Освободился я помню...

                Освободился я помню...
                (Рассказ одного бывалого)

Освободился я помню,как раз под самый новый год.
Деньги заработанные мной в неволе быстро ...ушли в забвение;испарились,иссякли,растаяли...
 Их шелест сменился звоном нищенской мелочёвки,от которой становилось внутренне беспокойно ,уныло,гадко и не комфортно. Впереди праздник, народная гулянка, а настроение полный ноль;настроение нет ни какого!
И хожу по городу снег утрамбовываю,подошвой последних ботинок  соль собираю. Иду я иду,а на встречу мне Клён-кореш мой лагерный чешет.
. Поведал я ему про свои беды безденежные,про столь тягостную нужду свою... А он мне и говорит: «Не бзди братан...»И осекаясь по сторонам предлагает:
«Есть тут у меня дельце нескромное-фарт сто процентный . Ежели есть интерес адресок могу набросать? Предупредил конечно заранее ,что не за спасибо старается.
-Излагай,-говорю я ему :  «ну,а выгорит дельце сочтёмся естественно. Ну и изложил он мне весь свой имеющийся план,подстрекая и подталкивая меня всё больше и больше.
-Дело,говорит плёвое.. Слушай сюда....В общем евреи, там
живут-без меры зажиточные. Имеется всё; техника,золотишко...бабок немерено.
-Не догоняю,-так и говорю. А Клён мне: « прикинь...
новый год...ёлка...ни какой бдительности у людей..поддатые все. Зайдёшь под
видом деда мороза,обрезом пугнёшь-сами всё отдадут.
Говорю ему: «Так просто?» А,он мне в ответ : «Ну не так...но и не так сложно! "
И продолжает:
-Кладёшь в мешок с подарками ствол и на адресок,веселится... Я бы, конечно и сам всё обставил...да ,бабе своей слова дал- в новый год- некуда из дома.»
-Ладно,- соглашаюсь ссылаясь на безвыходность. Тем более,что гулять мне собственно- не на что...Приехал я к корешу накануне,взял инвентарь
надлежащий и домой к налёту готовиться. Половину следующего дня репетировал я,как
 законченный идиот,стоял перед зеркалом и с жаром безумца стишки декламировал,да песенки напевал.
И вот пришёл долгожданный день и час ,когда уходящие мгновения года стали одних
расслаблять ,  другим назойливо напоминать  по типу того: а кому-то сегодня вместо отдыха на работу-и это означает,что  ни рюмку  не выпить ,ни душу с девчонкой отвести не получиться. Одел я тридцать первого числа халат-деда
мороза и на адресок. Приезжаю-номер дома,улица всё сходится. Звоню в дверь -не открывают. Звоню настойчивее,прикладываюсь ухом. Внутри возня ,беготня...Гремят тарелки...выставляются либо прячутся продукты. Звоню опять. Женский -режущий ухо голос командует: «Ромачка?Внучек? Папа твой сильно занят .Открой сейчас же дверь и впусти новый год» Слышу следом: « Ты ,где мерзавец?» Всё тот же голос : «Впустит кто... новый год , в этот дом,
или будет ,как в старом? когда нам пережгли ,наш звонок.» Рома открывает наконец дверь и какое-то время с недоверием рассматривает меня-в качестве,
деда мороза. А я ему в стихах; с порога :
           Проводи-ка длинный нос
            И скажи,что дед мороз
              Из Лапландии приехал
             И подарки всем привёз
Рома смешно удаляется,как на пружинах  обиженно   доказывая по пути ,что нос
у него как  у большинства людей. И снова
не обязательные люди меня забывают. Захожу  сам,
 не дождавшись приглашения. Знакомлюсь с обстановкой,принюхиваюсь. Пахнет чесноком и ещё чем-то непонятным- хоть влазь в противогаз. Отвлекаюсь на детей, которых здесь видимо-невидимо. Первое,что приходит на ум: «Где же я на всех наберусь подарков? На весь этот предпраздничный кагал,который не взирая на моё присутствие продолжает  заниматься своими делами»? Русская ёлочка ,на макушку которой,  упала  священная звезда Давида. (как вам нравиться такая несообразность?)Эти дети, отплясывающие не по делу смешные национальные хороводы?
