Байки из 90-х. Начало

  До девяностых годов за границу ездили только избранные люди.
В их число входили дипломаты, торгпреды, спецы-инженеры и прочие желающие с большим доходом и отсутствием секретной формы допуска.
 Это сразу отсекало огромное количество нужных и ненужных работников советской "оборонки".
 Я  оказался не исключением,  работая на секретном заводе оборонной промышленности. Но занимался там,  в отделе товаров народного потребления, совершенно мирными задачами
Для пересечения границы оставалось только ждать начало перестройки.
 
К этому времени успел  изрядно исколесить просторы бывшего Советского Союза. Края географии ограничивались Заполярьем, Уральскими горами, Кавказским хребтом и Западной границей страны. Внутри этого неправильного параллелограмма оказалась вся Прибалтика и почти все крупные города и исторические центры европейской части СССР. 
А свой первый выезд за бугор осуществил в 90 году.
 
В стране начинался "бардак". Предприятия "буксовали". Заказов было мало. Задерживалась зарплата, и сотрудники уходили в неоплачиваемые отпуска.
Во время этой "безработицы", ко мне пришел приятель Юра.  Он рассказал о предложении его знакомой совместно посетить Румынию. Самому отправляться в такую авантюру было рискованно, и он предложил  составить компанию.
Сделать это технически было легко и не очень дорого. К тому же затраты можно было "отбить" привезенными "шмотками".
Одобрение я дал незамедлительно. Но серьезно оторопел, когда узнал, что выезд завтра...
 
Занавес упал стремительно...  Для выезда не надо было загранпаспорта, достаточно было только внутрироссийского.
Взлет - посадка и лайнер бежал по бетонке, утопающего в зелени Кишинева. После короткой ночевки, поезд медленно приближался к первому иностранному городу - румынским Яссам.
За границей Я не был, но Прибалтику исколесил вдоль и поперек.  Особенно нравились эстонские Таллинн и Тарту. Нравились и возмущали. Прежде всего хамским отношением населения.  Позже, переосмыслив историю, в чем-то начал понимать эстонцев.  Путешествуя по зарубежным странам, частенько вспоминал Прибалтику, понимая, что первый раз с заграницей столкнулся  именно там. Это было более выражено, чем потом во многих зарубежных странах.
 
Но… Поезд пересек реку Прут и в вагоне появились румынские пограничники. Вспомнился товарищ Бендер. Нет, эти пограничники были намного сговорчивее остапских.  Почему-то они сами потребовали с каждого туриста по бутылке водки и молча удалились.
 
Итак. Рубикон был пройден. Точнее Рубиконом оказалась речка Прут, разделяющая Румынию и Молдавию. В дальнейшем эту речку я переезжал множество раз. Один из которых запомнится навсегда. Это был нелегальный переход границы СССР.
Но об этом чуть ниже.
 
Хорошо все же, что в Румынию я въехал здесь, а не севернее из Украины в Сучаву.  Тогда страна, скорее всего бы, не понравилась, и на этом можно было бы поставить точку. 
А так, несмотря на имеющийся негатив, очень полюбил эту раздолбайскую страну и сюда возвращался еще раз сорок.
 
На Родине начался полный хаос. После отпуска "гайдаровцами" цен все производства стояли. И каждый человек выживал, как мог. Даже созданный мною производственный кооператив остановился, из-за того, что стоимость выпускаемой продукции увеличилась в сто раз, а материалы в тысячу.
Полки продовольственных магазинов были опустошены. Вскоре они стали наполняться... И со временем были заполнены до потолка различными деликатесами. На повестке дня был вопрос. Где взять на закупку деньги?
 
