о поэте Джугашвили есть в интернете...
Читая, делаю выводы:
Не столько мир не принял его поэзию, сколько он сам не принял в себе поэта...
А сколько из нас сожгли свои юношеские поэтические творения?
... Многие делились со мной тем, что сожгли толстые тетради,
бросили в печь, в костёр... Самоосудили себя...
Не знаю, не мне судить, может быть они были и правы.
  Так и Джугашвили...
Не многие из его стихов уцелели в местных грузинских газетах тех времён,
да книжка, переведённая Пастернаком и Тарковским к юбилею...
Рукописи не уцелели... Кто сказал, что рукописи не горят?
  Честно говоря, через эти стихи я открыл для себя незнакомого Сталина -
 сентиментального и религиозного юношу с тонкими чувствами...
Поразительно! Как же устроен человек, что и в злом гении живёт нежная душа!
... Жила когда-то... Что же он сотворил то с собою такое?
Что сделал? Просто самоубийство!
  Представляю, что перед смертью ему явился он сам - юноша, с нежной душой,
 которого он убил... Страшно? - Должно быть страшно...



Фото Иосиф Джугашвили http://mordikov.fatal.ru/stihi_stalin.html


Рецензии
Виталий! Вы абсолютно правы: власть развращает и чем больше этой власти, тем больше развращения. Оно увеличивается как снежный ком катящийся с горы. А начинается с малого- у воды быть да рук не замочить. С уважением Надежда.

Надежда Мотовилова   11.10.2019 22:33     Заявить о нарушении
1 Иоанна 3:10—12... Дальше в Слове Бога говорится:
"Дети Божии и дети диавола узнаются так:
всякий, не делающий правды, не есть от Бога,
равно и не любящий брата своего..."

Виталий Мельник -Запрудский   23.12.2019 12:20   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.