-Ша!-говорю я себе. Осматриваюсь... Стены квартиры
по-нищенски пусты. Где же зажиточность?Где
раритеты ?Где нахально бросающийся в бельма антиквариат и другие ценности?  Смотрю в оба глаза-не вижу не одним ! То ли ослеп, то ли оптический обман.
 Голые стены.. .прикиньте!? .Иду дальше,как по музею
из которого вывезли всё загодя,точно перед намечающимся   плановым пожаром . .Диплом на стене какому-то Адику Фишману. Читаю: «За восхождение на  пик Коммунизма».Рога архара-над этим же дипломом. Развалившись
на кушетке ,выбросив руку вперёд, с печаткой из  золота ,
 и злато- корпусными часами,спит дед. Продвигаюсь вперёд и
прикидываю свой гешефт. В буфете из старого морёного дуба выглядывает пара хрустальных вазочек,эпохи соцреализма. Под ногами ковёр полушерстяной-узбекский, размером два на три,покрывающий центр прямоугольной комнаты. В углу чучело большой собаки. Подмечаю:« Как две капли воды похожая на живую. Радуюсь
за заграницу и говорю себе.-Умеет же делать...подлинно как;как красиво. И в этот самый момент красота поднимает голову и начинает не признав меня, упреждать
 страшным рыком. Ну,думаю всё, попал...собачка та не игрушечная. Уговариваю собачку-этого свирепого добермана-холерика,ахинею несу,а сам задом,задом,задом. Стоит мне взяться за ручку двери ,доберман в нервы. Понимаю,что выхода нет у меня,а пропадать за так, тоже не хочется.» Из дальней комнаты раздаётся уже мне знакомый голос.
-Яша? Яша? Ну ,где ты? Лети мотыльком до нас...кажется у твоей Софочки начались схватки. А ещё, Софочка мне рассекретила, имя будущего ребёночка.
. Как тебе имя -Пейсах? Нет,это не в честь твоего троюродного дяди,умевшего в отличие от тебя зарабатывать на жизнь. Яша -мужчина лет сорока;
худенький ,маленький с всклокоченной на висках
пряжей волос и с лысиной через всю голову,пробегает
мимо. Меня он даже не замечает.
-Зачем,зачем,-не однократно повторяет он ,и сотрясает
кулачками своими; спёртый,чесночный воздух.
(Опять Яша): Зачем вообще я женился на вашей дочери? Она всю свою жизнь не знает другого занятия ,как только рожать мне детей. Вах-вах-вах...
Неужели и в праздник,покоя не будет . Вах-вах-вах! Подумать только... Именно сегодня ей пришла в голову идея рожать. Ну почему именно сегодня?
Таки потерпеть до завтра, и не портить людям праздничное настроение,нельзя было? Яша пробегает опять мимо.
С праздничного стола сметает он бутылку водки, и одиноко опробовав, выходит в прихожую,держа ещё одну рюмку,налитую  добавочно,впрок.
-Из-закусок только карп!Представляете?-обращается Яша ко мне.- И она... меня думает осчастливить очередным ребёнком.. меня ,который имеет уже четверых ...ха-ха! Яша чихает используя  платок.
Здравствуйте,-говорит мне Яша и следом жалуется: «  Новый год пропал .» В дальней комнате раздаётся
крик женщины: « Яша,где горячая вода и полотенец?Сколько можно горло рвать?» Яша принимает на грудь
 ещё сотню грамм и возвращается к обязанностям-  «падай-принеси»,курьера. Всё это время, я пытаюсь безуспешно покинуть прихожую,но не могу-доберман
держит меня ,как на привязи. Появляется опять Яша.