И многими нашими соотечественниками был найден выход. Полки промтоварных и хозяйственных магазинов были тоже до верха заполнены, раннее произведенными товарами. Они были абсолютно не нужны населению и цены оставались старые.
И потянулись целые  железнодорожные  и автобусно-автомобильные составы "челноков" в Восточную Европу продавать это "барахло". То, что покупалось за рубль,  продавалось за полдоллара, примерно в таком эквиваленте. Но и обратно везти валюту было не совсем выгодно. Поэтому в обратную сторону, тоже потянулся товар, который можно было выгодно продать дома.
 
Ряды челноков росли. Поездки были непростые, связанные с определенным риском:
- вымогательство со стороны таможенников и пограничников с обеих сторон границы;
- начищающийся рэкет;
- воровство по дороге;
- многие бессонные ночи в ожидании очередей на границе;
- ночевки в сомнительных и не отапливаемых местах;
 Но это не останавливало многих обезумевших от безденежья людей сидеть дома. Особенно подключились в это дело женщины. Смотреть, как спиваются всякой гадостью безработные мужья, им было противно.
Кроме того в этих поездках присутствовал элемент романтики. Увидеть на халяву чужеземные места, оторваться от жуткой российской действительности.
Образовывались группы по интересам, создавались передвижные семьи. Нескучно - это было точно!
Ездить просто челноком, мне было неинтересно.
Но нашлась одна лазейка в пограничном барьере, которой я незамедлительно воспользовался.
Дело в том, что визы для посещения Восточной Европы, гражданам России, Украины и Белоруссии не требовалось. Надо было оградить, хоть как-то свои страны от нашествия все увеличивающей армии «челноков». Поэтому было негласно принято решение странами бывшего соц. лагеря - требовать у пересекающих границу иностранцев ваучер, выданный страной въезда.
 
В то время,  туристы не посещали страны с экскурсионной целью.
 А "челнокам" не нужно было ни комфортного ночлега, ни жрачки. Сало, колбаса и водка с хлебом везлись с собой.  Поэтому, когда я обратился в польское турагентство с вопросом приобретения ваучеров без посещения отеля, меня сначала не понял директор пан Ежи. Но предприимчивый поляк быстро сообразил, что стопку нарезанной бумаги А4 можно продавать за баксы.
 
Ваучеры, а это не всегда была нарезанная бумага, покупались они от 1 до 5 дол за штуку. Продавались от 10 дол до 40. Цена зависела от количества человек, вписанных в ваучер. Некоторые из них, венгерские, были на фирменной бумаге с копиркой.
Прокол за три года работы, был только один раз.  Чехи не пустили человека, неопределенных занятий, с грузинской фамилией. Но, как оказалось, вина была партнерши - чешки. Ей позвонили пограничники уточнить, действителен ли ваучер? А эта сучка, пошла на попятную, хотя деньги за ваучеры получила авансом. Парня не пустили. Был скандал, который пришлось улаживать. Но это был единственный случай.
 
Имея на руках ваучеры шести стран,  я мог уже ездить тогда, когда хочется и туда, куда хочется.  Поэтому я облюбовал Чехию, и большинство времени проводил там.
Карловы Вары в 92-м, на глазах преобразовывались в ту, красавицу, которая сияет до сих пор. До этого город  выглядел жутким и обшарпанным. А наводил эту красоту сожитель паскудной чешки, выдавшей ваучер.
 
И все же  захотелось вернуться в Румынию. Интересная страна. Особенно когда в карманах брюк ощущаешь присутствие сразу двух чужих рук. Возмущаться по этому поводу надоедало, приходилось идти по улице и периодически выкидывать чужие конечности из своих карманов.
Но, знакомый моряк, ходивший в Африку, меня успокоил. Оказывается в Нигерии популярно сразу четыре руки запускать в карманы русских моряков...
 
Продолжение следует http://www.proza.ru/2014/01/21/1177


Рецензии
Много интересного. Спасибо.

Алекс Савин   15.02.2015 11:17     Заявить о нарушении
Вам спасибо!

Алекс Карпин   15.02.2015 14:44   Заявить о нарушении
На это произведение написано 8 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.