Учебник по истории для школы
Очередная проблема возникла перед нашим обществом и, кажется, неразрешимая. Проблема создания учебника по истории для средней школы. Суть проблемы заключается в необходимости разработки единой концепции истолкования исторических событий.
Проблема эта политическая. Ни для кого не секрет, что корень противостояния – желание властных кругов дискредитировать идеологию и практику социализма. Всячески их опорочить, чтобы на этом фоне, напротив, обелить и оправдать капитализм. Узаконить его, с детских лет приучая граждан своей страны считать его эксплуататорскую суть, его хищность и волчью мораль «естественными», неискоренимыми и даже полезными для общества и спасительными для страны.
Утвердить свою версию прямым насилием власть не в состоянии. Уж слишком лживой, слишком скандально несправедливой она выглядит. Попытки примирить противоборствующие стороны также не удаются. Слишком глубоко противостояние, что является признаком продолжения классовой борьбы в новых общественно-исторических условиях. Надежды на консенсус не просматривается.
Мне кажется, есть достойный выход из сложившегося тупикового положения. А именно: нужно создать учебник по истории, имеющий подзаголовок: «События, даты, имена, документы». И именно этого принципа строго придерживаться при его написании. То есть последовательно перечислять достоверно установленные исторические события с указанием их дат, имён и должностей действующих исторических личностей. С кратким изложением (только в виде выписок из документов!) их причин, хода, результатов и последствий. И без единого слова анализа событий, рассуждений и предположений учёных-историков, научных обобщений и выводов и вообще какой-либо нравоучительной отсебятины от любых авторитетов.
Это не значит, что всё перечисленное должно быть запрещено. Нет, всё это останется для вузовских кафедр, научно-исследовательских институтов и для Академии Наук. Учёные могут издавать свои монографии, писать диссертации с представлением своих версий и ломать копья в научных дискуссиях с целью поисков и утверждения истины. Историческая наука не пострадает.
Школьные учителя тоже смогут в форме устных рассказов и свободных обсуждений излагать детям свои мысли о причинах и ходе исторических процессов, знакомить их с возможностями самостоятельного анализа в этой области. Можно организовывать в школах исторические кружки. Только в учебниках ничего этого не должно быть.
При необходимости сдачи экзамена по истории в форме ЕГЭ вопросы в заданиях должны также строго соответствовать содержанию учебника. Но можно дополнить задание предложением учащемуся написать своё «краткое рассуждение на тему…», однако оценивать исполнение только по способности к связному самостоятельному мышлению, к аргументации, к логичности выводов. Но ни в коем случае не по «достоверности» концепции ученика.
Свидетельство о публикации №214011901648
Здесь прагматически здравое рассуждение, вызванное обеспокоенностью либеральными попытками перелить народное убеждение в антинародную форму.
Действительно, должна быть незыблемая документальная основа, генеральный курс среди самых противоречивых вариаций и течений. Но это не только факты.
История, как наука, представляется мне летописью, картой пройденного народом пути, на которой обозначены все тупики и ямы, заблуждения обошедщиеся народу очень дорого, чтобы вновь в них, в эти заблуждения не сползти, и чтобы не терять направления.
Если принять народ единым человеком, то история - апокриз его болезней и выздоровления, психологический фильм о его, о нашем коллективном взрослении.
Над Российской картой нависают тени заинтересованных фигур, которые стараются её запутать, ликвидировать. Учитель, который мог бы школьникам пояснять историческую тему и даже тематические институты... тоже исполнительные фигуры, и сомнительные, вспомнить Фарион, да и наши сегодняшние "лидеры" - выпускники чубайсовско-грефовских-несть-им-числа наставников, иногда такое несут...
Поэтому лучше, чтобы компас работал у каждой личности, "в самом себе".
Что же верно охранит нас от как бы дружеского металического "топора, подложенного под магнитный морской компас", чтобы искривить курс?
