2007 год

6 января
До Армии, работая на шахте, я много ломал голову над изобретениями. Изобрёл, чтобы не вручную, а механически открывать стопора, используя вес клети. Это изобретение я показал главному инженеру Понамарёву. Он посмотрел и скептически сказал.
– А зачем это? Когда можно применить эл. энергию и открывать при помощи кнопки. Я ему возразил. Зачем использовать эл. энергию, когда можно использовать дармовую, зря пропадающую энергию клети. Когда клеть опускается, садится на посадочную площадку, она своим весом через придуманное мною устройство открывает стопора. Вагонетка прошла, стопора автоматически при помощи пружин закрылись, и этот цикл связан с опусканием и поднятием клети. Понамарёв окинул меня с усмешкой.
– Ну, ты, нашёлся ещё Ползунов. – И отмахнулся от меня как от головной боли.
На очереди у меня ещё были разработки, как механически, а не вручную закатывать вагонетки в клеть. Но, встретив такое сопротивление и нежелание проявить интерес к моим изобретениям со стороны руководства шахты, я бросил эти занятия. После армии мои работы и чертежи растерялись.


7 января
Когда человек справится со временем, то будет жить долго и интересно, а если время поборет его, то он будет жить мало и скучно.


5 апреля
Россия уникальная страна. Измученная нашествиями, войнами, революциями. Питающая зависть иноземцев. Корчующаяся под гнётом тиранов и вечно стремящаяся к свободе и независимости. Страна суровая и в тоже время добрая, гостеприимная. Кем она только не управлялась – умными, юродивыми, смешными и злыми. И под волею этого времени сформировалась в непокорный своеобразный характер.


6 апреля
Литература должна быть не только картинками для украшения истории. Она должна просвечивать человеческую жизнь, помогая обществу избавиться от болезней.


7 апреля
Россия не была готова к построению коммунистического общества. Прыжок через формацию – с феодализма в социализм – обернулся для России большими потерями. Даже европейские капиталистические развитые страны и то так не рискнули.
Построение коммунистического общества в России приняло уродливые, вульгарные формы через ломку психики, через ломку судеб.


2 мая
Соседка по дому Г. с пренебрежением говорит мне: «Тебе только книги писать». Как будь-то это мерзкая и лёгкая работа, работа от нечего делать. (Какие дремучие мерзкие мысли.)


3 мая
Рассказ «Фигура» возник как реакция на кризис. (Тоталитарный режим загнал Россию в глубокий духовный и нравственный кризис.)
Вульгарная стратегия, циничная политика. Техническое производство при рабской психологии.
Жизнь Григория Ерохина – это пример бунта индивида против сложившейся системы.


2 июня
Жизнь от смерти разделяет мысль.


12 июня
Писатель – это совесть эпохи, совесть народа.


14 июня
Сталинский режим старался лишить человека исторической памяти, памяти предков.

21 июня
Повесть «Бабье гнездо»: узники сталинского суррогата. Рассказ «Горькая»: заложники обстоятельств, жертвы нелепости.


22 июня
Социализм в России – миф. Верхи в самодовольной спячке. Низы в пошлой беспросветной агрессии.


20 августа
Жена меня ревнует к творчеству. Оно (творчество) забирает у меня много сил.


22 августа
Рассказ «Весенняя распутица» – чиновничье людоедство.


30 августа
Творчеством скоблить надо жизнь! Скоблить и скоблить.


31 августа
Хороший писатель – это зоркий сокол.


1 сентября
Рассказ «Распятие»: расплата за легкомыслие. Жертвы легкомыслия появляются не только вследствие плохого социально-политического положения, но и вследствие плохой генетики и даже глубже. (Возможно, всеобщего общественного кризиса.)


21 сентября
В советское время у рабочих была расхожая поговорка: «Хорошо, кто не понимает». Это желание иметь начальника-дурака.


24 сентября
Ум – это умение исправлять ошибки. Безумие – это накопление ошибок.


25 сентября
Я верующий человек, но не религиозный. Я верю в Россию, верю в разум, верю в человека.
28 сентября
Я всё время с чиновником в ссоре.


7 октября
Я пришёл, чтобы заявить: люди, так жить нельзя.


15 октября
Как долго нам до гражданского общества. Тоскливо.


27 октября
Партия «Единая Россия» – боярская дума. Хорошо это или плохо время покажет.


30 октября
Повернуть сознание к человеку.


1 ноября
Люди убивают друг друга не только
в войнах, но и в мирное время, и ещё изощрённее, табаком, водкой, наркотиком, развратом, дурной экологией.
2 ноября
Выжженное поле Сталиным.
Выжжено крестьянство.
Выжжены рабочие.
Выжжена интеллигенция.


12 ноября
Негодяй, чтобы утвердится, пожирает ближнего.


14 ноября
Мой отец погиб в сталинских застенках, по доносу соседки, она донесла о нелояльном отношении моего отца к Советской власти.
Мои родственники и мать от меня это скрывали. Говорили, что отец пропал без вести на войне. Уже будучи взрослым, я как-то зашёл в дом, в котором родился. Бывшая соседка моих родителей мне и рассказала. Что моего отца арестовали в 1945 году по доносу соседки-медсестры. Как звать и фамилию медсестры не помню. Я рассказал об этом матери, она подтвердила.
А скрывали от меня правду для того, чтобы я выжил. Я подал в розыск на отца. Дело это долго тянули и, в конце концов, известили, что дело отца утеряно, нет его.
Мать мне рассказывала, как она со мной ходила в тюрьму на свидание и передать посылку отцу. Как я, перешагивая чрез рельсы, запнулся и упал, разлил сметану, которую нёс в бидончике. Отца мы так и не увидели.
В тюрьме сказали, что его переправили в другую тюрьму, а в какую, так нам и не сказали. «Не положено», – ответили.
В памяти у меня отец стоит эпизодами. Как он купил мне новое пальто и пришёл
в детский сад. Стал одевать меня, а воспитательница восхищалась: «Ой, какое хорошее пальто!». Отец работал в шахте саночником и как-то принёс с шахты мне для игры стальные, блестящие шарики от подшипника. Я один шарик проглотил, чуть было не задохнулся. Родители потом следили за мной, выйдет или нет шарик. И сколько было радости, когда шарик звякнул, падая в горшок, когда я сидел на нём и тужился.
Помню, как отец сделал мне деревянные сани с коробом, с высокой резной спинкой. Покрасил сани в синий цвет и катал меня
в них.

16 ноября
Часто приходится слышать: «Надоела политика». А как без политики? Мы все вышли из политики. Нас родила политика. Не было бы Сталина, не было бы и нас, и меня тоже. Мои родители встретились раскулаченные Сталиным.


25 ноября
Люди заложники своих привычек и инстинктов – это грустно и страшно.


14 декабря
Весь я переломан. Нос сломан, ключица сломана, бедро сломано в нескольких местах. И сейчас все эти переломы дают о себе знать.


17 декабря
Меня упрекают: «У тебя всё грустно
и плохо написано».
Я пишу не для того чтобы понравиться,
а о том, что есть.


Рецензии