Коллективные личности - план работ

Карсавин пишет, что для общества, любого сообщества людей, модель биологическая не годится так же, как и механицистская. То есть общество это и не набор одинаковых атомов, и не организм (голова - правители, ноги - шудры или как там дальше). Органицисткая метафора иногда бывает к месту, если споришь с механицистом или социальным номиналистом, но я её тоже не очень люблю. Всегда нужно очень много оговорок держать в уме, чтобы правильно выразить свою мысль.

Так вот, единственное адекватное представление о человеческом сообщества любой величины  - личность (примеры на моей странице - "Платоновская триада в массовой культуре" и "Волчий дождь. Дорогая к раю"). Каждая описанная тут тройка или четверка это на самом деле коллективная личность. Свобода тут открывается невероятная, поле непаханное. И особенности коллективной личности, и особенности индивидуальной личности, и их взаимозависимость, и свобода в этом союзе - о каждом моменте можно книги писать.

А еще у нас есть коллективные личности, состоящие не из трех человек, а из миллионов! Церковь, армия, народ...

А не думал ли кто, что шпенглеровский прафеномен на самом деле должен быть не вещью, а личностью? Шпенглер в рассуждениях об античности говорит об отдельно стоящей статуе как прафеномене античной культуры, но на самом деле это может быть человек телесный, человек, понимаемый как осязаемое тело в первую очередь. Тогда и прафеномен фаустовской культуры не бесконечность, а человек, переступающий все границы, рвущий все связи, бесконечно одинокий, бесконечно своевольный, бесконечно самоутверждающийся. А прафеномен русской культуры...


Рецензии