В детском садике я услышал слово "наши", когда дети рассматривали книжные картинки. Я пропустил по болезни предыдущий день и спросил - кто такие "наши". Оказалось это те, кто защищает нас от тех, кто хотел в прошлой войне нас убить. Именно это понятие для меня с детства сделалось осью, вокруг которой вертелись все последующие события, мои открытия и понимание нашей истории. И до сих пор меня не усомнить даже внутриполитическими волнами.
Ребёнок лишь проснулся на этот свет и многого не знает. Нужно ли стесняться его вразумить? Может ли он сам вольно трактовать новую информацию?
Скорее, нужно сразу помочь ему определиться, где верх и низ, право - лево, добро или зло... Что такое хорошо и что такое плохо.
Уже определившись с координатами - в добрый путь.
Но и трудности не отстают - эгоизм, лень, жадность... Теперь они - магнитные склонения верному направлению.
Хорошо сказал В.Солоухин - "Если культурному растению и сорняку дать равные права в огороде, то сорняк победит обязательно". Огород нельзя запустить.
Обрезка плодового саженца необходима, чтобы будущее плодовое дерево не превратилось в бесплодный куст.
Привить человеку гордость своим "телом-народом" жизненно важно. И все планетные Человеки именно так делают. Наш же народ доверчиво открыт чужим и вредным влияниям, даже до чужебесия. Такие мы уж есть особенные, но и тем более насущным становится с детских лет воспитание. И дальше. Старшеклассники ещё весьма пустоголовы, молодёжь легко прилипает в чёрному дёгтю.
Век живи, век учись, а дураком помрёшь - вывод из вековых наблюдений.
Это я к тому, что на мой взгляд необходим таки именно Курс дружественный отечественной истории, в сопровождении хрестоматии, сборника документов. Их обоюдная задача - не только дать знания, но и научиться ими пользоваться, идти по карте не в любую сторону, а в полезном, в Нашем направлении сквозь любые соблазны, испытания.
Хорошую мысль внушал один, возможно мифический школьный директор своему учительскому коллективу...
"Я пережил концлагерь. Мои глаза видели то, чего не должно видеть человеку:
- Как учёные и архитекторы строили газовые камеры;
- Как квалифицированные врачи отравляли детей;
- Как обученные медсёстры убивали младенцев;
- Как выпускники высших учебных заведений рассстреливали и сжигали женщин и детей...
Поэтому не доверяю образованности.
Прошу вас, помогайте ученикам стать людьми. Чтение, письмо, арифметика важны лишь, когда помогают нашим детям стать человечными"
Ваша статья не велика по объёму, но вызвала большое количество профессиональных откликов - уж очень зла и злободневна эта жизненная тема. Нельзя подпускать к нашим детям чужДые рты.
Заполнить бы наше школьное пространство нашими убеждениями. Ведь пустое, даже Свято-место, очень быстро заполняется бесами.
Владимир Рысинов 09.04.2023 02:25 Заявить о нарушении
"Курс, дружественный отечественной истории, в сопровождении хрестоматии, сборника документов" (!).
Именно такое решение я искала в своей статье, не нашла, и только Вы мне его подсказали, со свойственной Вам деликатностью.
Но какую сосредоточенность, какую вдумчивость, какое терпение Вы проявили в этих поисках! У меня просто нет подходящих слов, чтобы выразить Вам свою признательность.
Как мне кажется, остаётся дополнить эту формулу рецептом соблюдения тщательно продуманной меры использования в учебнике того и другого компонента - выписок из документов и пояснительного учебного текста. И нужный учебник "сам родится".
С превеликой благодарностью и глубочайшим уважением, А. Б.
Алина Боковая 10.04.2023 13:51 Заявить о нарушении
Алина Георгиевна, Вам спасибо за доброжелательность.
Владимир Рысинов 10.04.2023 14:52 Заявить о нарушении