Через свои запотевшие очки он пристально разглядывает меня   и сообразив, кто наконец перед ним, приглашает детей
-Чудо!чудо! Дети все...скорее сюда! нас посетил дед мороз. ..Счастье какое..мне не нужно будет тратиться вам на подарки. Дети оживлённо высыпали в прихожую
и повисли на мне,как игрушки на ёлке .Жуткое зрелище,мамой клянусь. Один лезет целоваться,другая часы стягивает в это время!Двое- на одно лицо Ром,совершенно не стесняясь, орудуют у меня в карманах,как настоящие щипачи .
Один наконец перестаёт меня опустошать и обращается весело с улыбкой на лице.
 : « Дядя,дядя,а я вас сразу узнал. Вы ни какой не дедушка мороз...вы наш семейный друг и доктор...дядя Исаак. Вы мне делали это...»Мальчишка с себя снимает незамедлительно   штаны и показывает мне- бесцеремонно , то  самое место,
 с которым поработал их семейный доктор- Исаак. Вы пришли помогать нашей маме, дядя Исаак?А, правда ,когда я вырасту у меня будет больше чем у моего папки? Интересуюсь,нет ли у него в мозгах патологии? И узнаю. Мама ,видите ли, ему,  так сказала! Не верю; чушь,вздор,ни факт...Хотел я врезать этому самоуверенному сорванцу- оплеуху,да вспомнил,что  ребёнок передо мной. Говорю: «Правда!иди, и расскажи эту новость вон той, девочки ,с длинными косами, и носиком таким же как у всех.»  Девочка сидела уже на стульчике и увлечённо раскрашивала синим фломастером спящего старика. Бравший когда-то «Пик Коммунизма» дрых
без задних ног, не подозревая в какое искусство вляпался он своей физиономией.
-Вот нервы...вот сон!-подумал я тогда,имея ввиду
старика альпиниста. А,дальше цирк полный! Пользуясь случаем и сложившимися обстоятельствами,собачье чучело, вышло из своего угла, и отправилось целенаправленно к праздничному столу. Осмотревшись по сторонам , встав на задние лапы , чучело овладела карпом в сметане,при чём случилось всё это, быстро,
и достаточно небрежно-где-то даже, по-свински. Через
минуту, с карпом было уже покончено. Собака лежала
у себя в углу и убирала с морды последние капли сметаны. Избавляясь от газов,она издавала характерные звуки и делала и без того невыносимый, тяжёлый воздух,ещё тяжелее.
-Чтобы он,этот новогодний карп,у тебя в желудке, не переварился ,-подумал и пожелал я тогда. Яша, уже кричал и неистовствовал: «Беда!»-вопил он.
-Случилась непоправимая беда!Буковка «Р» от волнения у него задрожала ;стала картавой, гремящей,вырывающейся из каждого слова с корявостью  и смешным звучанием. Яша проносился по квартире,как вихрь. С сумасшедшей издёрганностью, хватал он по очереди каждого ребёнка, и заглядывал,как педиатр тому в рот... Затем,когда дети закончились,он подбежал  ко мне, и тоже самое проделал со мной.
Видели бы, вы его бешеный взгляд...
-Зачем? вы съели нашего карпа, в сметане?-возмутился Яша ,найдя-от природы в моём
 рту- белый язык.Неопровержимо виноватым оказался я не имевший даже умысла
поживиться ихнем карпом..
.- Теперь ,у нас никогда, не будет нового года,а главное денег-ибо карп ,это не просто какая-то рыба, как у русских,а символ еврейского благополучия.
-Я,ему хотел было сказать: «Дескать,ты идиот обернись назад...да посмотри. Вон лежит истинный виновник- глаза бесстыжие,сметана на морде. Но виновник ,только
глянул на меня, и я понял всё.» Если я его сдам,-
 говорил его вид,-живым мне отсюда не выбраться точно. Стою и думаю: Во влип! Девочка с косичками оставляет дедушку и по решению вопроса предлагает свой вариант: «Папа,сейчас же  безотлагательно...позвони к ним в кантору и потребуй с них денег.  И  не забудь насчитать этим халтурщикам... максимум издержек,включая моральную травму.
