Первый паровоз. Из истории Алтая

Ведомости истории: Первый паровоз прибыл по реке.

8 июня (по старому стилю) 1914 года бийская пристань была полна народу. Повод был весьма значительный: в Бийск Соединенной Пароходной Компанией были доставлены первый паровоз и несколько платформ.

"Для большинства горожан тех лет паровоз был невидалью, и потому каждому хотелось увидеть это «чудо прогресса»", – писал краевед Владимир Шнайдер. Из архивных документов известно, что бийские купцы-миллионщики предложили идею строительства железнодорожной ветки до нашего города еще в начале двадцатого века. Городской голова, купец 2-й гильдии Тимофей Иванович Кузьмин был направлен в столицу. С расширением торговли с Монголией и строительством Чуйского тракта об этом проекте задумалось и государство.

Строительство было решено вести как со стороны Чесноковки (ныне Новоалтайск), так и со стороны Бийска. В 1913 году было начато строительство железнодорожной ветки от Новониколаевска (Новосибирска) до Бийска, в этом же году определено место и начато строительство Бийского вокзала. В местной газете почти каждый день освещались строительные успехи минувшего дня. Темпы строительства удивляли. Так, всего за месяц – с мая по июнь – каменные работы по строительству вокзала уже были закончены, и началась укладка балок. Конечно, вокзал был небольшой, но и технические возможности были иными. В 1914 году он был построен.

В 1915 году начала функционировать железная дорога, соединяющая Новониколаевск с Бийском. Вначале была отправлена первая почта, потом - пассажиры. Преимущество железнодорожного транспорта бийчане оценили по достоинству. Первая контора станции располагалась в городе по Троицкой улице, 42. Ныне это здание находится на улице Толстого, 140.

Старый Бийский железнодорожный вокзал просуществовал 94 года. В 2008 году на его месте было начато строительство нового здания вокзала. Он был сдан в эксплуатацию к 300-летию города Бийска.

(газета «Бийские ведомости», 2011)

(на фото - площадь двух вокзалов Бийска. Наши дни)


Рецензии