Стою размышляю: «Сейчас поинтересуются кто я ,да откуда,телефончик канторы потребуют. Обман будет вскрыт,а уж там и ментов жди. В голову лезла всякая дурь. Я даже видел себя растерзанным этой компанией,видел как доедает меня доберман,успевший переварить к тому времени украденного им карпа. Во попал,во влип-нечего сказать,-отчитывал себя я. Машинально, из своего кармана выскреб я мелочь и жалуясь,что больше нет за душой, поклялся,что когда деньги появятся обязательно,непременно верну в полном объёме.
-Возьмите,говорю ,-всё,что есть. Яша пересчитал и быстро собравшись, умчался за дверь. Стою гадаю:  «К ментам или в магазин, за карпом побежал?» Пока отгадыванием был занят подрезали у меня мешок-дети скверные. Сволочи настоящие...вороватые...Сейчас  поубивают друг друга,а ты отвечай,-подумал я и
 пустился по-комнатам ,  реально забыв про собаку. Ищу,кто взял? А,тут этот носастенький;этот Ромачка,с пружинами на ногах и с моим обрезом. Говорю: « Рома золотце,пальчик свой с крючочка убери и передай этот  ужасный предмет дяди Исааку,ни то штанишки спущу с тебя и надеру тебе задницу.
В такой момент жизни... мы готовы любому восполнить утрату  его дяди,дедушки,папы,да хоть тёти. А,он мне,это маленькое дерьмо,предъявлять давай. Зачем, дескать я столько денег папаши ихнему отдал. Теперь он обязательно их пропьёт, и заявиться только к следующему утру. Сейчас,-говорит,- нажму на крючок.
Не выдержал я этого ирода малого и за ним. Возле дальней комнаты настиг его,обрез отнял и по запарке дальше. А там женщины...прикиньте эту сцену.  Роженица  на лоне постели, мать с ней рядом на стуле ,а тут дед мороз...в руках  обрез. Ну и заорали. мы все там, по одиночке- все кто был в этой комнате. Я от увиденного,мать с роженицей от меня,а следом двое появившихся на свет малышей. Помню рухнул я там же  без чувств .А когда пришёл в себя, увидел такую картину. Софочка сидит на кровати и держит двойню.-Любимый,-говорит она, не подозревая что под халатом не Яша.-Правда же они прелесть? Иди же и обними всех нас...
Я молча,зачем то, киваю, и нервно поправляю
съехавшую, на сторону, бороду -Ну ты и, попал!- слышу.. Обернувшись на шум- у себя за спиной,  вижу следующую картину- двух мусоров,которые поддерживают не могущее самостоятельно передвигаться ,тело- главы семейства.
Доставленный к дому Яша сквернословил,дрыгал
ногами ,и не смолкая тараторил одно и тоже:
« Как негоже  ему живётся  на этом белом свете.
 И во  имя чего,  содержит он весь этот кагал?
 Хорошо,что его отец- дед не видит всего этого. И тут впервые,за весь вечер, вспомнили про существование оставленного в комнате старика,который уже начинал откровенно попахивать.Предчувствуя неладное все застыли. Дед не отзывался.
 Яша высвободился из под опеки и направившись к
 старику,провёл не подозревая пальцем, по его синему челу.
-Фломастер,ну надо же,-изрёк Яша с иронией, и показав всем посиневший  свой палец ,рухнул там же на пол, рядом с кушеткой.
За обрез да за деда мороза, получил я свой новый срок
С покойничком благо разобрались и не повесили
 сверху, как это за проста у нас получают бывшие зэки .Теперь вот качу по этапу,да братков веселю. Да самое главное чуть не забыл. Получил я недавно  на пересылке письмо. В котором Софочка рассказывает мне ,про свои трудности
и далеко идущие планы. Деда пишет схоронили достойно,Яша мерзавец их  бросил...А,самое смешное,что ждут они с нетерпением моего возвращения ,и передают всем семейством мне пламенный привет;
Мама, Софочка и шестеро-сейчас упадёте ,наших,  с ней- малюток.
2004.


Рецензии